Я, ты, мы

Программа «Я, ты, мы» (О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина) направлена на формирование эмоциональной сферы и социальной компетентности ребенка. Это предполагает: воспитание у него нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, находить достойный выход из конфликтных ситуаций, уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности[152].
То есть, данный курс социально-эмоционального воспитания нацелен на осознание ребенком своей уникальности и неповторимости, приобщение его к языку чувств и эмоций, формирование коммуникативных навыков. В дальнейшем это станет основной для воспитания свободных, ответственных граждан страны, обладающих чувством собственного достоинства и с уважением относящихся к другим, способных на собственный выбор и с пониманием воспринимающих чужую позицию, точку зрения.


Курс носит универсальный характер: он может быть использован как родителями, так и в работе ДОУ всех видов, а также в качестве эффективного дополнения к любой дошкольной образовательной программе; включаться в контекст занятий по ознакомлению детей с окружающим миром, развитию речи, по изобразительной деятельности и ручному труду, музыкальному и физическому воспитанию; использоваться в процессе организации индивидуальной и групповой работы с воспитанниками в течение дня, при проведении сюжетно-ролевых и других игр. Это обусловлено социальной направленностью тематики занятий.
Материалы разделов тесно связаны между собой и постоянно перекликаются, что дает возможность воспитателю варьировать программное содержание и его последовательность, при необходимости отступая от предложенной структуры. Так, важной стороной общения (раздел 3) является рефлексия (раздел 2) и способность отстаивать свою точку зрения (раздел 1). При этом в перечисленной тематике существует определенная логика последовательности преподнесения материала.

Раздел начинается с серии занятий «Кто я?», направленных на познание ребенком собственных особенностей, предпочтений и осознание своего места среди окружающих. Так, самое первое занятие «Разглядывание себя в зеркале» предполагает непосредственное рассматривание детьми своего отражения в зеркале. Вопросами воспитатель побуждает их рассказать об особенностях своей внешности, прически. Причем, если они затрудняются с ответом, используется косвенный метод через обращение к игрушке или остальным детям с просьбой помочь описать того или иного ребенка. Важно, чтобы каждый, находя привлекательные черты в себе и сравнивая себя с другими, смог убедиться в собственной уникальности. После этого воспитанникам предлагается нарисовать свой автопортрет, и в заключение, в общем кругу, педагог, используя игровой метод, предлагает угадать по рисункам, чье это изображение. Данное занятие может иметь различные варианты: 1) показ кукольного спектакля, где герои рассматривают себя и сравнивают друг с другом; 2) дидактические игры типа «Узнай по голосу», «Узнай по описанию», «Говорящее зеркало», где дошкольники рассказывают о себе или о других от имени третьего лица или зеркала и т. д.
Аналогичные темы предлагаются и детям 6–7 лет в серии «Кто ты такой?», усложняется лишь их содержание (ввиду того, что предшкольники владеют большими навыками и умениями). Например, воспитатель предлагает детям изготовить карточки своих имен (так называемые «именные карточки»). На следующем занятии они приносят свои фотографии и наклеивают вокруг них то, что им нравится: свою любимую одежду, еду, игрушки. А завершающим итогом становится создание целого альбома «Эта книга про меня», где ребенок собирает все, что узнал о себе в рисунках, фотографиях, аппликациях.
Таким образом, дети узнают увлечения и особенности друг друга. При этом они имеют возможность сравнивать свои привычки и объединяться по интересам, что повышает их рейтинг среди сверстников и способствует росту уверенности в себе.
В программе используются разнообразные приемы работы: наблюдение (изучение своего отражения в зеркале; соотношение собственного настроения с состоянием природы, погодой); беседа (о чувстве страха и одиночества), в том числе индивидуальная («Каждый привлекателен по-своему»); работа с литературным материалом (аналогии жизненных и сказочных ситуаций – криминогенные ситуации и сказки «Волк и семеро козлят», «Кот, Лиса и Петух» в теме «Страх» для детей 3–4 лет), пособиями УМК (проведи соединительные линии, рассмотри, раскрась, вырежи и наклей картинку на нужное место и т. п.), знаками-символами и пиктограммами («Сказочные герои и ты», «Какие качества помогают дружбе»); обогащение словарного запаса детей – словарная работа (в старшем дошкольном возрасте – знакомство со словами-синонимами, обозначающими разнообразные эмоциональные состояния: спокойствие, гнев, радость); опытно-практическая работа (3–4 года – организация дегустации продуктов для определения разнообразия вкусов), экспериментирование (5–6 лет – с маками, гримом, головными уборами в теме «Маски»); разрешение проблемных ситуаций («толкнул», «нечаянно нарушил постройку товарища», «в группу пришел новенький и играет один»); коллективные игры (в том числе игра-драматизация – изобразить испуг, совместное разыгрывание с ребенком сцен из сказки «Курочка Ряба»; игра-экспериментирование с портретами в теме «Фоторобот»), тренинги и игры-тренинги (на отработку поведения в чрезвычайных ситуациях, норм этикета – «Как вести себя при встрече», «Плач, смех, испуг»).
Важнейшими являются продуктивные виды деятельности: игровая, изобразительная (нарисовать портрет собственный и своей семьи, «загадочные рисунки»), театрализованная, трудовая (выполнение аппликаций; лепка подарка из пластилина; совместное изготовление книжки, посвященной жизни группы в саду / семье; приучение к самообслуживанию – организация дежурства, оформление помещения к празднику и т. п.), музыкальная (совместное исполнение веселой песни как завершение занятия по теме «Грусть») и т. д. При этом нередко и их комбинирование, например, этап «Рисование и ручной труд» на занятии по теме «Фоторобот». Некоторые задания направлены на развитие воображения, мышления, внимания, памяти, мелкой моторики.
Работа по всем темам носит личностно-ориентированный характер: рекомендуется постоянное обращение к личному опыту ребенка. При этом занятия с детьми разного возраста имеют примерно одинаковую, последовательно усложняющуюся и варьируемую в зависимости от возраста структуру: 1) беседа; 2) работа с пособием; 3) этап закрепления (вывод, формулируемый взрослым; сравнение воспитанников в группе и книжного изображения; рассказ проблемной ситуации).

Предыдущая запись Планирование занятий для старших дошкольников
Следующая запись Ребенок и кукла
Яндекс.Метрика