1. Беседа: Что было бы, если на Земле не было бы деревьев? (детские варианты суждений) Чем же они полезны? (спектр детских ответов, где повторяются, появляются новые качества изучаемого объекта) Если дерево так полезно, если из него можно сделать столько вещей, зачем человек научился добывать металл, изобрел пластмассу? Какие свойства дерева не нравились ему? Чем дерево «неудобно»? Зачем люди выращивают леса и парки? Как вы считаете, качества всех деревьев одинаковы или отличаются? Чем могут отличаться деревья? Какие интересные предметы из дерева вы видели? и т. д.
2. Проведение опытов с деревом: тонет (горит, пропускает воду, окрашивается) или нет?
Занятия проходят как поиск истины: ребенка подводят к проблеме многофункционального использования дерева как вещества и дают понять, что оно имеет своих заместителей, из которых можно также делать посуду, мебель и т. д.
2. Вскрытие в изученном «тайны двойного» (выявление противоречия – «начало интеллекта»), что предполагает поиск ответов на вопросы: «Что в нем хорошо? Плохо?»; «Что вредно, мешает?», а «Что необходимо?», например: «Солнце – это хорошо, потому что светит, греет, радует; плохо, так как оно сушит, жжет, испепеляет». Это обуславливает повседневный вопрос воспитателя к ребенку: «Какое противоречие ты еще знаешь? С каким противоречием часто сталкиваешься?», – от которого нельзя уйти, а надо разрешить, как и само противоречие.
3. Собственное разрешение противоречий, для чего разработана целая система игровых и сказочных задач, например, посредством изменения агрегатного состояния вещества и изменения во времени (ситуация с зонтом).