Традиционно в отечественной психологии под ранним возрастом понимается стадия развития человека от 1 года до 3 лет. Именно так определял временные границы раннего возраста Д.Б. Эльконин (1989), приняв за рубежные моменты кризисы 1 и 3 лет. Он также выделил общие критерии рассмотрения каждого психологического возраста в рамках предложенной им периодизации. К ним относятся: социальная ситуация развития как общественная система отношений, в которую вступает ребенок, и его ориентирование в ней; ведущий вид деятельности ребенка в определенный период развития; основные новообразования каждого периода и переломные точки кривой развития – кризисы.
В раннем возрасте социальную ситуацию развития можно обозначить как взаимодействие ребенка со взрослым по поводу предмета. В процессе взаимодействия ребенок с помощью взрослого усваивает общепринятые способы употребления предметов, то есть происходит формирование деятельности предметного общения, ведущей для данного возраста. Интериоризация ребенком предметных действий ведет за собой расширение его самостоятельности и появление основного новообразования раннего возраста – категории «Я сам», что в свою очередь приводит к необходимости смены социальной ситуации развития и кризису 3 лет. В результате ведущий характер приобретает игровая деятельность.
Все эти критерии, безусловно, учитываются в проводимой нами диагностической и коррекционной работе с детьми раннего возраста. Наряду с этим в контексте данной главы необходимо отметить, что Д.Б. Эльконин справедливо подчеркивал важную роль игрушки в овладении ребенка предметным действием, когда малыш самостоятельно находит способ ее употребления, так как не существует закрепленного за какой-либо игрушкой конкретного способа манипуляций с ней. В такой ситуации ребенок сам переносит способ действия взрослого с реальными предметами на игрушку посредством наблюдения за взрослым и, как результат, начинает отождествлять себя с взрослым, выделяется категория «Я».
Эти теоретические аспекты обусловили наш выбор определенной возрастной группы (от 2 до 4 лет), которая входит в две стадии развития по Д.Б. Эльконину: ранний возраст и начальный этап дошкольного возраста. Как было отмечено выше, игрушка и игра присутствуют в жизни ребенка уже в раннем возрасте, хотя игровая деятельность становится ведущей к дошкольному периоду. Наша диагностическая работа строится на основе анализа уровня развития ребенка через игровую деятельность. Коррекционно-развивающие занятия также проводятся в игровой форме. К двум годам уже достаточно сформированы игровые действия, и начинает формироваться игровая деятельность, вследствие чего игровые методы диагностики и коррекции приобретают актуальность и эффективность.