Работа по программе «Патриотическое воспитание детей 4–6 лет» (Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова)[176] строится, исходя из следующих общих принципов: а) принципа оптимального соотношения процессов развития и саморазвития ребенка; б) диалектического подхода (анализа дошкольниками окружающих предметов и явлений); в) культурологического подхода (ценности уникальности пути развития каждого ребенка на основе не противопоставления природы и культуры, а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния). Это обуславливает блоковый характер структурирования материала: 1) мир природы (ландшафт); 2) деятельность человека; 3) культурный облик родного края, – раскрывающийся в следующих темах курса: «Все районы города», «История возникновения города.
Происхождение герба города», «Знаменитые люди, прославившие родной край», «Промышленность области», «Архитектура прошлого и настоящего», «История защиты Отечества. Виды флагов России», «Сравнение разных росписей матрешек», «Заповедники и музеи родного края», «Памятники Великой Отечественной войны в городе. Виды гербов».
То есть, изучение в дошкольном возрасте истории Отечества неразрывно связывается с культурными традициями родного, хорошо известного населенного пункта и края в целом.
При этом специфика возраста и изучаемого материала обуславливает необходимость учета конкретных принципов работы:
• энциклопедичности: отбор содержания знаний из разных областей действительности;
• уникальности места: специфика природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона (по Н. Ф. Виноградовой, В. В. Николиной);
• интеграции знаний (Н. Ф. Виноградова): отбор содержания знаний для понимания детьми целостной картины мира;
• единства содержания и методов: структурное построение занятий;
• динамики преемственных связей: отбор наиболее актуальных знаний и постепенное их усложнение;
• комплексности: изучение в рамках единого курса тем «Природа», «Труд людей», «Достопримечательности города» и т. д.
В процессе работы с дошкольниками важно чередование методов: сравнения, анализа информации и ситуаций, моделирование и конструирование, экспериментирование, игровых методов, установления связей между разными видами деятельности человека, рассказа, беседы с отработкой умения задавать вопросы и т. п.
«Система патриотического воспитания в ДОУ» (Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова) нацелена на создание в детских учреждениях системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите. Это достигается посредством решения задач: 1) повышение образовательных, профессиональных теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников; 2) систематизирование знаний и умений педагогов и детей по обозначенной проблеме; 3) совершенствование работы педагогического коллектива; 4) помощь родителям в сохранении и развитии любознательности воспитанников в процессе совместных мероприятий «родители – дети – детский сад».
То есть, полноценность функционирования системы не возможна без параллельного ведения работы как с детьми, так и с родителями, и воспитателями, что и определяет важность создания на базе ДОУ музея патриотического воспитания дошкольников и постоянной информационно-практической работы его творческой группы, регулярного проведения педагогических семинаров-практикумов, перспективного пла нирования, работы по проекту «Воспитание дошкольника – гражданина Отечества», разработки экскурсионных маршрутов «Семейный поход», проектной деятельности творческой группы детского сада.
В целом работа ведется в направлениях:
1. Раздел «Путешествие в историю». Задачи работы: вызвать интерес к жизни земляков; дать элементарное представление о том, как начиналось Русское государство.
2. «Вижу чудное раздолье…»: дать представления о размерах области и ее природных богатствах; вызвать интерес к жизни родного края.
3. «Быт и традиции»: знакомить с жилищем русского человека (изба, печь); вызвать интерес к русским традициям; дать представление о народных праздниках.
4. «Этих дней не смолкнет слава»: знакомство с героическими боевыми достопримечательностями родного края; дать представление о защитниках Отечества, о службе в рядах вооруженных сил как о долге перед Отечеством.
5. «Как чуден наш родной язык…»: знакомство с видами устного народного творчества; дать представление о писателях, поэтах-земляках.
6. «Руки – не для скуки»: продолжить знакомить воспитанников с историей возникновения русской народной игрушки; дать представление о кукле-самоделке; практиковать в изготовлении предметов декоративно-прикладного творчества.
Освоение дошкольниками историко-культурологического ма териала предполагает разнообразие форм работы: целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, использование аудио– и видеоаппаратуры для прослушивания музыкальных произведений, демонстрация фильмов, встречи с участниками Великой Отечественной войны и ветеранами труда, организация и проведение тематических выставок и т. д.
Таким образом, в рассмотренной программе «Система патриотического воспитания в ДОУ» изучение истории и культурных традиций Отечества начинается, согласно принципу педоцентризма, с родной области, края и носит конкретно-ознакомительный, персонифицированный характер.
Именно изучение истории Отечества через познание культурных традиций родного края составляет основу работы любой исторической локальной программы, к числу которых относится курс «С чего начинается Родина» (И. А. Михеенко, Т. В. Минаева)[177], обозначенный авторами как «комплексный»: он включает в себя несколько направлений по использованию краеведческого (сибирского) материала в работе с дошкольниками. Программа направлена на нравственно-патриотическое воспитание и решает задачи ознакомления детей с историей и культурой родного края, народами, природным, социальным и рукотворным миром, окружающим их с рождения. Поэтому позиционируется как «вариант реализации регионально-национального компонента в системе гражданско-патриотического воспитания дошкольников».
То есть, комплексная программа «С чего начинается Родина» по содержанию является краеведческой, а по концептуальному решению – поликультурной, «сочетающей в педагогической технологии традиционные и инновационные методы работы». Ее цель – обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление дошкольников с историей и культурой родного края, окружающим социально-природным миром, на воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские и многокультурные черты.
Содержание курса представлено разделами: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и история» (программа антропоцентрична по свей сути), – для каждого из которых определены приоритетные и ведущие для возрастной группы задачи, объем и содержание работы в дошкольных группах (табл.1.30).
При этом каждый раздел направлен как на решение конкретных родиноведческих задач, так и дополняет и расширяет содержание других. Так, в программе, как и в других курсах, к природе традиционно обращаются при решении задач нравственного, умственного, эстетического, трудового и физического воспитания и дополнительно – при проведении народоведческой работы (раздел «Человек и история»).
К методическому оснащению программы относятся пособия:
1. «Родники земли русской». Содержание материала: перспективные планы по ознакомлению детей с бытом, декоративно-прикладным искусством татарского и хантыйского народов, по закреплению полученных представлений в продуктивных видах деятельности, образцы работ к ним. Пособие является лауреатом и отмечено дипломом Фестиваля педагогических идей «Искусство в III тысячелетии».
2. «Народный календарь». Содержание материала: общие сведения о народном календаре, информационный материал о его днях и временах года из литературных источников; методика работы и перспективные планы по ознакомлению детей с днями Народного календаря; варианты оформления его уголков, схемы к ним; примерные сценарии вечеров развлечений.
Программа «С чего начинается Родина» является локально-территориальной, историко-краеведческой и относится по своему строению к интегрированной модели: целостная картина мира складывается из единения естественнонаучной и социальной. Она может быть по-разному использована в воспитательно-образовательном процессе ДОУ как: 1) дополнение к существующим государственным федеральным и региональным программам, то есть как составная часть, включающая конкретное содержание национально-регионального компонента (в ее разделах учтены основные направления работы проекта ГОС для ДОУ); 2) самостоятельная программа для массовых ДОУ областей и районов России, схожих с Томской областью по истории, географии, природе, климату, культуре, национальному составу населения и т. п.; 3) программа дополнительного образования, предназначенная для руководителей кружков и других специалистов, учитывающих в педагогическом процессе альтернативных ДОУ национально-региональный компонент (с точки зрения авторов, все разделы курса, как и более частные подразделы, могут стать самостоятельными программами кружковой работы); 4) курс для начальной школы, так как именно направления работы с младшими школьниками на уроках по учебному предмету «Окружающий мир», сибиреведению, изобразительной деятельности, внеклассному чтению и т. д. положены в основу программы для ДОУ.
Курс «С чего начинается Родина» (И. А. Михеенко, Т. В. Минаева) сориентирован на поликультурное воспитание, что является составным элементом мировоззрения человека и представляет собой способ формирования у ребенка открытой, понимающей и принимающей позиции при общении с разными культурами. Это предполагает формирование у дошкольника отношения к своему народу, другим нациям и народам малой Родины, родной страны, мира с помощью доступных детскому пониманию средств материальной и духовной культуры.