Я и мой поселок

Региональный курс «Я и мой поселок» (Л. А. Добринец)[181] является парциальным и разработан для детей 5–7 лет с учетом основных документов образования, в том числе программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Д. М. Гурович), региональной программы экологического образования дошкольников Ханты-Мансийского автономного округа «Экология для малышей» (Е. В. Гончаровой). Поэтому он может быть использован не только как самостоятельный, но и быть введен в состав программы «Детство», заменяя часть разделов «Социальный мир», «Природный мир». Программа не предъявляет обязательных требований к содержанию и объему стартовых знаний, уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, педагогов в ее реализации. Поэтому в качестве места ее применения рассматривается как детский сад, так и семья.

Основой программы «Я и мой поселок» является:
1. Концептуальная: обогащение, амплификация детского развития, взаимосвязь всех его сторон через знакомство детей предшкольного возраста с историей, культурой и природой родного поселка, края.
2. Методологическая: общетеоретическое положение отечественной психологии о высокой восприимчивости старших дошкольников к социально-педагогическим воздействиям (Л. И. Божович, Л. С. Выготский), теоретико-методологические аспекты патриотического воспитания (А. В. Беляев, Е. А. Казаева, С. А. Козлова, Э. К. Суслова и другие).
Это определило всю систему работы по курсу, которую рекомендуется проводить по направлениям воспитания нравственно-патриотических чувств к малой Родине, родному поселку и толерантного отношения к лицам других национальностей. Поэтому цель программы обозначена как: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, поселку, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края; воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему и будущему родного края, толерантного отношения к представителям иных национальностей.
Ее достижение предполагает решение следующих задач:
• формировать у старших дошкольников нравственные качества личности через ознакомление их с родным поселком, краем;
• способствовать становлению гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;
• помогать воспитанникам в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками;
• расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного поселка, края;
• сформировать представления о том, чем славен родной край;
• воспитывать ЗОЖ, чувства уважения к профессиям и труду взрослых, к национальной самобытности языка и традиционным ценностям.
Содержание курса строится с учетом общепедагогических принципов:
1) регионализации нравственно-патриотического воспитания, способствующей формированию у дошкольников комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой и предоставляющей им возможность усвоить основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность;
2) доступности, предполагающей соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
3) непрерывности, направленной на формирование у подрастающего поколения устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств;
4) научности, предполагающей реализацию тесно взаимосвязанных и одновременно самостоятельных идей: а) социальных – освоение знаний, обеспечивающих формирование основ нравственного сознания (например, о единстве человека и общества, человека и природы); б) педагогических – системное и целостное развитие личности ребенка (К. А. Абульханова-Славская, В. Н. Мясищев), то есть программа должна обладать качеством системности и обеспечивать формирование базисных структур личности дошкольника (сознания, деятельности, отношения);
5) системности (системного подхода) – анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания, что реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру;
6) преемственности – обязательного продолжения нравственно-патриотического воспитания в начальной школе;
7) стимулирования активности – проектная деятельность детей, имеющая нравственную направленность и обеспечивающая: практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач – сбор материала для фотоальбома об истории поселка, воспоминания старожилов, материал для макета и т. п.); укрепление субъективных позиций ребенка в различных видах деятельности (трудовой, художественной, в процессе похода в библиотеку, школьный или городской краеведческий музеи, общения с близкими людьми, посещения детской школы искусств);
8) культуросообразности, что предполагает обязательное выстраивание содержания программы в виде последовательного усвоения национально-культурных традиций и выработки на этой основе ценностных ориентаций.
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, что осуществляется по следующим разделам:
«Где мы живем?». Задачи работы: формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях их малой Родины, символике родного края; расширять представления о природных богатствах Югорской земли, в особенности поселка (о растительном и животном мире, полезных ископаемых); учить устанавливать взаимосвязи между отношением человека к природе и его здоровым образом жизни; воспитывать любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению. Тематика занятий: местоположение поселка, климат округа, округ и поселок на карте России; природа и полезные ископаемые округа; символика родного края.
«Поселок, в котором я живу». Задачи: формировать представления об исторических корнях поселка; расширять представления о его достопримечательностях и социально-экономическая значимости; воспитывать уважение к людям-первопроходцам, героям труда и Великой Отечественной войны. Темы: история поселка, первопроходцы, герои труда и ВОВ, достопримечательности поселка и его социально-экономическая значимость.
«Кладовые поселка». Задачи: формировать представления об основных профессиях жителей поселка; вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их быту, культуре, языку и традициям; воспитывать интерес и желание как можно больше узнавать о своей малой Родине. Темы: народы, живущие в поселке; культура и традиции народов.
В качестве ожидаемого результата разработчики видят: наличие у детей знаний об истории возникновения поселка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Все это невозможно без обязательного привлечения семьи к нравственно-патриотическому воспитанию ребенка.
В целом система работы рассчитана на 2 года, а содержание курса может быть реализовано через занятия «Социальный мир», «Природный мир» (программы «Детство»). Все мероприятия тематически взаимосвязаны, реализуются в разных видах детской деятельности: познавательной, продуктивной, игровой. Все это в совокупности определяет сложный, многоуровневый механизм реализации программы и разнообразие форм работы:

Программа предусматривает широкий спектр выполняемых работ, среди которых наиболее часто используются систематические подгрупповые и групповые занятия (комплексные, интегрированные, системные по воспитанию любви к родному поселку), экскурсии, проектирование, обобщающие беседы, изготовление коллажей, оформление уголков родного края и подборок газет по теме «История и современность поселка».
Курс «Я и мой поселок» локально-краеведческий, выстроенный на традиционных для дошкольного и начального образования приемах работы. Вместе с тем учет возрастных особенностей дошкольников требует от него максимальной наглядности и активного действия детей с конкретными природными объектами и вещами.
Авторская программа духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к истории края «Родной свой край люби и знай!» (З. Герасимова, Н. Козачек)[182] также относится к разряду локально-краеведческих курсов. В процессе работы предполагается решить следующие задачи: 1) воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю и его истории; учить видеть красоту вокруг себя (в окружающих домах, предметах быта, названиях улиц, парков, скверов); 2) приобщать к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие, присущие ему качества (трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие); 3) развивать творческие и интеллектуальные способности воспитанников, их речевую культуру; 4) культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.
Программа предусматривает три этапа работы:
I этап (средняя группа) – общее ознакомление с краем; как таковые исторические факты детьми не изучаются.
II этап (старшая группа) – подробное изучение тем: 1. «Родной город – его улицы, площади, памятные места»: специально организованные занятия, экскурсии с родителями по городу; рассматривание фотографий, слайдов с видами населенного пункта, района; игры сюжетно-ролевые «Строим город», «Путешествуем по городу», развивающие «Пройди до указанного места» (лабиринты, карты-схемы), «Разбитая картина». 2. «Краеведческие знания о родном городе»: рассказ воспитателя на занятии; посещение с родителями краеведческого музея, исторических мест; сбор краеведческого, познавательного материала о городе и крае для своего музея; рассматривание иллюстраций в исторических книгах. 3. «Знакомство с историей России через народные былины, сказания, сказки сказительницы А. Корольковой, А. Афанасьева»: чтение и рассказывание былин, сказок о русских богатырях, защитниках Отечества; рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри»; беседы о мужестве, стойкости, любви к Родине, ратных подвигах русских богатырей; отражение истории в названиях улиц города.
III этап (подготовительная группа) – ознакомление с темами, связанными с историей родного города и страны: 1. «Места боевой славы»: рассказ воспитателя на занятии о мужественной борьбе русского народа в Великую Отечественную войну, о героях, чьими именами названы улицы; экскурсии и возложение цветов к местам боевой славы; чтение стихотворений; рассматривание иллюстраций. 2. «Краткие исторические сведения о городе, великих людях, живших или посещавших его. Исторические места родного города»: рассказ воспитателя; рассматривание иллюстраций, фотографий; чтение стихотворений; рассказ детей о впечатлениях от посещения краеведческого музея.
Реализация курса предполагает обязательную работу с родителями: а) привлечение к сбору краеведческого, познавательного материала для пополнения экспозиции группового уголка краеведения; б) проведение консультаций на темы «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу», «Куда повести малыша в выходной день», «Отечественные памятники культуры», «О нравственных основах воспитания», «Расскажите детям о своих любимых местах города: когда и почему Вы их полюбили»; в) совместная организация и проведение групповых развлечений, праздников «Поле чудес», «Мы – русичи», «Завалинка», «Играй гармонь», «Счастливый случай», «Кто лучше знает свой город»; г) подготовка фотовыставки «Фотографии детей в разных местах города»; д) совместное проведение с родителями вечера народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки?» (игры, упражнения в смекалке, ловкости); е) соревнование команд детей подготовительных групп и родителей – викторина «Что? Где? Когда?» на тему «Кто лучше знает родной город, край» (с вручением призов, дипломов); ж) оформление тематических выставок творческих работ дошкольников.
Таким образом, в дошкольном возрасте история как фактологическая наука изучается в основном в социально-нравственном, культурологическом плане, через наглядно-образное, чувственное познание конкретных объектов родного края[183], знаменательных дат. Это обуславливает возникновение интегрированных, историко-культурологических программ, к числу которых принадлежит курс «Развитие у детей представлений об истории и культуре» (Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова).
Его цель – формирование у старших дошкольников основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов; развитие познавательной активности, творческих способностей воспитанников. Исторический подход определяет тематику разделов: «Первобытные люди», «Чудеса Древнего мира», «Путешествие со сказкой», «Прежде и теперь», – тем самым обеспечивая на доступном уровне знакомство детей с жизнью людей в разные эпохи, формируя представления о техническом прогрессе. Этому способствуют разработанное по каждому разделу содержание занятий, пособия, иллюстрации, игры и несложные задания.

Предыдущая запись Программа нравственно-патриотического воспитания
Следующая запись Характеристика раннего возраста
Яндекс.Метрика