Программа нравственно-патриотического воспитания

«Программа нравственно-патриотического воспитания» (авторский коллектив Борисовского МДОУ «Центр развития ребенка детского сада «Сказка») – самостоятельный курс для реализации в детском саду, разработанный с учетом необходимости усиления патриотической направленности образования, возможностей развития ребенка, заложенных в его деятельности с тем, чтобы приблизить образовательную деятельность к реальной, окружающей дошкольника жизни, создать запоминающийся образ Родины. Она составлена с учетом требований программ «Детство» В. И. Логиновой и «И ты увидишь – мир прекрасен» М. Ю. Мамонтовой.

Цель курса – реализация комплексного подхода к развитию дошкольников и осуществление их интеллектуального, нравственного, физического развития посредством ознакомления со своей малой Родиной. Она реализуется в процессе решения следующих задач:
1) образовательных: на примере ближнего природного и социального окружения познакомить детей с окружающим миром, помочь им осознать свое место в нем; учить ориентироваться в природной среде обитания; приобщать воспитанников к духовно-нравственной традиции русского народа;
2) развивающих: средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; формировать бережное отношение к природе и всему живому; развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
3) воспитательных: нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему краю, стране; воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, области; воспитывать уважение к труду; формировать толерантность, чувства уважения к другим народом, их традициям.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, экскурсиях, в процессе наблюдений, в играх, труде, быту, – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Отбор содержания программы основывается на современных тенденциях личностно-ориентированного образования и следующих главных педагогических принципах: а) целостности – соблюдения в программе единства обучения, воспитания и развития и системности; б) гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания; в) деятельностного подхода – приобретение ребенком любых знаний в процессе активной деятельности; г) интеграции – совмещение в программе различных аспектов научных и общечеловеческих знаний (музыки, рисования и т. д.); д) культуросообразности – построение образовательного процесса на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, что технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении; е) возрастного и индивидуального подхода – выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей. Гуманистической основой курса является его личностный характер, который создает живую мотивацию деятельности ребенка, обеспечивает саморазвитие и совершенствование его личности.
В ходе реализации программы у детей должны быть сформированы ценностные ориентиры: 1) семья, хранящая и прививающая им духовную культуру родного народа; 2) историческое единство русского народа; 3) общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие. Поэтому в процессе работы акцентируется внимание на решение следующих социально важных проблем: внешний и внутренний «портреты» ребенка, физическое и духовное начала в нем; достоинство, смысл и величие человеческой жизни; человек в общении с другими людьми, значение языка как основы человеческих взаимоотношений; деятельность как способ выражения себя, стремление приносить пользу; Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни.
Реализация курса также предполагает соблюдение условий: создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка; учет уровня его развития и воспитанности, в том числе при организации воспитательного пространства; обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов; динамичность работы; учет возрастных и психолого-физиологических особенностей дошкольников; объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания; совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры; становление высоконравственных, этических норм поведения.
С точки зрения авторов-разработчиков, программу отличает то, что она:
1) органически вписывается в базовую образовательно-воспитательную программу ДОУ, раскрывая те же объекты окружающего ребенка мира, но специфическими формами и средствами;
2) предусматривает в динамике, по ступенчатому признаку развитие нравственно-патриотических знаний, умений и навыков у детей;
3) акцентирует внимание на краеведческих знаниях, умениях и навыках с учетом возрастных особенностей дошкольников;
4) ограничивает экскурсии пределами микрорайона, поселка, а их формы (виды) – тематическими прогулками, экскурсиями, малыми «походами», начиная с их подготовки и заканчивая подведением итогов;
5) предусматривает тесное взаимодействие с социальными учреждениями (краеведческим музеем, заповедником «Белогорье», детской библиотекой);
6) рассчитана на три года[178] и предполагает тесное взаимодействие всех служб ДОУ: музыкального руководителя, педагога-психолога, инструктора по физическому воспитанию (старший воспитатель-координатор);
7) предусматривает обязательное повторное обращение в разных циклах к одним и тем же объектам – таким образом, ребенок получает возможность дополнить и углубить свои краеведческие знания, умения и навыки;
8) группы развития дошкольников постоянного состава объединяют детей от 4 до 6,5 лет.
Содержание «Программы нравственно-патриотического воспитания» ориентировано на развитие личностно-смысловой сферы детей: отношение к действительности, переживание, взаимопомощь, взаимодействие. Поэтому все ее разделы включают материал, близкий, интересный и доступный дошкольникам, обуславливающий их естественное развитие при обязательном интерактивном изложении и освоении. Обязательным становится учет принципа креативности, предполагающего духовное становление личности ребенка и формирование его творческого потенциала.
В целом содержательная часть программы представлена шестью тематическими блоками (табл. 1.31), каждый из которых завершается праздником, конкурсом, игрой и т. д., то есть определенной точкой опоры в развитии интересов дошкольников, демонстрирования ими своих достижений перед родителями при одобрении взрослой и детской аудитории, что придает детям уверенность в себе, стимулирует потребность в росте интереса.
Продолжительность систематических занятий – от 20 до 30 минут в зависимости от возраста воспитанников; форма работы – подгрупповая.
При проведении каждого мероприятия деятельность педагога должна быть направлена на создание положительной познавательной мотивации детей, организацию их внимания, активизацию речевого опыта и обогащение словарного запаса, формирование способов оценки ребенком собственной деятельности. Поэтому каждое занятие должно состоять из этапов:

1. Организационный этап, нацеленный на формирование у дошкольников познавательного интереса, связанного с новой областью знаний. Здесь воспитанники учатся выражать свои интересы, свое настроение, понимать желания и потребности друг друга.
2. Практический этап, где дети применяют на практике ранее полученные знания и умения и приобретают новые.
3. Заключительный этап, цель которого – осмысление дошкольниками полученных знаний и умений, осознание ими возможности использования приобретенных знаний и умений в различных ситуациях.
Эффективность реализации курса зависит от обязательного использования разнообразных средств обучения: специально подобранный языковой материал; игрушки, карточки, книги, карты-путешествия и т. д.; звуко– и видеозаписи, просмотр видеоматериалов; работа с игрушкой или иллюстрацией (ИОС); игры ролевые и коллективно-творческие, подвижные, дидактические, творческие; разучивание стихотворений, песен; инсценировка сказок, стихов и песен; работа с тематическими картинками.
«Программа нравственно-патриотического воспитания» носит комплексный характер, предполагающий всестороннее развитие дошкольника в первую очередь в процессе краеведческой работы.
Идеи воспитания детей в духе любви к Отечеству, народу, его культуре от первых шагов до глубокой старости также пропагандируются в руководстве для педагогов ДОУ и учителей «Как научить любить Родину» (Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова). При этом в работе делается акцент на обязательном соблюдении вертикальной преемственности при изучении предмета «Народная культура», включающего в себя ознакомление с материалом: народная философия и педагогика (мировоззренческий подход); жилище и одежда как Космос (предки, считавшие себя неотъемлемой частью живой природы, детьми Космоса); искусство народных праздников; традиционные народные ремесла, – структурированном по расширяющимся концентрам: «Я и семья», «Я и род», «Я и народ», «Я и человечество».
В рассмотренных рекомендациях ознакомление с историей неразрывно связано с постижением культурных традиций предков (курс в значительной степени носит культурологический характер). Такая стратегия работы в большей мере реализуется в локально-территориальных программах.
Так, курс «Шаер (Малая Родина)» (В. А. Анисимова)[180] в содержании сориентирован на познание детьми историко-культурных традиций Удмуртской Республики. Его цель – ознакомление дошкольников с родным краем, традициями и обычаями удмуртского народа, историей и географией Удмуртской Республики; воспитание чувства толерантности, терпимости к мнению людей, умения признавать и уважать права других, принимать традиции и обычаи народов, проживающих рядом. Поэтому для реализации программы выбраны следующие приоритетные направления:
1. «Удмуртия – мой край родной» («Мынам яратоно шаере»): ознакомление с окружающим миром, историей, географическими сведениями и природой родного края.
2. Ознакомление детей с удмуртским устным и песенным народным творчеством, с произведениями удмуртских писателей и художников.
3. «Кто такие удмурты?» («Кинъес ми удмуртьес?»): ознакомление с традициями, обычаями удмуртов, народными праздниками, приметами и играми.
4. «Народные умельцы» («Кибашлыос»): ознакомление с народно-прикладным искусством, бытом, национальной одеждой и пищей удмуртов.

5. «Мы учимся говорить на удмуртском языке» («Ми дышетскиськом вераськыны»): обучение русскоязычных детей удмуртскому языку, воспитание интереса и уважения к людям, говорящим на другом языке.
Успешность развития дошкольников в процессе ознакомления с родным краем, с точки зрения автора, напрямую зависит от их активного эмоционально-практического взаимодействия с окружающим миром: через игру, общение, труд, обучение, предметную и другие виды деятельности, присущие дошкольному возрасту. В целом эффективность нравственно-патриотического воспитания достигается умелым отбором методов и приемов деятельности детей и педагогического персонала.
Программа занятий краеведческого объединения «Серебряное копытце» (рук. Е. Р. Макурина) реализует идею краеведческого просвещения детей дошкольного (старшая, подготовительные группы) и младшего школьного возраста с опорой на их творчество. Ее реализация предполагает решение следующих задач: воспитывать у ребенка любовь к Родине, родному краю; научить видеть историю вокруг себя, чувствовать красоту и неповторимость уральской природы; воспитывать любовь к чтению; обучить умению анализировать прочитанное; развить речевую культуру, творческие и интеллектуальные способности детей через активное участие в игровом процессе.
То есть, программа носит педоцентрический характер, поэтому изучение ее тематики должно как можно шире реализовывать личный опыт ребенка, а главным принципом работы должен стать переход от непосредственных детских впечатлений и эмоций к системному знанию о крае. Именно поэтому, начиная с непосредственного изучения природы, у детей в дальнейшем формируются навыки работы с книгой, умение не просто слушать, а использовать полученные знания на практике, а ознакомление с историей родного г. Новоуральска перерастает в изучение истории вообще.
Программа состоит из двух курсов – «Природа Урала», «История родного края» (табл.1.33). Она рассчитана на учебный год, хотя допускаются и разовые мероприятия по ее тематике.

Таблица 1.33. Программа занятий краеведческого объединения «Серебряное копытце»

Тематика занятий выстроена в соответствии с используемым в начальной школе принципом эволюционизма: от неживой природы, изучения растений – к животным. При этом работа ведется не только с конкретными объектами, вырванными из среды, но и предполагает изучение их связей в рамках обследования экосистем.
Курсивом выделены рекомендуемые разработчиками по каждому разделу виды работы.

Занятия проводятся для каждой возрастной группы отдельно; заключительные – в форме эстафеты, где участники демонстрируют свои умения и навыки. При этом в каждом занятии, начиная с 1 курса, обязательно делается акцент на исторический аспект, что позволяет знакомить детей не только с природой, но и историей освоения родного края, и постепенно подвести к непосредственному ознакомлению с историей Урала, родного города (поселка), своей семьи на втором году обучения. Проводимые по курсу мероприятия в основном представляют собой наглядные познавательные беседы, что предполагает широкое использование различных видов наглядности: естественной (изучение натуральных объектов в процессе проведения экскурсий, прогулок; коллекций минералов на занятиях); изобразительной плоскостной (иллюстрации, фотографии, слайды, карты, видео материал) и объемной (муляжи, экспонаты музейные и изготовленные из природного материала, предметы старинного быта). Большинство занятий проходит в виде игры и является «игровыми программами». При этом в основу каждого мероприятия должно быть положено маленькое «открытие», в котором дети принимают активное участие, через эмоциональный рассказ и личный опыт знакомясь с природой родного края.
Важным звеном в работе по программе является детское творчество: воспитанники рисуют, делают поделки из природного материала, сочиняют свои первые рассказы и записывают их с помощью родителей и т. д. Старшим дошкольникам предлагаются командные игры, викторины и небольшие поисковые задания.
Таким образом, курс «Серебряное копытце» является непрерывным и предполагает деятельностное освоение детьми природы родного края.

Предыдущая запись Патриотическое воспитание детей 4–6 лет
Следующая запись Я и мой поселок
Яндекс.Метрика