Психологами разработано множество методик, которые помогают понять внутренний мир ребенка, его пожелания, а также узнать о его проблемах. При этом, ребенок не испытает большой эмоциональной и умственной нагрузки, проходя тестирование по этим методикам. Но наиболее полную картину в данном вопросе позволит получить методика Рене Жиля. С помощью нее, специалисты в области психологии могут более задать направление развития ребенка.
Содержание статьи
Суть методики Рене Жиля в том, чтобы показать преобладающие черты характера ребенка, его манеру поведения, приспособленность школьника к жизни в обществе, его способы построения отношений с окружением. Данная методика была показана в 1959 г. Рене Жилем. Главной целью методики считается определение личностных особенностей школьника.
Гильяшева И.Н совместно с Игнатьевой Н.Д. предложили измененный под наше Отечество вид методики. Этот вид был признан высококвалифицированными психологами, и стал известен как «Фильм-тест» Рене Жиля. Особенность этой методики в том, что она представляет что-то среднее между анкетированием и проективными тестами.
Психологи обычно используют эту методику по отношению к детям возрастом от 4 до 12 лет. Однако, если у ребенка наблюдается отсталость или замедления психоэмоциональной составляющей развития, то нельзя исключать применение методики к детям более старшего возраста. Тестирование детей различных возрастов проходит по-разному. Например, ответы ребенка одиннадцати лет являются более прямолинейными, поэтому тестирование будет носить менее проективный характер.
Особенную эффективность этот вид исследования показали при работе с детьми, у которых наблюдаются проблемы с развитием речи. Тестирование не требовало от ребенка развернуто излагать свои мысли. Психологу просто нужно было знать карточку, выбранную ребенком, эмоционально комфортное расстояние для участника ситуации и его манеры поведения в данных условиях.
Огромную роль в диагностике играет то, что с помощью этого теста можно широко охарактеризовать социально-психологическое состояние ребенка:
С помощью этой методики можно описать большой круг особенностей личности ребенка:
Тестирование проходит следующим образом: ребенок пристально рассматривает карточки с различными ситуациями, отвечает на вопросы, которые прилагаются к ситуации на карточке. Отвечая на вопросы, ребенок определяет свое место в данной ситуации. Тем временем, в процессе эксперимента, специалисты в области психологии ведут с ребенком диалог, узнают о причинах принятия решений, могут спросить у ребенка о персонажах, изображенных на карточке, и об их семье. Исследователю необходимо записывать, в каком порядке испытуемый их описывает.
В тестировании может принимать участие не только ребенок, но и родители. Они могут показать решения, которые принял бы их ребенок. Так исследователь узнает о том, каким родители видят своих детей в определенной ситуации. Затем психолог сравнивает результаты, ожидаемые родителями, с действительными ответами детей.
Данный вид тестирования является отличным способом, чтобы установить и поддерживать доверительные отношения с ребенком.
Тестирование проводится следующим образом:
Чтобы изображать ситуации для тестирования, рекомендуется использовать обыкновенную школьную тетрадь. А в некотором блокноте, психолог делает свои заметки, записывает решения, принятые детьми, и объяснения принятых решений.
В набор стимульных материалов от автора входят 69 специальных картинок, на которых изображены повседневные жизненные ситуации. Эти ситуации носить важное значение для детей. Также детям предлагают пройти задания в тестовом формате. Русская вариация тестирования предполагает 42 упражнения, из которых 25 – графические, остальные 17 –тестовые.
Карточки с изображениями выполнены так, что они не несут информацию об эмоциональном состоянии персонажей, и лишь схематически показывают положение фигурок. В процессе тестирования, дети сами наделяют фигурок эмоциями и чувствами. Ситуации, изображенные на карточках, можно распределить на три группы. В каждой группе будет отражаться определенный тип взаимоотношений между ребенком и нарисованными фигурками.
Тестирование может проводиться как индивидуально для каждого ребенка, так и для группы людей. Однако, общение с каждым индивидом в отдельности позволяет одержать больше подробных и ценных ответов, что, в свою очередь, может сильно повлиять на окончательные результаты.
Опытным путем было установлено, что у каждого ребенка своя реакция на прохождение тестирования. Одни могут легко общаться, другие предпочитают выразить свои мысли и решения в письменном виде. При этом психолог должен с уважением принимать выбор каждого.
В процессе подведения итогов ответы детей зачитываются вместе со всеми творческими интерпретациями тестовых ситуаций. Итоги подводят последовательно в течение трех стадий. Психолог составляет систему координат, которая содержит две составляющие.
В том случае, если проходящие тестирование дети предпочитали выбрать близость к маме, то образ мамы считался эмоционально положительным. Все результаты фиксируются в согласовании с ключом.
Методика «Фильм-тест» обрела большую популярность за счет того, что с помощью можно не только увидеть проблемы ребенка, но и рассмотреть продуктивность лечения. Также психологи советуют использовать визуальное тестирование «Рисунок семьи» совместно с методикой Рене Жиля. Графическое тестирование помогает получить более точную информацию об отношениях ребенка с ближними и дальними родственниками.