Направленность развития в старшем дошкольном возрасте

Физическое направление: 1) развитие двигательных качеств и способностей (ловкости, быстроты, гибкости, выносливости, силы); 2) формирование потребности в ежедневной двигательной активности; 3) повышение уровня произвольности движений; 4) знакомство с доступными способами укрепления здоровья.

Эстетическое: 1) воспитание эмоционального отклика, эстетического отношения к окружающей природе и бытовым условиям; создание аранжировки из природных и искусственных материалов, использование их для украшения комнат и одежды; приобщение к дизайн-деятельности по благоустройству и декоративному оформлению интерьера в целом (блок «Художественная декоративная деятельность и детский дизайн»); 2) развитие воображения и творчества, способности к изобразительной деятельности; формирование личностной позиции при восприятии произведения и в процессе творчества (блок «Изобразительное искусство»); 3) введение ребенка в мир искусства, развитие его художественной культуры в условиях социокультурной музейной среды (в том числе художественного восприятия и понимания языка искусства); способствование возникновению ценностного отношения к искусству – эмоционального отклика при восприятии подлинников произведений, интереса к музеям и выставкам (блок «Дети в музее изобразительного искусства»); 4) поддерживание желания слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, использовать накопленный запас музыкальных впечатлений в разных видах деятельности; развитие темпо-ритмических и певческих способностей (блок «Музыка»); 5) продолжение развития тембрового и динамического слуха, чувства ритма, умения передавать в процессе игры на детских музыкальных инструментах темпо-ритмический рисунок произведения, импровизировать (блок «Игра на музыкальных инструментах»); 6) развитие выразительной литературной речи, отношения к книге как произведению эстетической культуры, привлечение к созданию рукописных произведений в блоке «Художественная литература».
Познавательное: 1) продолжение работы по формированию основ культуры сенсорной (совершенствование представлений о форме, величине, цвете) и мышления (практическое экспериментирование, формирование предметных способов решения практических задач и стимулирование поиска новых способов и средств их решения); 2) познание окружающего мира в диаде «природа – человек» (создание устойчивого интереса к живым и неживым объектам и явлениям природы, выработка умения их наблюдать, выделять характерные особенности внешнего вида, питания, движения, приспособления к условиям обитания; формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействии организмов со средой обитания, причинно-следственных связях, различных состояниях веществ и т. д.), культуры быта (формирование представлений о производстве и потреблении продуктов питания, одежды, предметов домашнего хозяйства, о материалах и затратах труда; установление элементарных связей между явлениями и предметами; предвидение положительных и отрицательных последствий вмешательства человека в природные процессы и хозяйственные циклы; демонстрация бережливых способов ведения домашнего хозяйства и т. п.); 3) формирование элементарных историко-географических представлений [развитие общих познавательных способностей (наблюдать, описывать, сопоставлять, находить причины и следствия событий, классифицировать, в том числе свидетельства историко-географического характера в функциональном и хронологическом порядке); развитие мышления в процессе формирования элементарных картографических навыков; приобщение к прошлому и настоящему своей культуры, традициям и обычаям других народов; воспитание любви к своей Родине, развитие осознания детьми принадлежности к своему народу, уважительного и доброжелательного отношения к представителям других национальностей]; 4) конструирование [формирование обобщенных представлений о конструируемых объектах; развитие динамических пространственных представлений (мысленное изменение положения в пространстве конструируемого объекта и его частей), умения анализировать условия функционирования будущей конструкции; овладение обобщенными способами конструирования; развитие поисковой деятельности и т. д.]; 5) осознание грамоты как единства чтения, письма, счета – общекультурных навыков людей (что предполагает отработку навыков ориентирования в пространстве и во времени).
Социальное: 1) воспитание культуры познания взрослых и детей, эстетически ценных способов общения, уважения к себе; 2) развитие самопознания, социальных эмоций и мотивов деятельности, способствующих налаживанию межличностных отношений, а также речи и вербального общения (налаживание диалогического общения воспитанников в совместных занятиях, играх; выбор и использование соответствующих конкретной ситуации средств общения; поддержание интереса к рассказу; совершенствование образности речи).

Таким образом, природоведческие и обществоведческие знания, приемы работы пронизывают все области развития личности ребенка.
Программа стоит из вариативной и инвариантной частей. Базисный блок для каждого возраста образуют четыре компонента: характеристика возрастных возможностей психического развития ребенка и его личности (условное обозначение – «солнышко»[93]); задачи развития («цветок»); показатели развития («яблоко»); базисные характеристики личности («детское личико»). К нему также относится раздел «Общие условия реализации программы» («лейка»). Вариативная часть отражена в разделе «Содержание и условия педагогической работы». Программа дополнена разделами («Здоровье», «Речь и общение», «Грамота»[94]) и факультативами («Обучение второму языку», «Компьютер в дошкольном учреждении», «Мир природы в городе и ребенок»).
При последующей доработке и переиздании традиционные разделы программы приобрели новую направленность. Так, обществоведческой стала основная задача части, связанной с ознакомлением старших дошкольников с окружающим миром («Мир, в котором мы живем»): сделать процесс познания прошлого и настоящего Родины развивающим и интересным для ребенка; формировать у него чувство принадлежности к определенной культуре, уважения к культурам других народов и сопричастности к событиям, происходящим в своем городе и своей стране. То есть, в данный раздел вошел материал части «Культура быта». В процессе ознакомления детей с природой первоочередной стала природоохранная (экологическая) задача: в разделе «Природа и ребенок» изначально базовая идея передачи знаний об объектах и явлениях живой, неживой природы заменена формированием действенного, бережного и ответственного отношения к ней. Усилена интеграция: задачи трудового воспитания представлены в разделах «Мир, в котором мы живем», «Природа и ребенок», «Культура быта» и т. д. Используются новые формы работы, в том числе в малых группах сотрудничества.
Действенность природоведческой работы по программе напрямую зависит от создания особой «развивающей предметной среды детства» с учетом типа ДОУ, содержания воспитания и культурных традиций, в том числе: природной среды (дендрозоны); культурных ландшафтов (парка, сада); физкультурно-игровых, оздоровительных сооружений; предметно-игровой и музыкально-театральной среды; дизайн-студии; детской библио-, игро– и видеотеки; компьютерно-игрового комплекса.
Таким образом, программа «Истоки», рекомендованная Московским комитетом образования и МО РФ, относится к разряду общеразвивающих.
Деятельностный подход к развитию ребенка является определяющим и в дошкольной образовательной программе «Детство», разработанной авторским коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена (под рук. В. И. Логиновой[95]). В процессе ее разработки исходили из признания самоценности дошкольного детства как периода естественного, полноценного становления познавательной, мотивационно-эмоциональной сфер личности посредством преодоления внутренних противоречий в ее развитии (теория амплификации).
К основным идеям комплексной программы «Детство» относятся:
1. Гуманная педагогика – основа разработки, технологии работы по курсу.
2. Социально-эмоциональное развитие ребенка как центральное направление воспитательного процесса в ДОУ, объединяющее все его аспекты, то есть развитие и обогащение эмоционального мира дошкольника выступает важнейшей составляющей образовательного содержания, заданного в программе.

3. Основная идея курса – сделать ребенка активным субъектом эмоционально-нравственных проявлений в различных видах детской деятельности, общения и познаниям (раздел «Отношение к самому себе»), пробудить эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание доступными для дошкольника средствами выражать внимание к окружающим людям, бережное отношение к предметному миру и природе. Максимальной ее реализации служит специальный раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений», определяющий основные ориентиры в содержании процесса развития социального мышления, чувств, поведения дошкольников. Он предполагает: специальное формирование у детей умения различать и понимать эмоциональное и физическое состояние взрослых и сверстников, выраженных в мимике, пантомимике, интонации, содержании речи; овладение адекватными способами реагирования на соответствующие эмоции и чувства окружающих (умение утешить, проявить внимание, выразить сочувствие, предложить помощь, помочь разрешить конфликт и т. п.).
4. Цель программы – обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного, – что достигается в первую очередь через воспитание у него привычки проявлять доброжелательное отношение к окружающим, готовность к взаимопомощи и сочувствию, стремление находить с помощью воспитателя или самостоятельно пути справедливого и гуманного разрешения возникающих проблем в играх.
5. Суть работы – развивать способность понимать эмоциональные состояния человека, выраженные различными средствами (языком живописи, музыки, художественной литературы, театра, кино, фотографии и т. д.), умение понимать и устанавливать созвучность эмоционального состояния и соответствующего настроения в музыке, поэзии, живописи, природе. То есть, введение ребенка в окружающий мир осуществляется через его взаимодействие с различными сферами бытия и культуры (природой, фольклором, декоративно-прикладным искусством России). Все занятия нацелены на обобщение, систематизацию и углубление его личного опыта.
Программа «Детство» состоит из трех частей, соответствующих основным периодам дошкольного возраста: младший (3,4-й годы жизни), средний (5-й), старший (6,7-й), – и конкретизирована по каждому этапу. В частности в пособии «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду»[96] четко обозначены педагогические задачи по основным видам деятельности: природоведческой, математической, художественно-творческой, речевой, социально-нравственному воспитанию, физическому развитию[97]. То есть, программа создавалась как курс многогранного, обогащенного, целостного развития и воспитания дошкольника в различных видах детской деятельности. Ее девиз – «Чувствовать – Познавать – Творить», что в свою очередь и определило содержание курса, объединенное в четыре основных блока:
1. «Познание»: помощь детям в освоении разнообразных доступных способов познания окружающего мира (сравнения, элементарного анализа, обобщения и т. д.), развитие их познавательных интересов, активности и любознательности; формирование правильного отношения к объектам окружающей действительности. Блок представлен специальными разделами в каждой части программы – «Ребенок и окружающие предметы», «Ребенок в мире людей и предметов», которые предполагают: познание дошкольником мира предметов, их свойств и назначения, материалов изготовления, особенностей родовых обобщений, способов использования в собственной практической деятельности; формирование первоначальных представлений о хозяйственном, бытовом труде взрослых дома и в детском саду, о профессиях, разновидностях производственного и обслуживающего труда и соответствующих машинах; помощь в осознании ценности любого труда; формирование представлений о структуре и компонентах трудового процесса на конкретных примерах, овладение трудовой деятельностью (способность видеть необходимость повседневного труда и самостоятельно, целостно осуществлять трудовые процессы – от целеполагания до получения результата, уборки рабочего места, рефлексии). В разделе «Ребенок открывает для себя мир природы» формируются представления о растениях и животных как живых организмах, их признаках и свойствах; понятия о существенных признаках живого (рост, развитие, размножение), о природных сообществах; изучаются связи живых организмов со средой обитания и неживой природой. Содержание раздела «Первые шаги в математику» представлено темами: «Свойства», «Отношение», «Числа», «Сохранение количества», «Последовательность действий (алгоритмы)», – которые осваиваются детьми параллельно и одновременно по степени усложнения, соответствующего логике познания ребенком мира.
2. «Гуманное отношение»: ориентация дошкольников на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру; развитие гуманных чувств и отношения к окружающему, способности к сопереживанию и действенному участию в судьбе близких, сверстников, других людей, растений и животных. Блок представлен раз делом «Дошкольник в кругу взрослых и сверстников», направленным на развитие социально-нравственных ориентаций ребенка, способности взаимодействовать с воспитателями, родителями, другими взрослыми и детьми, что предполагает формирование у него социальных ориентировок, познавательных, речевых, поведенческих и коммуникативных умений. Параллельно обогащаются представления дошкольников о человеке и его взаимоотношениях, о себе (своем организме, личностных качествах, достижениях и возможностях), семье. Ведется работа по их побуждению к проявлению своего положительного отношения к окружающим, отзывчивости на эмоционально-физическое состояние людей и героев детских сказок (дети учатся «читать» эмоции в мимике, жестах, речевой интонации и соответственно реагировать). Ребенок приучается к выполнению элементарных правил культурного поведения и общения. Работа по речевому развитию дошкольника на каждом возрастном этапе продолжается в разделе «Развиваем речь детей», где в частности в старшем дошкольном возрасте развивается творческая речевая деятельность ребенка и ее выразительность, воспитывается интерес к речи как особому объекту познания. Эмоциональное сопереживание литературным персонажам обуславливает введение раздела «Ребенок и книга», нацеленного на воспитание интереса и любви к книге (сказочным, природоведческим, приключенческим, историческим и иным произведениям), умения ее слушать и понимать, сопереживать происходящему и развитие художественно-речевой деятельности в целом.
3. «Созидание» (блок творчества): освоение разнообразных способов деятельности; формирование двигательных, игровых, трудовых, художественных умений; стимулирование детской активности; развитие у ребенка самостоятельности как высшего проявления творчества; пробуждение стремления к творчеству. Работа по блоку ведется в рамках раздела «В игре развиваемся, познаем мир, общаемся», который нацелен не только на раскрытие значения игровой деятельности в жизни детей, но и на их объединение в игре, обогащение самостоятельного игрового опыта. Раздел «Ребенок в мире изобразительного искусства и музыки» (подразделы «Изобразительное искусство», «Музыка») делает акцент на восприятие дошкольниками различных художественных и музыкальных произведений, создание устойчивого интереса, знакомство с разными средствами выразительности, развитие эмоционально-эстетических чувств, вкуса, умения в речи выражать свое отношение к увиденному и соответствующей детской деятельности. Воспитанников учат видеть проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях первозданной и искусственно созданной природы.
4. «Здоровый образ жизни»[98]: воспитание двигательной культуры, привычки вести здоровый образ жизни (в том числе привычки к закаливанию, физической культуре); помощь в освоении гигиенической культуры. Во всех возрастных периодах блок представлен разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», где приобщение к основам гигиенической культуры происходит посредством формирования представлений и практических умений в умывании, культуры еды, одевании, уходе за вещами и игрушками, что должно найти отражение в детских бытовых играх. Приобщение же к двигательной культуре предполагает выполнение комплекса физических упражнений (построение и перестроение, ходьба и равновесие, бег, прыжки, ползание и лазание; бросание и ловля, метание; плавание; катание на санках, лыжах, велосипеде) с последующей обязательной диагностикой физического развития воспитанников.

Именно такое структурирование материала обеспечивает взаимосвязь процессов индивидуализации и социализации ребенка, осуществляемых с учетом основных положений амплификации: максимальная реализация возрастного потенциала детей дошкольного возраста посредством полноценного проживания ими данного жизненного периода и создания условий для обогащения процесса познания окружающего мира в специфических детских видах деятельности. Этому также способствует выделение нового важного раздела «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).
Программа предоставляет педагогу право самостоятельного определения сетки занятий, их содержания, способа организации и места в режиме дня. При этом каждое мероприятие должно быть целостно обращено к наиболее важным потребностям детей дошкольного возраста: познавательной, игровой деятельности, общению и творчеству. Поэтому любое занятие имеет семь постоянных частей: первые две части разносторонне представляют познавательное развитие; затем следует этап, посвященный развитию речи; далее – становлению математических представлений, рисованию, лепке (или аппликации); завершается занятие ситуацией общения. Содержательный материал любого мероприятия должен быть представлен в наиболее яркой, наглядной форме (посредством кругов, квадратов и т. д.), в виде алгоритмов действия с конкретными предметами. То есть, технология проведения занятий носит алгоритмированный характер: работа ведется в опоре на наиболее значимый для конкретной темы алгоритм, например, «Признаки животных» (лапы – хвост – морда; шерсть – когти – зубы) в теме «Дикие животные» или инструкция «Готовим угощение из фруктов» (тема «Осень») и т. д.
Таким образом, организация работы по программе «Детство (под рук. В. И. Логиновой) в соответствии с триадой (девизом) «Чувствовать – Познавать – Творить» отражает три взаимосвязанных линии в развитии ребенка, пронизывающие все ее содержание, разделы, придавая ей целостность и единую направленность.
К данной программе (раздел «Ребенок открывает мир природы») было разработано приложение – курс экологического образования старших дошкольников «Единство человека и природы» (О. Н. Никонова, Л. Е. Каменская, Т. И. Завьялова, М. И. Талызина)[99]. Он предполагает поэтапное формирование у детей знаний о единстве человека и природы (гармонии во взаимоотношениях), понимания ими своего неразрывного единства с окружающим миром. При этом, с точки зрения авторов, единство должно быть не только понято ребенком, но и прочувствовано, стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому успех в воспитании гуманных чувств видится возможным, только если дети будут относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь.
То есть, именно формирование чувства единства человека и природы является одним из условий усвоения старшими дошкольниками экологической культуры человечества. Поэтому в программе четко обозначены педагогические условия воспитания основ чувства единства человека и природы: 1) знания о животных и растениях как о живых организмах и об условиях их существования; 2) знания о человеке как биосоциальном существе[100], которые включают в себя: представления о человеке как живом организме и его сходстве с другими живыми существами; как существе социальном; 3) деятельность общения с природой, основанная на знаниях о жизни живого и его закономерностях, о тождестве человека с другими существами, проявляющаяся в природоохранительных поступках, уходе за объектами природы, наблюдениях с опознавательной и эстетической целью, построенная на упражнении в гуманном, тактичном и внимательном отношении к природе как к партнеру по общению; 4) накопление эмоционально-нравственного опыта в ходе общения с природой и на этой основе формирование отношения к природе.
Предложенный курс может быть освоен как за один, так и за два года. При разработке занятий частично были использованы модели (живого и потребностей), разработанные Н. Н. Кондратьевой. При этом отмечается важность непрерывности работы по экологическому воспитанию детей, которая должна осуществляться как на занятиях, так и в повседневной жизни, в процессе совместной деятельности воспитателя и ребенка.
В целом курс адресован специалистам, углубленно занимающимся экологическим образованием дошкольников, а поскольку экологическое воспитание детей дошкольного возраста – обязательная к реализации часть государственного стандарта, то и педагогам, всем детским садам, работающим по программе «Детство».
Около 20 лет[101] на основе анализа и обобщения материалов научных исследований разрабатывается и корректируется программа организации педагогического процесса «Детский сад – дом радости» (к.п.н. Н. М. Крылова, к.п.н. В. Т. Иванова), основной идеей которой является формирование у дошкольников представлений о деятельности вообще. Именно в процессе этой работы и происходит ознакомление ребенка с предметами и явлениями окружающего мира, что составляет побочную цель курса. Он нацелен на преодоление на основе интеграции, комплексного подхода сложившейся в практике межпредметной, междеятельностной раздробленности и построение целостного педагогического процесса в отношении каждой возрастной группы. Поэтому в программе четко определены основные принципы последнего: гуманистической направленности; тесной взаимосвязи в воспитании национального и общечеловеческого; интегративного подхода; развития психики в деятельности, общении; природосообразности, оздоровительной направленности воспитания; гармонии трех начал; сотрудничества воспитания в семье и детском саду по законам содружества.
Таким образом, основная цель опытно-практической работы в курсе – создание детского сада как дома радости, разработка целостного педагогического процесса содействия развитию каждого воспитанника как неповторимой индивидуальности, испытывающей потребность в коллективе, обогащении себя для развития последнего через разные виды деятельности, направляемые педагогами по принципам «педагогики сотрудничества» (табл. 1.12).

Таблица 1.12. Особенности работы с дошкольниками по направлениям программы
Специфика этой программы состоит в том, что впервые воспитатели получили новую форму организации труда – план-сценарий, определяющий всю методику работы педагога с 6 до 20 часов как с группой, подгруппой, так и индивидуально, с каждым ее членом по всем известным направлениям педагогического процесса. Он построен с учетом общего биологического закона ритма – колебательного характера всех физиологических функций человека. Инновационное обучение ведется круглосуточно (в утреннее, дневное, вечернее время), при «охвате» каждого воспитанника обоими воспитателями до тех пор, пока он не освоит предложенное учебное задание на уровне самостоятельности (только тогда взрослый может перейти к решению задач на уровне коллектива). То есть, каждый ребенок должен быть непрерывно и разнообразно занят, при этом не должна стесняться его свобода (поддерживание ощущения им независимости от внешнего воздействия, выполнение только тех заданий, которые интересны и личностно значимы).
Развитие индивидуальности дошкольника как конечная цель курса, его общественной направленности видится возможным только через всемерное стимулирование и обогащение детских видов деятельности: игры, труда, учения[102]. Именно выделение общего в деятельности воспитанников является фундаментальной базой построения курса: деятельность – взаимосвязь пяти компонентов (цели, предмета, средств, действий, результата). Это позволило открыть методику формирования у детей системы знаний о любом ее виде посредством применения разработанного нового метода – моделирования структуры деятельности. Модель последней представляется для дошкольника в виде пальцев руки: мизинец обозначает «цель» деятельности (что задумали, хотим сделать?), безымянный – «предмет» (из чего хотим сделать, что надо преобразовать?), средний – «средства» (чем надо делать?), указательный – «действия» (как делать по порядку?), большой палец, поднятый вверх, – достигнутый «результат» (что получилось, соответствует ли это замыслу, удалось ли проявить заботу?). При этом в каждой группе особое внимание уделяется тем видам деятельности, которые могут выполняться дошкольниками самостоятельно: самообслуживанию, некоторым видам хозяйственно-бытового труда, играм, продуктивной, изобразительной и речевой деятельности, общению.
Таким образом, ведущим средством и формой воспитания становится любой вид деятельности, который ребенок может выполнить относительно независимо от взрослых: 1) самостоятельное определение им замысла (цели, мотива) деятельности; 2) выбор предмета – того, что нуждается в преобразовании, изменении (материала); 3) в соответствии с особенностями материала отбор средств деятельности (орудий, инструментов);
4) совершение системы действий с достижением результата;
5) оценка результата (продукта деятельности), самооценка себя как субъекта деятельности; 6) на основе самосознания (самопознания, самоотношения) определение задач самовоспитания, самообразования. Поэтому в качестве критериев овладения воспитанниками деятельностью в программе «Детский сад – дом радости» рассматриваются инициативность, независимость и ответственность. Однако овладение самостоятельной деятельностью предполагает на первой стадии обязательную совместную работу в тандеме «взрослый – ребенок»: сначала педагог должен опосредованно заинтересовать деятельностью («эффект Тома Сойера, когда тот красил забор») так, чтобы воспитанник попросил разрешения включиться в нее, захотел научиться ее выполнять; раскрытье старшим содержания каждого компонента деятельности и его места в цепи действий; воспроизведение детьми всего процесса самостоятельно; только после достижения каждым ребенком желаемого уровня ее выполнения – организация фронтальных занятий. При этом для наибольшего раскрытия осваиваемого дошкольником вида деятельности рекомендуется: а) открытие им самим мира в системе его связей и зависимостей, всемерная поддержка тяги ребенка к исследовательской, экспериментальной форме познания, подведение его уже в младшем школьном возрасте к пониманию противоречивости, изменчивости мира, относительности наших знаний о нем; б) использование разнообразных общепризнанных в дошкольной педагогике средств: ознакомление детей с видом деятельности, его содержанием, структурой, с практикой применения в жизни (обучение взрослым); создание ситуаций выбора и условий для упражнения в самостоятельном применении знаний и игровых умений на практике; непосредственное выполнение ребенком деятельности по своей инициативе с целью удовлетворения потребностей; в) обеспечение в процессе работы функционирования и взаимодействия всех компонентов педагогического процесса – воспитания, обучения, образования, самовоспитания, самообразования, развития.
Программа «Детский сад – дом радости» нацелена на развитие самостоятельности дошкольника в процессе его ознакомления с различными видами деятельности и ее структурой посредством использования предметов окружающей действительности, то есть ознакомление ребенка с природой носит сопутствующий, вторичный (вспомогательный) характер.
Комплексная программа «Развитие» (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.)[103] нацелена на раз витие умственных и художественных потенций ребенка, специфических «дошкольных» видов деятельности на основе личностно-ориентированной модели воспитания. Она исходит из следующих теоретических положений: 1) идея самоценности дошкольного периода, согласно которой основной путь становления ребенка – это амплификация его развития, то есть его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности (А. В. Запорожец); 2) развитие способностей детей (основная линия в онтогенезе ребенка) – ориентировочных действий со специфическими для дошкольника образными средствами решения задач, позволяющими ему самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых, неожиданных ситуациях, произвольно (а к концу дошкольного возраста и осознанно) относиться к собственной деятельности (Л. А. Венгер).
Программа предполагает реализацию направлений работы[104]:
1. Включение воспитателей и родителей в образовательную работу.
2. Учет при разработке программы необходимости в первую очередь усвоения детьми определенных средств решения познавательных и творческих задач, наиболее эффективного контекста их усвоения (на каком содержании):

Предыдущая запись Место ознакомления предшкольника с окружающим миром в системе дошкольного и начального образования
Следующая запись Центральные задачи развития умственных способностей воспитанников
Яндекс.Метрика