Сентябрь – занятия «Введение. Определение уровня экологической воспитанности детей», «Планета Земля в опасности!», «Начинаем читать книгу “Экология в картинках”», «Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях», «Где зимуют лягушки?»; октябрь – «Обитатели нашего уголка природы», «Почему белые медведи не живут в лесу?», «Беседа о кроте», «Слепые землекопы», «Что человек делает из глины?», цикл наблюдений за аквариумными рыбками; ноябрь – «Сравнение рыб и лягушек»
, «Сравнение песка, глины и камней», «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения», «Где у саксаула листья?», целевая прогулка по территории детского сада «Растет ли у нас саксаул?», «Беседа об осени»; декабрь – «Через добрые дела можно стать юным экологом», «Беседа о лесе», «Изготовление плакатов на тему “Сохраним елку – красавицу наших лесов”», «Экскурсия в зимний лес», «Солнце, Земля и другие планеты», цикл наблюдений за елью во время прогулки, а также за водой и снегом; январь – «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу», «Земля – живая планета», «Волк и лиса – лесные хищники», «Сравнение белого и бурого медведей», цикл наблюдений за водой, снегом (льдом, паром); февраль – «Цепочки в лесу», «Кто главный в лесу?», «Пройдет зима холодная», наблюдение за луком и цикл наблюдений за попугаями; март – «Подарок любимому человеку к 8 марта», «Что мы знаем о птицах», «Сравнение домашних и диких животных», «Сравнение кроликов и зайцев», «Когда животных в природе становится много или мало?», «Олени и хищники», наблюдения за луком, ветками в вазе и цикл наблюдений за сухопутной черепахой; апрель – «“Зеленая служба” Айболита – весенний уход за комнатными растениями», «Как черепахи живут в природе?», «Морские коровы и Красная книга», «Лес в жизни человека», «Земля, с днем рождения тебя!», «Птичий город на деревьях», «Мой родной край: заповедные места и памятники природы», наблюдения за мать-и-мачехой и цикл наблюдений за божьей коровкой; май – «Кому нужна вода?», экскурсия на водоем «Возле нас есть река, озеро, пруд, ручей», «Сравнение аквариума с речкой, прудом, озером», «Море бывает в беде», наблюдения за мать-и-мачехой, одуванчиком; проведение сезонных наблюдений в природе на ежедневных прогулках.
При этом необходимо учитывать, что подбор тем нередко носит хаотичный характер и не всегда учитывает специфику конкретной местности (например, планирование занятий в ноябре, апреле).
В процессе реализации программы предполагаются разные формы работы с родителями: родительские собрания (обсуждение тем, насущных вопросов); консультации (индивидуальные, групповые); оформление стендов («Учите ребенка общаться с кошкой», «Кормушка на окне»); беседы и т. п.
Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог» одобрена Экспертным советом по общему образованию, рекомендована МО РФ и имеет развернутое методическое обеспечение[126]. Последнее важно, учитывая то, что курс содержит материал, заимствованный из содержания естественнонаучного образования в начальной школе: введение понятий «планета Земля», «глобус», «орбита», «полюс (северный, южный)», «материк», «море», «океан», «экология», «озеро», «заповедник», «круговорот воды в природе» и т. д. – нередко без какой бы то ни было трактовки; близкие темы «Сравнение песка, глины и камней», «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения»; использование пособий и соответствующей методики работы (например, с контурными картами при ознакомлении с Землей).
Своеобразным итогом проводимой по курсу работы, с точки зрения автора, должны стать личностное развитие ребенка и формирование у него ценностных ориентаций. При этом воспитателю и экологу предоставляются большие возможности для творчества. В целом программа ориентирует педагога на наблюдение и оценку детских проявлений: познавательный интерес, эмоциональная реакция, побуждение к деятельности, оценка эстетических качеств объектов. Он также определяет формы поведения дошкольника, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности: самостоятельные наблюдения, постановка и проведение опытов, четкость в формулировании вопросов и способность их задавать, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, высказывать суждения и передавать их в деятельности (игре, ИЗО, труде по уходу за растениями и животными и т. п.).
Концепция данного курса сформулирована в «Научной основе ознакомления детей с природой» (С. Н. Николаева) (табл. 1.20).
В помощь воспитателям, осуществляющим целенаправленную работу по экологическому воспитанию дошкольников, было разработано пособие «Экологическая тетрадь…»[127], материал которого структурирован в соответствии с традиционным для начальной школы (особенно для 1, 2 классов в силу особенностей возраста и ведущего способа познания мира – наблюдения) принципом сезонности:
1. Скоро в школу. Условные обозначения для календаря природы
2. Осень: начало осени (2-я неделя сентября) – формируем осенний букет, грядка, овощи и фрукты; золотая осень (2-я неделя октября) – осенние листья, какие бывают грибы в лесу; поздняя осень (2-я неделя ноября) – перелетные птицы, в лесу.
3. Зима: начало осени (2-я неделя декабря) – зимние птицы; зима в разгаре (2-я неделя января) – лесные звери зимой, выращиваем лук, опыт с ветвями в вазе; зима скоро кончится (2-я неделя февраля) – что можно делать зимой.
4. Весна: начало весны (2-я неделя марта) – весенние цветы; весна в разгаре (2-я неделя апреля) – как воробьи выводят птенцов; лето приближается (2-я неделя мая) – обитатели леса весной.
5. Лето: лето начинается (2-я неделя июня) – прогулка по лесу с отдыхом на поляне; лето в разгаре (2-я неделя июля) – на лугу посеется стадо; конец лета (2-я неделя августа) – думаем о школе, на базаре в конце лета.
Изучение каждого сезона проходит по одному плану: что было (осенью), что мы можем делать в этот период (поделки из природного материала, суп из овощей), подготовка к следующему времени года (зиме), – что в значительной степени облегчает работу и ориентировку.
При этом материал четко подразделен по возрастным группам: ч.1 – дети 4–5 лет, ч.2–5,6 лет (задания данной группы в большей степени нацелены на самостоятельный поиск ответов на вопросы, высказывание собственной точки зрения – «Как ты думаешь?»).
Технология работы с пособием основана на предметном методе В. П. Вахтерова: работа детей по заданиям рубрик возможна только после предварительных наблюдений в природе. Поскольку тетрадь носит универсальный характер (возможность использовать на занятиях в ДОУ, дома), в ней представлены тексты, инструкции для взрослых с тем, чтобы продумать дополнительные прогулки, специальные наблюдения и т. п.
Курс «Юный эколог» (С. Н. Николаева) относится к группе естествоведческих программ обучения дошкольников экологической направленности, исходящей из идеи необходимости целенаправленного заложения основ экологической культуры уже на дошкольной ступени.
Программа экологического образования дошкольников «Наш дом – природа» (Н. А. Рыжова)[128] нацелена на воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему, и предназначена для работы с детьми 5–6 лет (старшей и подготовительной групп – рассчитан на 2 года). Курс направлен на формирование у ребенка целостного взгляда на природу и место в ней человека, безопасного поведения и экологической грамотности[129], что позволяет его использовать в качестве подготовительного к любой начальной естествоведческой программе. Он обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предмету «Окружающий мир», которое является неотъемлемой частью общего образования.
В целом курс «Наш дом – природа» ориентирует педагогов на системный подход к экологическому образованию предшкольников. Он представлена несколькими тематическими блоками, структурированными в соответствии с принципом эволюционизма: «Я и природа», «Вода», «Воздух», «Солнце», «Камни, песок, глина», «Почва», «Растения», «Животные», «Лес», «Человек и природа», – чье содержание рекомендуется уточнить с учетом местных природных, климатических условий. Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. В обучении приоритет отдается не простому запоминанию, а оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
В рамках авторской программы по организации поисковой деятельности дошкольников «Ребенок в мире поиска» (О. В. Дыбина) и в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» разработан цикл занятий «Ребенок и окружающий мир»[130], представленный пособи ями – рабочими тетрадями «Я познаю мир» (для детей 3–4, 4–5, 5–6, 6–7 лет). Данный курс нацелен на интеллектуально-личностное развитие дошкольников, реализуемое в процессе их познавательно-поисковой деятельности[131] (то есть организация умственного воспитания строится на принципах коммуникативно-познавательной деятельности и развивающего обучения). Это обеспечивает: 1) формирование у ребенка целостной картины окружающего мира; 2) развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, фауна, флора), местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух); 3) ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциями и назначением; 4) формирование первоначальных представлений о себе, ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях; о макросоциальной среде (двор, магазин, школа и т. д.), деятельности людей, явлениях общественной жизни.
Работа по программе «Ребенок и окружающий мир» предполагает ознакомление дошкольников с рукотворным миром, природой и историей происхождения предметов, поскольку именно сенсорное восприятие и ориентировка в окружающем мире рассматриваются автором как фундамент умственного развития ребенка. При этом каждый раздел программы имеет базовую основу, последовательно реализуемую в циклических возрастных курсах: обучение детей всех возрастных групп строится вокруг изучения разделов «Предметное окружение» и «Явления общественной жизни».
В процессе работы в подготовительной группе используются разнообразные формы и приемы: 1) игры и их серии с обязательным «выходом» – побуждением предшкольников делать выводы, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи [ «Определи предметы, облегчающие труд на производстве»; «Собери», «Отремонтируй», «Дорисуй» – на дифференциацию и соотнесение предметов и их деталей, поиск недостающих составляющих и понимание невозможности использования без какой-либо компоненты], преобразовывать предметы (серия «Игры-преобразования» – «Используй (назови) по-другому», «Магазин», «Прогноз будущего»), развитием фантазии («Собери предмет будущего», «У кого получится самый необычный предмет»), пониманием подобия предметов рукотворного мира объектам природы («Что на что похоже»); 2) словарная работа (игра «Откуда такое название?», «Цепочка слов»); 3) минимально допустимый монолог (рассказ о прошлом предметов); 4) беседа как основной словесный метод, строящийся на обращении воспитанников к своему опыту («Какая вещь будет больше радовать вас, ваших друзей, взрослых?») и дополняемый как можно большим числом действий с ребенка с предметами (посидеть на бревне, написать несколько слов перьевой ручкой, работать с макетами и т. д.); 5) опытно-практическая деятельность (изучение свойств глины, моделирование (макет «Детский сад») – зарисовка плана, алгоритма, схемы; создание и оформление коллекций), в том числе с применением игр-экспериментов, игр-опытов («Что такое бетон», «Мир ткани», «Чем подковать лошадь?»); 6) обязательное использование при организации занятий ИОС с литературными персонажами и эмоциональным выходом (оцениванием происходящего); 7) занимательная форма занятий – в виде «игр-занятий» («Бабушкин сундук»), игр-путешествий, аукционов, праздников, проектов («Школа», «Музей»), выставок («Домашняя коллекция», «Мамина веточка»), заочных и очных экскурсий, прогулок.
При этом в процессе деятельности детей непринужденно учат самостоятельно осуществлять и организовывать все ее этапы: ставить цель, осуществлять элементарное планирование, решать задачи, распределять обязанности, реализовывать задуманное и получать результат, адекватный цели. Особое внимание уделяется путям активизации познания: 1) воспитатель выступает как инициатор, начинающий деятельность (показ фокусов), демонстрируя собственную увлеченность, обыгрывая проблемную ситуацию «на ошибку» («Уронил лист бумаги в воду») или «с затруднением» («Не может объяснить причину происходящего»); 2) педагог подключается к возникшей деятельности детей (сиюминутное желание воспитанников как стимул – строительство и «обживание» города будущего).
Эффективность работы напрямую связывается автором с организацией микросреды. Так, для изучения предметного окружения необходимо создание микроцентра «Мастерская по ремонту» со «стимуляторами творческих проявлений»: картинки с изображением «неполных» предметов и их деталей; рисунки-схемы с недостающей частью (для ее дорисовки), контурные изображения предметов и разрезные картинки с их деталями; мозаики; диаграммы эволюции предметов. Активное исследование явлений общественной жизни предполагает наличие в группе спектра наглядных пособий: репродукций произведений живописи и графики; модель кукольной семьи; плоские картонные изображения для фланелеграфа и доски.
Таким образом, в процессе работы с предшкольниками по программе «Ребенок и окружающий мир» (О. В. Дыбина) отрабатываются основные области знания об их социальном окружении, стране проживания и мировых государствах, предметной среде. При этом на изучение нерукотворной природы отводится минимум времени.
Программа «Планета детства» (авторский коллектив под рук. к.п.н. Т. Н. Тарановой, к.п.н. Л. Ф. Сербиной, к.п.н. Л. И. Греховой) относится к числу региональных и нацелена на гармоническое развитие личности ребенка. Вместе с тем ведущей его идеей является подготовка дошкольника к жизни в будущем, существенно отличающемся в социальном плане от настоящего, что предполагает решение ряда задач:
• развитие способности понимать и принимать общечеловеческую этику;
• воспитание потребности сохранять и приумножать культурные и духовные ценности, реализовывать свободу выбора;
• освоение предметно-знаниевого содержания дошкольного образования;
• творческое образование ребенка и воспитание личности творца.
Курс построен на современных подходах к отбору содержания: 1) культурологическом, полагающем, что все осваиваемое ребенком историко-культурное образовательное поле пронизано смысловыми идеями, поэтому мировая, отечественная культура должна представляться не через разрозненные факты, а в виде устойчивых ценностных явлений, зародившихся в древности и определивших стойкие формы человеческого бытия; 2) аксиологическом – реализация основной идеи (признание человека высшей ценностью, а основной его жизнедеятельности – освоение общечеловеческих ценностей) через региональный компонент освоения культуры и истории своего края. Поэтому комплексная программа включает в себя следующие «порциальные содержательные блоки»:
1. Историко-культурный «Наследники мира» – формирование представлений детей о различных духовных традициях народов мира, потребность в признании общечеловеческой ценности всех культур.
2. Эстетико-культурный «Мастерская солнца» – знакомство с исторической эволюцией русской художественной культуры в совокупности ее видов и в контексте различных традиционных укладов жизни народов; с происхождением искусства и разнообразием его видов.
3. Экологический «Наш дом – планета Земля» – формирование элементов основополагающей позиции (человеческое общество должно считаться с законами природы, будучи всецело вовлеченным в экологические связи); становление философского и ценностного отношения к миру, гуманного отношения к природе.
4. Валеологический «Азбука здоровья» – формирование представлений и основных знаний о собственном организме, здоровье и ЗОЖ, осознание идеи ценности здоровья как основы дальнейших успехов в развитии человеческой личности.
Таким образом, реализуемая программой «Планета детства» педагогическая система охватывает и раскрывает основные сферы (ноо-, психосфера, социальная область), в которых живет и действует ребенок. Образовательный процесс строится как сотворчество детей и педагога, обеспечивает переход от информационного к смысловому (ценностному, личностно-ориентированному) образованию. К принципам его организации относятся: личностный; организация коллективных форм деятельности и расширение ее диапазона на эмоциональную сферу; создание социо-культурной среды.
Организация эффективной деятельности по приобщению детей к здоровому образу жизни является составной частью работы учебных заведений различного образовательного звена по сохранению и приумножению здоровья подрастающего поколения. Традиционно в практике начальной школы и ДОУ работа по поддержанию, сохранению и увеличению потенциала здоровья детей осуществляется по основным направлениям: 1) повышение двигательной активности воспитанников путем увеличения доли физических упражнений и частоты их применения. Это реализуется через увеличение времени на систему занятий по физической культуре, через различные формы самостоятельных занятий физическими упражнениями, введение спортивных часов (игровых перемен); 2) внедрение и реализация здоровьесберегающих и здоровьеформирующих программ для ДОУ и начальной школы. Как отмечалось выше, в существующих программах по ознакомлению с окружающим миром содержится необходимый материал по сохранению здоровья человека, подобранный и реализуемый в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Однако такого рода информация о здоровье человека, основных правилах ЗОЖ в курсах распределена неравномерно, носит эпизодический (блоковый) характер, что требует реализации дополнительной программы; 3) включение родителей в учебно-воспитательный процесс, хотя большинство образовательных программ не рассматривает целенаправленное взаимодействие образовательного учреждения с семьей в качестве обязательного условия эффективного всестороннего развития ребенка. Это в свою очередь сближает технологию работы с предшкольниками и учащимися начальных классов и обуславливает целесообразность разработки соответствующих образовательных программ с учетом вертикальной преемственности.
На современном этапе разработаны и функционируют на федеральном, региональном уровне разные валеологические программы Е. А. Васильевой, М. Л. Лазарева и т. д., ориентированные «на формирование у ребенка признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре» (В. Н. Касаткин). Они различаются как по общей направленности, содержанию, так и по объему, формам реализации: от обучения детей на уроках азам психологии, приемам самоконтроля и коррекции своего здоровья с помощью физических и дыхательных упражнений, дополнительного образования в форме клубной работы, введения валеологического содержания в иные дисциплины до создания самостоятельных учебных программ.
В практике дошкольного образования накоплен значительный опыт работы по сохранению и укреплению здоровья детей. В современных ДОУ используются разнообразные здоровьесберегающие технологии:
1. Сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы (физкультурные минутки с элементами гимнастики для глаз, дыхательной и т. п.), ритмопластика, стретчинг, подвижные и спортивные игры (в том числе «игровые часы»), релаксация («минутки покоя»), элементы общей арт-терапии («технологии эстетической направленности», предполагающие «первичный катарсис»), физиотерапия, разнообразные гимнастики (пальчиковая, для глаз или «офтальмотренаж», дыхательная, корригирующая, ортопедическая), биоритмический способ организации учебно-воспитательного процесса (вальдорфский детский сад), а также гигиенические процедуры (умывание, местный и общий душ, игры с водой, посещение бассейна, свето-воздушные ванны), регулярные физические нагрузки (утренняя гимнастика, физические упражнения, аэробика, прогулки).
2. Формирования в теории и на практике представлений о здоровом образе жизни: физкультурно-оздоровительные занятия, проблемно-игровые технологии (игротерапия, игры-тренинги), игры на межличностное общение (коммуникативные игры) и развитие эмоциональной сферы, различные виды массажа (самомассаж, точечный), эколого-валеологический театр, занятия по блоку «Здоровье» (валеологическим программам, курсам ОБЖ) и соответствующие информационно-коммуникативные технологии (работа с ЭВМ – «биологическая обратная связь»).
3. Коррекционные технологии: разного рода терапии (арт-, муз-, сказко-, свето-, цвето-, арома-, фито-, анимало-, витамино-, дието-), психогимнастика, технологии коррекции поведения, логопедическая (фонетическая) ритмика.
Хотя первичные элементарные навыки гигиенической культуры ребенок получает от родителей, однако, для осуществления преемственности в формировании у него привычки к здоровому образу жизни необходима совместная работа педагогов и родителей. Так, в Пензе О. А. Перегудовой для начальной школы был разработан и апробирован курс «Час здоровья», который по содержанию, подбору дидактических методов и форм также можно использовать и в работе с предшкольниками. Новизной в работе по данной программе является обязательная совместная, скоординированная деятельность педагога и родителей по формированию у детей представлений о ЗОЖ. В ее основу положен деятельностный подход, предполагающий организацию активной совместной деятельности родителей и учащихся с целью формирования у последних навыков ЗОЖ и соблюдению ими соответствующих норм и принципов на практике. В процессе работы использованы методы: учебная / дидактическая игра, практикум, творческие задания (презентация семейного альбома, интервью с интересным человеком, КВН среди семейных команд, заочная викторина, конкурс фирменных семейных блюд, театрализованные постановки и спортивные праздники здоровья), театрализация, моделирование ситуаций, тренинг и т. д. В качестве формы оценивания успехов детей было избрано портфолио.
Программа «Здоровье» (В. Г. Алямовская) относится к разряду специальных физкультурно-оздоровительных курсов. Вместе с тем она представляет собой комплексную систему воспитания физически здорового дошкольника, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного. Поэтому проводимая в ее рамках работа не ограничивается только физической культурой, а ведется по направлениям:
При этом каждая подпрограмма не ограничивается реализацией узкоспециальных задач. Так, курс «Группы здоровья» (1985–1990 гг.) – комплексная система физического воспитания, рассчитанная на все возрастные группы детей и реализующая потребность их в движении, нацелена не только на укрепление здоровья, развитие физических качеств, но и предполагает воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни, создание условий для их максимальной двигательной активности, выявление интересов, склонностей и способностей, приобщение к традициям большого спорта и т. д. Это достигается путем проведения различных физкультурно-оздоровительных мероприятий, лечебно-профилактической работы, диагностики физического развития ребенка, а также воспитания у него потребности в ЗОЖ через привитие культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о строении человеческого тела и обучение уходу за ним, организацию совместной здоровьесберегающей работы ДОУ и семьи. Последнее также относится к области валеологии, что свидетельствует об интегрированном характере данного курса. Это также подтверждается наличием сопутствующих подпрограмм. Так, курс «Комфорт» предназначен для организации в ДОУ оптимального, комфортного для каждого воспитанника режима и представляет собой систему конкретных действий, направленных на обеспечение психологического благополучия детей во время их пребывания в детском саду.
Существуют также программы по целенаправленному валеологическому образованию дошкольников, например, «Валеология для дошкольников» (Е. А. Васильева, серия «Помоги себе сам»). Цель этого курса – научить детей заботиться о себе и своем здоровье, формировать мотивацию к укреплению и сохранению здоровья, совершенствовать знания и навыки, переходя от одной структуры к другой (от детского сада к начальной школе). Его первостепенными задачами являются: помощь ребенку в осознании того, что главная ценность в жизни – здоровье человека, за которое он должен отвечать сам; сообщение детям и усвоение ими знаний по основам личной гигиены и охране своего здоровья, о себе, собственной индивидуальности и неповторимости; формирование умения ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, знать причины их возникновения, производить анализ экстремальных ситуаций и находить выход из них.
Программа предназначена для методистов, воспитателей детских садов и специалистов-валеологов и рассчитана на 36 часов. Весь материал группируется вокруг блоков: «Здоровье ребенка» (24), «Ребенок дома и на улице»(7), «Ребенок и другие люди»(5). Занятия проводятся 1 раз в неделю.
К парциальным курсам валеологического направления относится программа «Здоровье с детства» (Т. С. Казаковцев). Ее цель – разностороннее и гармоническое развитие дошкольника, обеспечение его полноценного здоровья, разнообразное развитие движений и привычек ЗОЖ на основе валеологических знаний. В связи с этим содержание программы дифференцировано с учетом психологического детского возраста: 1) курс «Растить здоровыми» предназначен для младших дошкольников (3–5 лет) и предполагает обеспечение охраны и укрепления их здоровья, полноценное физическое развитие и формирование разносторонних движений, полезных привычек; 2) «Учусь быть здоровым» – для детей 5–7 лет, нацелен на укрепление их здоровья, обеспечение полноценного физического развития и физической подготовленности, формирование положительных привычек, потребности в физическом совершенстве и ЗОЖ.
В целом работа по курсу ведется в соответствии с разделами программы:
1. Раздел «Я – человек». Направления работы: диагностика здоровья и физического развития ребенка; определение типологических особенностей здоровья и уровня нервно-психического развития; исследование физической подготовленности дошкольников; изучение тем по разделу «Я – человек».
2. «Правила гигиены»: характеристика режима дня в летнее / зимнее время; выявление особенностей формирования гигиенических привычек; организация и проведение закаливания (закаливающие мероприятия), питания детей (сезонные рекомендации); профилактические и психогигиенические мероприятия (аутотренинг), упражнения для укрепления систем организма (органов, мышц, позвоночника, анализаторов).
3. «Движения»: определение перечня упражнений, необходимых для формирования дошкольников; характеристика двигательного режима дня в летне-зимний период; развитие физических качеств и оценка физической подготовленности (выполнение системы упражнений); ознакомление детей с физическими упражнениями.
4. «Вредные привычки»: формирование у воспитанников отрицательного эмоционально-оценочного отношения к вредным привычкам.
5. «Береги себя»: ознакомление дошкольников с действиями, помогающими в критических ситуациях, мерами оказания первой элементарной медицинской помощи.
6. «Я – хороший человек»: формирование культуры поведения и общения детей друг с другом и взрослыми.
В программе раскрыто содержание занятий (тема, задачи, краткое содержание). Работу рекомендуется проводить с обязательным привлечением наглядного материала – опоры для наблюдения, сравнения. В отличие от иных программ по физическому воспитанию дошкольников, в данном курсе представлены не только характеристика режима дня, перечень гигиенических процедур и закаливающих мероприятий, но и темы для ознакомления детей с названием, значением системы упражнений, например, с 5–7-летними детьми режим дня изучается на занятиях по темам: «Для чего нужен режим дня», «Я живу по режиму», «Режим дня и здоровье». В процессе работы по программе рекомендуется использовать разнообразные дидактические формы и приемы: занятия, построенные на валеологическом материале (тренинговые, эвристические, познавательные), в том числе занятия-упражнения для развития движений и совершенствования физических качеств, формирования знаний о гигиенических привычках; игровые; праздники внутригрупповые («День хороших поступков») и межгрупповые («День улыбки»); совместные детско-родительские тематические вечера («Папа, мама и я – без вредных привычек»), совместная работа педагогов и родителей и т. д. Программа адресована для работы воспитателям и инструкторам по физической культуре ДОУ.
«Здоровье с детства» (Т. С. Казаковцев) – валеологическая программа, с явным смещением ориентиров в сторону практики (параллельных занятий по физической культуре), что подтверждает необходимость в силу возрастных особенностей предшкольников деятельностно-практического сообщения информации и закрепления их знаний о своем здоровье.
Курс «Здоровый дошкольник» (Ю. Ф. Змановский) относится к разряду социально-оздоровительных технологий[132] и имеет ряд особенностей:
1) комплексный подход (психолого-педагогический, гигиенический, психокоррекционный) к формированию многоаспектного ЗОЖ;
2) индивидуально-дифференцированный подход;
3) учет климато-географических и экологических особенностей региона;
4) широкие возможности для применения в любом дошкольном учреждении благодаря простоте рекомендуемых приемов работы, предметной среды, необязательности высокого уровня профессиональной подготовки добросовестного персонала;
5) в основу воспитательно-образовательного процесса положено комплексное «физиологическое» определение здоровья ребенка как динамического, устойчивого к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям состояния детского организма;
6) учет в работе достижений медицинской экологии (влияния внешних факторов на здоровье ребенка, формирование начал «экологического сознания») и психолого-педагогических аспектов сексуального развития, здоровья детей;
7) системность проводимых социально-оздоровительных мероприятий: раздел 1 – учет поведенческих, личностных характеристик и проявлений биоримологического профиля (первичная диагностика по определенным показателям); раздел 2 – рациональная организация двигательной деятельности, развитие моторики путем циклических упражнений и их комбинаций; вариативное содержание занятий, включающих несколько подвижных игр, спортивных и танцевальных упражнений; раздел 3 – система эффективного закаливания, реализуемая в помещении группы, с применением традиционных (обтирание, обливание, полоскание горла, массаж, методики обучения правильному дыханию) и нетрадиционных (контрастные воздушные ванны и душ) методов; раздел 4 – разнообразие методов и средств работы: индивидуальные беседы с детьми, разнообразные игры (подвижные с преобладанием циклических упражнений, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, режиссирование), арт-терапия («Нарисуй семью»), восприятие картин выдающихся художников и классической музыки, элементы аутогенной тренировки и психической саморегуляции; раздел 5 – рациональное питание дошкольников в соответствии с «золотыми» правилами приготовления пищи, одобренными Всемирной организацией здравоохранения; раздел 6 – соблюдение необходимых условий для оздоровительных режимов (индивидуальный подход к детям в соответствии с биоритмами, учет сезонных особенностей, оптимальная двигательная и достаточная умственная нагрузка, преобладание положительных эмоций).
Программа социально-валеологического профиля «Здоровый дошкольник» (Ю. Ф. Змановский), как и курс «Здоровье с детства», носит интегрированный характер: максимальное развитие ребенка достигается путем объединения комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий и занятий по формированию у детей в деятельности представлений о ЗОЖ.
На базе ДОУ № 1738 СЗОУО ДО г. Москвы экспериментально апробирована оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!» (М. Л. Лазарев). Она предназначена для работы с детьми 3–7 лет, является составляющей единого для дошкольного и начального образования УМК «Школа знаний, доброты и здоровья»[133] и рекомендована МО РФ[134]. Ее цель – оказание помощи педагогам и родителям в организации оздоровительной работы со здоровыми и соматически ослабленными дошкольниками в процессе ежедневной деятельности, направленной на формирование у последних мотивации здоровья, поведенческих навыков ЗОЖ. В результате рекомендуемой здоровьесберегающей работы ребенок должен научиться оздоравливать и развивать себя сам.
То есть, программа «Здравствуй!» являет собой реализацию концепции открытой школы здоровья с обязательным проведением медико-педагогического обследования воспитанников и оздоровительных занятий. Необходимость интеграции в работе с детьми знаний из области медицины и валеологии побудила автора к выделению новой сферы – санологии (от лат. sano – «лечу», sanitas – «здоровье») – науки о законах формирования, сохранения и коррекции здоровья человека.
Вместе с тем в программу входят не только оздоровительные, но и познавательно-эстетические элементы, способствующие воспитанию личности ребенка: содержание включает обширный сказочный материал, отражает и формирует внутренние потребности физиологического, психологического и личностного роста дошкольников. Именно сохранению естественности психического развития детей, построению прочного фундамента жизнеутверждающей, созидающей, творческой личности в данном курсе уделяется первостепенное внимание.
Программа предусматривает значительную подготовительную, совместную работу педагогов и родителей на различных этапах реализации курса:
1,2. Этапы «Картина здоровья», «Мишень мотивации»: выявление представлений детей, родителей, сотрудников ДОУ о здоровье и степени сформированности интереса к собственному посредством анкетирования.
3. «Цветок здоровья»: проведение семинаров для педагогов и родителей с целью совершенствования их знаний о ЗОЖ.
4. «Сад здоровья» – разработка программы здоровья для конкретной детской общности: изучение сведений о состоянии здоровья воспитанников (интегрированная, психо-дыхательно-двигательная диагностика, заполнение индивидуальных детских карт здоровья, карт домашней диагностики), характере питания и организация правильного, проведение оздоровительных и совместных (детско-взрослых) спортивных мероприятий, праздников с часто болеющими детьми (фиксация изменений в карте эффективности оздоровительных занятий).
5. «Кодекс здоровья»: определение основных принципов работы ДОУ.
Все занятия с детьми объединены в шесть макро-тем: «Волшебное зеркальце», «Целебные звуки», «Чудо-нос», «Веселые движения», «Вода и мыло», «Полезная еда», «Цветок здоровья», – в рамках которых постоянно решаются различные оздоровительные, познавательные, исследовательские задачи. Для их решения применяются психолого-педагогические приемы: лобно-затылочная коррекция, медитация, театр здоровья (игротерапия в процессе постановки силами детей спектакля по завершению каждой темы) – приемы психотренинга (в том числе на расслабление); рассказывание («Как обработать рану», сказки – «Приключение Гидроника»), объяснение (значение влажной уборки), игры («Говорящие движения, «Микробы»), исполнение песен («Микробы и мыло»), решение задач («Сколько раз нужно есть в день?»), выполнение домашнего задания (нарисовать здоровье и болезнь в «Книге здоровья», подготовить альбом с фотографиями семьи) и т. п. Выделяются три разновидности занятий: урок здоровья, пятиминутка (минутка) здоровья, оздоровительная пауза, – на которых используются ИОС (игровые обучающие ситуации) с персонажами-«юными учителями здоровья», чьи имена лингвистически связаны с явлениями природы, названиями наук, в дальнейшем изучаемых в школе, например: «Яник» – солнечное начало («Янь», «Инь» из восточной философии), «Йоник» (разнополярные частицы) – составляющая воздуха и других веществ и т. д. Для облегчения работы педагогов автором разработана структурно-логическая схема каждой темы, позволяющая в наглядной форме определить основные направления деятельности с детьми.
Вместе с тем в качестве стержня программы выступает курс духовного здоровья, что нашло отражение в соответствующих формах работы: организация и проведение народных праздников, активное слушание классической музыки (с применением метода музыкальной психорегуляции дыхания) и проживание музыкальных образовательных циклов, психофизический тренинг на материале музыкальной валеологии (музыкальной психологии, истории, географии, математики), создание «Моей книги здоровья» и т. д. Музыкальная направленность данного валеологического курса, здоровьесберегающей работы в целом отражена в избранной «эмблеме здоровья» – восточном знаке гармонии энергии, трансформированном в музыкальный. Именно на стержень эмоционально-дыхательного музыкального тренинга нанизывается программа интеллектуально-физического развития дошкольника, что подтверждается ее содержанием (ч.3):
Таким образом, в данном курсе музыка рассматривается не как дополнительный материал, а является интегральной основой всего процесса обучения, позволяющей, с точки зрения автора, «организовать межфункциональный тренинг организма ребенка». Программа имеет приложение «Моя книга здоровья», где собран ряд заданий, предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, и карта индивидуального состояния детского здоровья. Так, ребенку предлагается: нарисовать рисунок на тему «Я представляю себе здоровье так» и затем рассказать о его содержании (педагог параллельно фиксирует представление воспитанника о здоровье: «Здоровье – это…»); выложить тело человека из частей (конструирование).
Для целенаправленной подготовки здоровых и соматически ослабленных детей 5–6 лет к обучению в школе в рамках рассматриваемой оздоровительно-развивающей программы М. Л. Лазаревым разработан учебно-методический комплект – курс «Здравик». Его целью является психофизическая подготовка ребенка к школьным нагрузкам, обеспечение плавного перехода из ДОУ в школу. Так как в основу разработки положен рассмотренный выше курс формирования здоровья дошкольников «Здравствуй!», поэтому налицо преемственность в технологии работы: сказки – основной используемый дидактический материал, в процессе работы с которым ребенок вместе с педагогом и родителями может выполнять несложные задания, направленные на тренировку детской памяти, улучшение речи, концентрации внимания, расширение кругозора, повышение уровня развития двигательных качеств, формирование навыков самостоятельной работы; стимулирование творческой активности предшкольников, формирование музыкального слуха, навыков художественного цветомузыкального моделирования явлений окружающего мира в процессе работы с книгой-игрушкой с цветными мелодиями «Цветоник» (самостоятельное «исполнение» ребенком музыкального произведения на фортепиано, на клавиши которого наклеены цветовые кружки, – одновременное закрепление знаний о цветах радуги и нотном стане).
Таким образом, оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!» (М. Л. Лазарев) относится к разряду парциальных, интегрированных (музыкально-валеологических) курсов, предназначенных для предметной подготовки старших дошкольников к изучению в начальной школе программ здоровьесберегающей и музыкально-образовательной направленности.
Широко обсуждается опыт ставропольских педагогов в реализации валеологической программы «Здоровый ребенок», которая направлена на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста, формирование у родителей, педагогов, учащихся ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.
В настоящее время здоровьесберегающие курсы по работе с дошкольниками и младшими школьниками разрабатываются и активно внедряются в рамках внеурочной деятельности, вне ДОУ и школы. Так, Центральной детской библиотекой г. Реж реализуется «творческая программа работы читального зала для дошкольников и младших школьников» «Школа здоровья» (Н. С. Акулинина), суть работы по которой обозначена как «сделать ребенка здоровым и жизнерадостным» путем погружения «в волшебный мир физической культуры». В качестве основной идеи выступает заложение основных навыков по форжированию ЗОЖ, что и определяет конечную цель валеологи-ческого курса: научить детей быть здоровыми душой и телом, чтобы стремились творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы; обеспечить физическое и психическое самообразование. Поэтому основными задачами программы являются: расширение навыков и знаний воспитанников по физической культуре; формирование чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Они реализуются в двух тематических блоках, в четком соответствии с возрастными особенностями детей:
1. Блок «Добро пожаловать в страну Здоровячков!» (для дошкольников).
Содержание программы: 1. «Дружи с водой: мойтесь чаще, мойтесь чище» (веселые уроки здоровья, познавательная программа, книжная выставка «В гостях у Мойдодыра»). 2. «Забота о глазах: Глаза – главные помощники человека» (познавательная программа). 3. «Уход за зубами: почему болят зубы; чтобы зубы были здоровыми» (познавательная программа). 4. «Уход за ушами: чтобы уши слышали» (познавательная программа). 5. «Как следует питаться: здоровая пища; витамины здоровья» (познавательная программа). 6. «Путешествие в город Чистоты и Порядка» (игра-путешествие). 7. «На сказочном стадионе» (веселые старты). 8. «Если хочешь быть здоров: как закаляться» (путешествие по книге «Румяные щечки», книжная выставка «Закалялка и другие»). 9. «Чемпион» (театрализованное представление).
2. Блок «Чтобы тело и душа были молоды» (для младших школьников).
Содержание программы: 1. «Хорошее настроение» (час отдыха, викторины, игры; книжная выставка «От улыбки хмурый день светлей…»). 2. «Поведение в школе» (беседа, викторина). 3. «Вредные привычки» (Час здоровья, книжная выставка «Посеешь привычку – пожнешь характер»). 4. «Веселые состязания на лесной полянке» (спортивные состязания, книжная выставка «Как дела, здоровяки?»). 5. «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»: познавательная игра, книжная выставка «Как не стать зябликом». 6. «Целебное лукошко» (игра-путешествие, книжная выставка «Есть в травах и цветах целительная сила»). 7. «Долой грипп и ангину» (театрализованное представление, книжная выставка «Советы доктора Апчхи»). 8. «Путешествие по Спортландии» (спортивные игры, конкурсы). 9. Спортивно-игровой праздник «Веселые старты» (книжная выставка «Спорт любить – сильным быть»). 10. Праздник Здоровья (празднично-игровая программа).
Блоковое строение программы предусматривает координацию совместной работы библиотеки со школой и ДОУ, так как занятия в читальном зале проводятся 1 раз в месяц. Их цикл включает вопросы физического и духовного здоровья, что отвечает целостной структуре личности. При этом автор-разработчик отмечает, что занятия для дошкольников должны быть необычными: увлекательными, сообщающими детям многое о них, особенностях их организма, правилах ухода и заботы о своем здоровье, зрении, здоровых зубах и т. д., то есть «малыши должны узнать, как попасть в страну Здоровяков, в которой есть много докторов, дающих здоровье ежедневно». Поэтому их содержание должно быть наполнено познавательным материалом, сказочными персонажами, театрализованностью, занимательными и спортивными играми, оздоровительными шутками и т. п.
Таким образом, программа «Школа здоровья» Н. С. Акулининой носит парциальный характер и является дополнительным к основному (проводимому в рамках ДОУ) курсу.
В связи с актуальностью проблемы воспитания здорового поколения в последние годы появилось много детских пособий валеологической направленности[135]. В свете соблюдения преемственности между начальной школой и дошкольными учреждениями в области охраны здоровья разработаны и внедрены пособия для воспитателей, родителей: «Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4–6 лет» Т. Н. Дороновой и др., «Растем здоровыми» В. А. Доскина, Л. Г. Голубевой, «Беседы о здоровье» Т. А. Шорыгиной и т. д.
В частности книги серии «Наука быть здоровым» (издательство «Просвещение») цикла «Я не растяпа. Неболейка» (И. Соковня)[136] предназначены для оказания помощи учителям и родителям с тем, чтобы научить детей 6–11 лет заботиться о своем здоровье, помочь освоить простейшие навыки оказания первой медицинской помощи. Они построены с использованием игровых приемов: персонаж Неболейка приглашает ребят в увлекательные путешествия в страну Здоровья, для того чтобы при помощи игр (в том числе сюжетно-ролевых, имитирующих реальное событие), загадок, головоломок, лабиринтов, комиксов, стихотворений и т. д. ознакомить их с опасными ситуациями, в которых можно получить различные травмы, ожоги, подвергнуться насилию, и рассказать о простейших способах оказания первой помощи. В книгах представлены различные игровые ситуации, снабженные подписями и вопросами, задания по работе с цветом по принципу: «Опасно (стой!)», «Осторожно», «Безопасно», «Полезно».
Вместе с тем, по мнению профессора В. Зайцевой, пособия «Ай, обжегся!», «Ох, ушибся!», «Тьфу, гадость!» могут быть рекомендованы для детей 5–7 лет. Родителям же необходимо заглянуть в них на 4 года раньше, чтобы самим вовремя обратить внимание на потенциально опасные ситуации, в которые легко может попасть ребенок, едва научившийся ходить и активно стремящийся познать окружающий мир. Пособия позволяют взрослым усвоить привычку при общении с маленькими сочетать слово «нельзя» с продолжением «потому что…»[137], что немало важно для развития предшкольника.
Многие курсы валеологической направленности разрабатываются в рамках коррекционно-профилактической здоровьесберегающей работы (например, «Здоровый малыш» З. И. Бересневой, Р. Г. Казаковцевой) и нацелены на эффективное использование резервных возможностей коррекционно-образовательного процесса в ДОУ (специальных группах) для детей с нарушениями речи и т. п.
Несмотря на многообразие разработанных и апробированных в процессе обучения дошкольников и младших школьников валеологических программ, цель такого рода занятий со всеми детьми едина: «учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и законами бытия» (по В. Н. Касаткину).
Здоровьесберегательные технологии применяются как в валеологических программах, так и в курсах по ознакомлению детей дошкольного и младшего школьного возраста с основами безопасности жизнедеятельности (далее – ОБЖ): «Твоя безопасность: Как вести себя дома и на улице» (К. Ю. Белая и др.), «Основы безопасности для детей 5–8 лет» (Т. А. Шорыгина) и т. д. Программы ОБЖ отличаются от валеологических тем, что в них минимизировано ознакомление со строением человеческого организма, нормами гигиены и акцентировано внимание на опасных внешних факторах и выработке у ребенка соответствующей модели поведения.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева)[138] носит комплексный характер, так как нацелена не только на изучение элементарных здоровьесберегающих технологий, но и на формирование у старшего дошкольника валеологической, экологической культуры. Она разработана на основе Проекта государственного образовательного стандарта дошкольного образования и рекомендована МО РФ. К ее отличительным чертам относятся:
1) реализация основной социально-педагогической задачи – воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях (личностно-ориентированный, практический характер курс;
2) суть проводимой работы (комплекса разработанных материалов) – стимулирование в дошкольном детстве (старшем дошкольном возрасте) у детей самостоятельности и ответственности за свое поведение;
3) цель программы – сформировать у ребенка навыки разумного поведения; научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и иными предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни;
4) основные принципы, предъявляемые к реализации курса: полнота (реализация всех разделов), системность, учет условий города и сельской местности, сезонность, возрастная адекватность;
5) содержание программы – введение и шести разделов, отражающих изменения в жизни современного общества:
1. Раздел «Ребенок и другие люди». Исследуемые вопросы: Несовпадение приятной внешности и добрых намерений. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого. Ребенок и другие дети (в том числе подростки). Если «чужой» приходит в дом. Ребенок как объект сексуального насилия. 2. «Ребенок и природа»: В природе все взаимосвязано. Загрязнение окружающей среды. Ухудшение экологической ситуации. Бережное отношение к живой природе. Ядовитые растения. Контакты с животными. Восстановление окружающей среды. 3. «Ребенок дома»: Прямые запреты и умения правильно общаться с некоторыми предметами. Открытое окно, балкон как источники опасности. Экстремальные ситуации в быту. 4. «Здоровье ребенка»: Здоровье – главная ценность человеческой жизни. Изучаем свой организм. Прислушиваемся к своему организму. Ценности здорового образа жизни. О профилактике заболеваний. Навыки личной гигиены. Забота о здоровье окружающих. Поговорим о болезнях. Инфекционные болезни. Врачи – наши друзья. О роли лекарств и витаминов. Правила первой помощи. 5. «Эмоциональное благополучие ребенка»: Психическое здоровье. Детские страхи. Конфликты и ссоры между детьми. 6. «Ребенок на улицах города»:
Устройство проезжей части. «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов. Дорожные знаки для водителей и пешеходов. Правила езды на велосипеде. О работе ГИБДД. Милиционер-регулировщик. Правила поведения в транспорте. Если ребенок потерялся.
Таким образом, программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», несмотря на четко обозначенный в названии парциальный характер, является комплексной, что соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста, и направлена в первую очередь на решение социально-адаптационных задач.
Курс «Основы безопасности для детей 5–8 лет» (Т. А. Шорыгина) носит универсальный характер, поскольку может быть использован как воспитателями ДОУ, так и гувернерами, родителями. Он имеет узкую направленность – усвоение детьми правил безопасного поведения дома, на городской улице, в лесу, парке, возле водоемов. Его общедоступности способствует занимательная форма организации занятий – в виде бесед, сопровождающихся загадками, сказками, рассказами, заданиями и тестами.
Программа построена в соответствии с традиционным для пропедевтического курса ОБЖ принципом педоцентризма; тема же занятия привязана к каждому месяцу, начиная с сентября (1 раз / мес.): «Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой», «То к бежит по проводам», «А у нас дома газ», «Ни ночью, ни днем не балуйтесь с огнем», «Запомните, детки, таблетки – не конфетки», «Полезные вещи – молоток и клещи», «Ножницы, катушки – это не игрушки», «Переходим через улицу», «Встреча с незнакомцем», «На прогулку мы идем», «Мы пришли на водоем», «Знаете ли вы правила безопасности»[139].
В процессе работы со старшими дошкольниками рекомендуется следующая структура занятий:
1) мотивационный этап – сообщение педагогом темы занятия в готовом виде («Сегодня на уроке мы поговорим о…»);
2) основной этап: а) беседа в опоре на личный опыт ребенка (изначально больше времени отводится на рассказ взрослого, чередующийся с вопросами к детям со значительным интервалом времени на обдумывание ими ответа); б) стихотворение, подтверждающее основную идею беседы (рассказа); в) продолжение беседы; г) суммирование результатов обсуждения (осуществляет педагог); д) проблемная ситуация, связанная с использованием исследуемого предмета, например, в быту; е) стихотворение, подтверждающее возможность рассматриваемой ситуации (пункты «д», «е» могут быть заменены на сообщение в готовом виде адаптированных для детей «Правил пользования (обращения) предметом»);
3) этап закрепления: а) вопросы на закрепление (первоначально репродуктивные в сентябре, к декабрю усложняющиеся до заданий на осознание сути идиом, осуществление выбора – «Как вы понимаете выражение…», «Какие перечисленные действия могут привести к пожару…»); б) практическое задание; в) загадки на главное понятие темы; г) сказка-прочтение, читаемая воспитателем, и вопросы на закрепление прослушанного. Занятия могут носить как характер сообщения нового материала («Поплотнее край закрой – осторожен будь с водой»), так и заочной экскурсии («А у нас дома газ»), итоговой викторины (игра «Четвертый лишний» при проверке в августе усвоенного за год).
Программы для дошкольников по ОБЖ представлены соответствующими пособиями К. Ю. Белой «Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице», «Как обеспечить безопасность дошкольников» и наборами плакатов: «Основы безопасности детей дошкольного возраста: учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной к программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н. Н. Авдеева) и т. д.
В настоящее время ведутся разработки и частных проблем в области ОБЖ, в том числе: по ознакомлению детей с правилами дорожного движения (Л. Б. Баряева, А. Б. Малышкина, Е. А. Романова, Э. Я. Степаненкова), пожарной безопасности (Т. А. Шорыгина). Их появление обусловлено данными различных исследований, показывающих, что у дошкольников существует значительный разрыв между теоретическими знаниями норм, правил поведения в различных чрезвычайных ситуациях и их реальным применением на практике, так как в этом возрасте ребенку еще сложно управлять своим произвольным поведением.
Так, программа «Азбука дорожного движения» (Л. Б. Баряева, В. Л. Жевнеров, Е. В. Загребаева)[140] направлена на формирование у дошкольников представлений о правилах дорожного движения (далее – ПДД) и выработку умений по их соблюдению, ориентировке в окружающем пространстве улицы на основе развития сенсомоторных способностей. Она имеет широкую адресность, предназначена для работы с детьми, воспитывающимися в различных социокультурных условиях (только семейное воспитание, детский дом, посещающие ДОУ, ЦРР и т. п.). Поэтому, с точки зрения авторов, курс может быть совмещен со всеми современными общеразвивающими, дополнительными программами дошкольного воспитания.
Необходимость решения обозначенной задачи определяет характер проводимой работы:
1. Построение программы с учетом «функций социализаций знаний», лежащих в основе работы педагогов по ознакомлению детей с правилами дорожного движения: а) информационной – знания о ПДД несут в себе информацию об отношениях людей в окружающем социальном мире; б) эмоциогенной – обязательный интерес ребенка к изучаемому объекту, эмоциональный подъем во время деятельности с ним (эмоциональная окрашенность информации); в) регуляторной – интеграция ведущих для детей видов деятельности (игры, труда, общения со сверстниками и т. д.).
2. Комплексное использование разнообразных видов детской деятельности: формирование механизмов игровой деятельности, трудовое воспитание, речевое и физическое развитие, познавательное (интеллектуально-культурное) становление на основе ознакомления с окружающим социальным миром (налицо интегративный подход к формированию у дошкольника представлений о правилах дорожного движения; объединение воспитательных, обучающих и развивающих воздействий).
3. Доминирование игровой деятельности, игровых приемов работы: осознание ребенком формируемых норм происходит в процессе многократного воспроизведения в игре реальных ситуаций поведения на проезжей части улицы, тротуаре и т. д.; именно при их проживании происходит совершенствование психомоторных функций. В программе большое значение придается действиям дошкольника с предметами игрового назначения по изучаемой теме, что позволяет ему приобретать элементарный чувственный опыт: сенсорные представления о цвете сигналов светофора, об ориентировке на основе восприятия знаков дорожного движения (игры с пиктограммами «Четвертый – лишний», «К какой группе принадлежит?»), о пешеходной и проезжей части улицы, о сигналах регулировщика и т. п. Вместе с тем в процессе работы важно соблюдать преемственность и последовательное усложнение игр, упражнений за счет формирования у детей взаимо– и самоконтроля.
4. Постоянное повышение произвольности и сознательности при соблюдении детьми правил дорожного движения в разных игровых ситуациях.
5. Разнообразие форм и приемов работы, их неизменное чередование: наблюдение за реальным поведением людей на улице во время прогулок, тематических экскурсий (в том числе малыми группами по 2–4 человека), совместных со взрослыми походов в общественные места и т. д. Поэтому основной этап дошкольных экскурсий рекомендуется выстраивать как: «путешествие» к месту; наблюдение за пешеходом и транспортом; практические действия детей; наблюдения за изменениями на дороге, светофоре и т. п.; возвращение в ДОУ. При этом в работе с предшкольниками рекомендуется организовывать День (неделю) правил дорожного движения, применять «метод проектов», включать соответствующую атрибутику в ежедневную жизнь группы (например, светофор на выходе из умывальной комнаты как показатель чистоты посетителей).
6. Чередование разнообразных методов обучения: наблюдение; беседа; работа с наглядным материалом и художественной литературой (например, занятие по сказке С. Михалкова «Бездельник светофор»; разучивание стихотворений Я. Пишумова); игра («Угадай знак», «Красный, желтый, зеленый», «Наша улица»), драматизация (этюды «Старенькая бабушка», «Сделаем удивленное лицо»); продуктивные виды деятельности (рисование, лепка) и другие.
7. Обязательная совместная работа взрослых и детей по моделированию ситуаций, возникающих на дороге, в условиях ДОУ и семьи. Важно постоянное подкрепление изученного дошкольником в совместной работе, в том числе с родителями, поскольку именно дома он получает первые представления о дорожном движении, ПДД, нормах поведения на улице, дороге, приобретает первый практический опыт пешехода, копируя и подражая действиям доминантного (значимого) взрослого. Поэтому в программе выделяются три направления работы ДОУ: а) воспитание у детей навыков культуры поведения на дороге, в транспорте; б) повышение квалификации педагогических кадров по соответствующему социальному воспитанию дошкольников, что в свою очередь предусматривает обязательное подключение к работе специалистов (педагога-психолога); в) активизация совместной деятельности ДОУ, школ и родителей по изучению с детьми правил дорожного движения.
8. Учет в процессе работы краеведческой, этнокультурной составляющей, в том числе при создании предметно-развивающей среды (тип населенного пункта, его удаленность от дорог, интенсивность движения и т. п.): формирование пространственно-временной ориентировки ребенка соотносится с особенностями природной среды его проживания; обязательное овладение дошкольником культурным инструментом – графическими знаками (дорожного движения, символика сигналов светофора) и иными способами кодирования (гудок поезда, клаксона, сигнал регулировщика).
9. Преемственность в работе по ознакомлению с правилами дорожного движения детей всех возрастных групп (табл.1.22).
10. Работу с игрой «Азбука дорожного движения» рекомендуется проводить по схеме: а) объяснение нового материала (беседа с опорой на имеющиеся знания детей), конструирование дороги (с учетом желания дошкольников пофантазировать) с использованием необходимых элементов азбуки (в опоре на предлагаемый план-чертеж); на данном этапе при работе с предшкольниками и младшими школьниками важно научить их разбираться в схемах, развивая пространственное воображение; б) проигрывание сюжетных ситуаций, соответствующих главной теме работы (с параллельным обсуждением возникших аварийных случаев); в) подведение итогов игры, обобщение результатов изучения нового материала, оценка действий дисциплинированных и недисциплинированных пешеходов, пассажиров, водителей; г) информирование родителей, особенно при изучении новой темы (указание темы игры, необходимых для последующей отработки способов действий). В целом при работе с «Азбукой дорожного движения» используются виды игр по ознакомлению: с элементами дороги, участниками дорожного движения и правилами их поведения; с сигналами светофора и регулировщика; со знаками дорожного движения, – и их комбинирование (комплексная разновидность).
11. Система работы дошкольника со знаково-символическими средствами предусматривает: первичное введение понятия «знак» («пиктограмма»); формирование обобщающего понятия на основе изученных знаков (индуктивный подход); закрепление навыка самостоятельных действий на основе использования полученных знаний о ПДД; самостоятельная ориентировка в системе предлагаемых знаков. При этом авторами четко прописана методика соответствующей работы: идентификация символа; выбор нужного знака из ряда (двух одинаковых пиктограмм или знаков, относящихся к одной группе; знака из множества); конструирование фразы с помощью пиктограмм и картинок; выбор из нескольких изображений соответствующего произнесенной взрослым фразе; составление предложений и коротких рассказов с использованием картинок «Предмет в действии» и пиктограмм, рассказов по сюжетным картинкам; определение неправильных ситуаций по картинкам-нелепицам.
В целом курс «Азбука дорожного движения» (Л. Б. Баряева, В. Л. Жевнеров, Е. В. Загребаева), предназначенный для работы с детьми как дошкольного, так и младшего школьного возраста, предполагает их активное ознакомление с правилами дорожного движения в процессе наблюдения, игры, выполнения тренировочных упражнений.
Таким образом, разработанные для обучения детей старшего дошкольного возраста однопредметные курсы нацелены не только на ознакомление с окружающими природными объектами, но и носят прагматический характер: одна из основных задач – воспитание у ребенка санитарно-гигиенической культуры, привитие элементарных правил личной гигиены. Все общие и парциальные программы носят социализационно-адаптационный, гуманно-личностный характер, поскольку исходят из необходимого для нормального полноценного развития психики ребенка многоуровневого чувства защищенности. Возрастные особенности предшкольника и специфика образовательной ситуации (последовательный переход от доминирующей материнской модели на дидактическую) предполагают обязательную согласованную совместную работу образовательных учреждений и семьи по формированию у детей навыков здорового образа жизни, которая должна продолжаться и в начальной школе, тем самым заимствуя и объединяя в себе многие соответствующие технологии ДОУ и младших классов (деятельностный подход, создание предметной среды, закрепление изученных комплексов в семье и на практике и т. д.).