Ребенок и кукла

Цель: учить детей выделять общие отличительные признаки человека и его подобия – куклы.
Ход: 1. Беседа о любимых играх, игрушках (в том числе о куклах, без акцента на то, что это любимая игрушка девочек). Рассмотрение кукол, имеющихся в группе, выделение их внешних особенностей, сравнение с человеком (сходство / отличие, самостоятельность действий). Параллельная словарная работа на понимание сути словосочетаний, произносимых воспитателем («выражение лица», «движение рук» и т. д.).


2. Работа с пособием «Какой ты?» (с. 4): внимательное изучение иллюстраций, беседа с каждым ребенком по каждой картинке (что нарисовано; могут ли куклы что-то делать сами, как нарисованный мальчик; как можно догадаться, что нарисованы дети, а не куклы). В заключение по сюжету любой картинки можно придумать и рассказать небольшую историю о мальчике, мешавшем девочке уложить куклу спать.
Организация предметно-развивающей среды предполагает предварительное ознакомление педагога с содержанием конкретного раздела, поэтому в зависимости от ситуации и изучаемой темы она будет варьироваться: наборы цветных карандашей (краски, фломастеры) или штучное использование (один или два для проведения соединительных линий); клей, кисточки, ножницы; цветная бумага, кусочки ткани или бросовый материал; зеркало; необходимый игровой материал, атрибуты костюмов, набор персонажей настольного или кукольного театра и т. д.
Данный курс носит универсальный характер: он может быть использован как родителями, так и в работе ДОУ всех видов, а также в качестве эффективного дополнения к любой дошкольной образовательной программе. Его содержание может быть интегрировано в разделы: ознакомление детей с окружающим миром, развитие речи и элементарных математических представлений, изобразительная деятельность и ручной труд, музыкальное и физическое воспитание, формирование навыков безопасного поведения. Оно может использоваться в процессе организации индивидуальной и групповой работы с воспитанниками в течение дня, при проведении сюжетно-ролевых и другого рода игр.
Обязательным моментом в реализации УМК является воспитание детей на положительных примерах в поведении взрослых – как педагогов, так и родителей. Поэтому именно параллельная работа с семьей является неотъемлемой ее составляющей и осуществляется в виде: индивидуальные беседы с родителями каждого ребенка (единство требований семьи и ДОУ, личный пример в соблюдении требуемых правил – культура поведения в гостях, за столом, соблюдение личной гигиены, создание ситуации успеха; расширение тематики бесед, помимо традиционной агрессивности, – детские страхи, отношения со сверстниками); открытые занятия; оформление «Уголка для родителей», специальных экспозиций и выставок детских работ; просмотры тематических видеофильмов; родительские собрания (общеорганизационные, тематические – «Как вы относитесь к друзьям своего ребенка?», «Учитываете ли вы вкусы и предпочтения своего ребенка?», «Как и когда вы проявляете сочувствие к негативным эмоциональным состояниям вашего ребенка?»); совместная деятельность по всем темам (праздник, совместный досуг, общие спектакли, подготовка элементов декораций и костюмов, изготовление коллективных семейных фотографий и аппликаций (темы «Животное, которое тебе нравится», «Ты и твои родители»), ознакомление дошкольников с культурой и традициями народов России); работа с пособиями для детей (обязательный инструктаж о времени и последовательности параллельного использования в ДОУ и семье в течение месяца, декады и т. д.); систематическое проведение 10–15 минутных тренингов (совместное обсуждение типичных ситуаций – «Ребенок никогда не убирает за собой игрушки» – с разложением оценок на негативные и позитивные аналоги, совместное придумывание положительных высказываний в адрес малыша при различных нестандартных проблемных ситуациях; приемы позитивной регуляции).
В помощь по организации воспитательно-развивающего процесса разработаны разнообразные пособия, ориентированные не только на основной контингент – воспитателей ДОУ: они «могут быть использованы при воспитании в семье». Так, руководство для педагогов создано именно с уклоном в раскрытие специфики работы по основным разделам программы.
То есть, дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этические нормы общения в коллективе[153]. В целом содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев занятий, с использованием комплекта учебных наглядных пособий для самостоятельной деятельности дошкольников из новой серии «Маленький человек и большой мир».
В программе эмоционально-волевого становления дошкольников «Я и другие» (Е. В. Котова) сделан акцент на личностное развитие ребенка, что предполагает формирование у него умения конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими, развитие самосознания, эмоционального самовыражения, способствующего эмоциональному развитию в целом. В процессе работы по курсу решаются такие эмоционально-личностные проблемы детей, как: наличие завышенной самооценки, повышенная тревожность, трудности в общении и т. п.
Составной частью УМК «Школа знаний, доброты и здоровья» и дополнением к пропедевтическому курсу «Окружающий мир» (Л. М. Цветова) являются книги серии «Школа доброты» (Ю. Куклачев), предназначенные для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они нацелены на формирование позитивного отношения ребенка к миру, воспитание нравственности, развитие эмоциональной сферы. Основная идея «универсального» (без привязанности к определенной дидактической системе и концепции УМК) курса – на близком и понятном детям материале вести разговор о ценности жизни, любви и сострадании, о том, что доброта не может быть безучастной. В книгах серии описаны разнообразные жизненные ситуации, с которыми чаще всего в детском сознании связывается проявление героизма, отваги, решительности, случаи из повседневной и профессиональной цирковой жизни, в том числе дружба с животными, приведены полезные советы (табл. 1.24).

Таблица 1.24. Основные направления работы по курсу «Школа доброты»
Программа приобщения ребенка к социальному миру «Я – Человек» (С. А. Козлова)[154] направлена на формирование мировоззрения – своего видения мира, своей картины окружающего, созвучной возможному уровню развития чувств. Она исходит из непрерывности образования, поэтому рассчитана на детей предшкольного и младшего школьного возраста.
В качестве же педагогической цели данного курса рассматривается идея – дать педагогу «инструмент», который поможет ему сформировать у ребенка представления: об окружающем мире; о себе как представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях. В его основу легли следующие концептуальные положения: 1) единство и взаимообусловленность интеллектуального и нравственного развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, что способствует развитию у него воображения, простейших форм логического и абстрактного мышления, формированию самосознания и самооценки, социальных чувств; 2) формирование творческого потенциала детской личности под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре; 3) антропоцентризм (знания о человеке как стержневое понятие), что позволяет ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания, приучаться быть внимательным к своему психофизическому здоровью и через себя научиться видеть других людей, понимать их чувства, поступки (база для дальнейшего осознанного восприятия и понимания событий, явлений социальной действительности); 4) оценочная направленность материалов – вызвать у воспитанника оценочное отношение к социальным фактам и явлениям, способствовать развитию социальных чувств посредством разнообразной детской деятельности (игры, ИЗО, побуждения к положительным нравственным поступкам), стимулирования детской активности; 5) последовательное введение ребенка в социальный мир. Это достигается не только путем создания эмоционально комфортной среды, но и за счет содержания проводимой работы (табл. 1.25).

Предыдущая запись Я, ты, мы
Следующая запись Влияние высокого уровня тревожности на нейропсихологические показатели у детей младшего школьного возраста
Яндекс.Метрика