История человечества развивается не по прямой линии, а по спирали. Все новые события являются, в той или иной степени, повторением предыдущих. Видоизменяются лишь декорации, под влиянием той или иной эпохи. Ценность истории состоит в том, что глубокое знание её законов и закономерностей, причинно-следственной связи в цепи событий прошлого позволяет лучше понять настоящее и не допустить многих ошибок. Вот почему история занимает одно из главных мест среди гуманитарных наук, и экзамен по этому предмету нужно сдавать при поступлении на практически любую гуманитарную специальность. Поговорим о тех профессиях, которые наиболее тесно связаны с историей.
Содержание статьи
Археолог – это ученый, который изучает быт и культуру далёкого прошлого по найденным на раскопках древних поселений артефактам. Эта работа, наряду с расшифровкой старинных летописей и других письменных источников, помогает реконструировать жизнь людей минувших эпох. Артефакты – это вещественные источники: постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие и т.д.
Археолог создаёт картину прошлого как мозаику: по найденным фрагментам, опираясь на уже имеющиеся знания и находки, с учётом их расположения. Ценные находки археологов исследуются их в лабораториях, классифицируются, реставрируются, пополняют коллекции музеев. Люди данной профессии не принадлежат к кабинетным учёным. Помимо исследовательской и образовательной деятельности, они регулярно (порой по нескольку раз в год) выезжают в экспедиции.
В данной профессии не обойтись без аналитических способностей, трудолюбия и организованности, аккуратности и собранности, упорства и наблюдательности, склонности к исследованиям и путешествиям.
Архивариус – это сотрудник архива, который отвечает за систематизацию и учёт документов и иных материалов, поступающих в это учреждение на хранение. Основной задачей работников архивов является – собрать, систематизировать и правильно сохранить документальные ценности, чтобы их в любой момент можно было без проблем найти и использовать в тех или иных целях.
Архивариус организует правильное размещение и обеспечивает сохранность документальных материалов, которые должны храниться в архиве. Он принимает их на хранение, регистрирует, организует систематизацию и размещение дел, их правильный учёт.
Он должен хорошо ориентироваться в своём «хозяйстве». Уметь быстро выявлять и находить нужные материалы – по запросам музеев, различных организаций и просто частных лиц. Уметь на основе сведений, почерпнутых из архивных документов, оперативно и грамотно подготавливать отчёты на поступающие запросы, делать копии архивных документов, принимать участие в экспертизе их ценности.
Профессия архивариуса предполагает высокий уровень концентрации внимания; развитое логическое мышление; способность эффективно анализировать и систематизировать значительное количество информации. Нужно быть терпеливым и собранным, ответственным и организованным, аккуратным и педантичным.
Архивариусы работают не только в государственных учреждениях, но и в коммерческих организациях, в которых есть большой документооборот: в банках и страховых компаниях, на крупных предприятиях.
В профессии экскурсовода успех на 90% зависит от личных качеств самого гида. Одну и ту же экскурсию можно провести совершенно по-разному. В идеальном варианте – так, чтобы людям было очень увлекательно, чтобы они искренне заинтересовались темой, узнали много нового и захотели бы узнать об объекте экскурсии ещё больше.
Вежливость, доброжелательность, приятная внешность, грамотная речь, умение и желание общаться с людьми – вот те основы, с которыми можно стать успешным и востребованным экскурсоводом. Разумеется, нужно любить путешествовать. Ведь работа экскурсовода далеко не всегда ограничивается музейными стенами. Он сопровождает группы туристов также и по значимым достопримечательностям. Глубокие познания истории дают экскурсоводу необходимую уверенность в работе, а менеджменту в сфере туризма он учится непосредственно на практике.
Музейный работник занимается изучением и сохранением в должном виде богатого исторического и культурного наследия, проводит просветительскую работу в музеях или галереях, и может постепенно выдвинуться на управленческую должность в своём музее или в департаменте культуры администрации данного региона. Некоторые музейные работники участвуют в реставрации предметов старины и произведений искусства, либо в организации выставок, вернисажей и аукционов. Музейный работник – это историк-теоретик, который отвечает за сохранность экспонатов и руководит работой в определённого музея.
Тот, чья профессия связанна с искусствоведением, также приходит в неё через изучение истории: специалисту-культурологу просто необходимы знания по истории искусств, культуры, народных промыслов со времён их зарождения и до наших дней.
Зная многое о культуре разных исторических эпох, хороший искусствовед является экспертом в какой-либо определённой области искусства. Культуролог, специализирующийся на одной из эпох; художественном направлении или даже на творчестве конкретного художника, может выступать экспертом по оценке картин, скульптур, различных предметов декоративно-прикладного искусства. Он оценивает не только художественную ценность произведения, но и его подлинность (определяет возможный возраст, эпоху, авторство); учитывает художественную манеру, исторический контекст создания произведения и прочие факторы.
Искусствоведы и культурологи занимаются и другими видами искусства: музыкальным, театральным, кинематографом и т. д. Они пишут для газет, журналов и электронных СМИ. К ним нередко обращаются для профессиональной критики какого либо произведения искусства; значимой премьеры, нового явления или направления.
Чтобы стать высокооплачиваемым профессионалом в данной области, нужно уметь глубоко изучать и анализировать, а главное – ценить и любить произведения искусства, стремиться постоянно совершенствовать свои знания. Изучая новые для себя художественные произведения, искусствовед оттачивает свой профессиональный вкус и глазомер.
Культурологи – это научные специалисты, которые изучают общество через его совокупность его истории, культуры и религии. Они работают в научно-исследовательских и проектных организациях, которые связаны с изучением культуры, сохранением и освоением культурного наследия. А также в журналистике, рекламных и PR-агентствах.
Народные песни, сказки, пословицы и поговорки – всё это произведения устного народного творчества. Они веками передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Те из них, которые дошли до нас, которые мы можем прочитать в книгах, были когда-то записаны путешественниками-этнографами. А иначе эти произведения попросту были бы постепенно утрачены.
Этнограф – это научный специалист, который изучает народы и этнические общности, особенности их жизни, быта, культуры; происхождение, историческое передвижение и расселение, религиозные обычаи. Объектов изучения много. Кроме устного народного творчества, обычаев и традиций, это ещё и предметы материальной культуры: жилище и одежда, украшения и предметы быта, орудия труда и оружие. Материал собирается не из книжек, а в ходе экспедиций по отдалённым деревням и селениям, общения со старожилами этих мест.
В профессии этнографа очень важны такие качества, как аналитический склад ума, склонности к исследованиям, поездкам и путешествиям, способность к анализу. Обязательно нужны коммуникабельность, умение грамотно излагать мысли, самостоятельность и педантичность.
Нет науки, более близкой к политике, чем история. При любой власти история становится самым первым и действенным орудием массовой пропаганды. Любая власть старается расставить акценты в истории так, как это ей выгоднее всего в актуальных политических реалиях. А порой и буквально переписывает историю на другой лад.
Политология как наука изучает мир в его всеобщности и многообразии, политические процессы и все связанные с ними явления. Политология рука об руку идёт с историей, ведь чтобы аналитика политических процессов современности была верной, нужно понимать, как такие же или похожие процессы проходили в прошлом.
У многих отечественных и зарубежных политиков за плечами именно истфак. Политик – это тот, кто участвует в борьбе за власть; принимает политически значимые решения; воплощает их в жизнь и несёт ответственность за эти свои решения. А политолог все эти решения разрабатывает, рассчитывая наперёд стратегию развития своей партии, коалиции, а затем и всей страны. Это эксперт и аналитик, который может обоснованно и компетентно истолковать события и процессы, происходящие в государстве и на международной арене. В том числе и на основе своих исторических знаний.
Имена крупнейших учёных-историков известны не меньше имён классиков литературы, музыки, живописи. И зачастую гораздо больше их коллег – учёных светил из других наук и областей знания. В России золотыми буквами вписали своё имя в историческую науку такие выдающиеся учёные, как Татищев и Карамзин, Соловьёв и Ключевский, Платонов и Костомаров (в дореволюционное время); академики Рыбаков, Тихомиров, Лихачёв (в советские годы).
В истории далеко не всё ещё изучено и «разложено по полочкам». И для современных исследователей работы в данной сфере – непочатый край, и работа эта интересная, сулящая множество удивительных открытий. Чтобы стать настоящим учёным-историком, чьей основной профессией является научная деятельность, нужно не только закончить истфак, но и продолжить обучение в аспирантуре. А попутно заниматься преподавательской и культурно-просветительской деятельностью.
Для успеха в данной профессии необходимо развивать аналитические способности и логическое мышление. Иметь высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания; хорошую память. И, конечно же, быть любознательным, упорным и настойчивым в достижении поставленной цели. В роли учёного-историка и в наше время пробуют себя многие успешные люди, и достигают успеха. Пример – популярный писатель Борис Акунин, который так увлёкся историческими исследованиями, что написал собственную «Историю Российского государства». Книга получилась не только исторически достоверной, но и увлекательной для чтения.
Учитель или преподаватель – самая распространённая историческая профессия, но это не говорит о её простоте. Хороший учитель или преподаватель истории не просто помогает своим подопечным заучить термины, факты и даты. Он передаёт на словах дух той или иной эпохи. Подаёт факты таким образом, чтобы школьники или студенты и без заучивания легко отличали одного исторического деятеля от другого, и чтобы ни одно понятие не вгоняло их в ступор. Умеет заинтересовать материалом так, чтобы ученик относился к нему как к увлекательному бестселлеру. Чтобы он не зубрил, а понимал, почему произошли те или иные события, и ясно видел причинно-следственные связи.
Хороший преподаватель истории не сделает «каши» в голове ученика. Он умеет выбирать из моря информации только ту, которая нужна его подопечным для отличных оценок и успешной сдачи экзаменов. И помогает усвоить / закрепить её при помощи нескольких ярких образов и серии конспектов – эффективных инструментов подготовки к экзаменам.
Кроме исторического факультета, есть много других вузовских направлений, для поступления на которые обязательно требуется подтвердить достойные знания по истории. Некоторые из них являются очень востребованными и популярными. Вот они.
В большинстве престижных военных вузов России предусмотрены вступительные испытания по истории. Кроме того, есть ещё целый ряд специальностей, где история выступает дополнительным предметом. На всех этих направлениях вуз самостоятельно решает, включать ли историю в перечень вступительных испытаний.
История – увлекательная наука. Она даёт большой простор для творчества. Есть люди, для которых изучение истории стало не просто профессией или хобби. А полноценным бизнесом, который приносит неплохой доход.
К примеру, для Тимура Тугушева из Москвы увлечение историческим моделированием стало началом оригинального бизнеса. Вместе с друзьями он создал компанию «Армарика», которая производит и продаёт через интернет масштабные модели старинных зданий и техносооружений. Они создают 3D-прототипы модели, с тщательной подгонкой всех составных частей. Источниками вдохновения служат историческая литература, старинные иллюстрации и чертежи. Получаются модели, не только очень похожие на их исторические прототипы, но и вполне функциональные. То есть: способные двигаться, метать игрушечные ядра и т.д.
Юлия Ефремова из Омска увлеклась работой в архивах, с целью создания как можно более полного генеалогического древа своей семьи. Когда семейное генеалогическое древо вплоть до 1623 года было восстановлено, гордая своим успехом Юлия опубликовала красиво оформленный результат исследований в соцсетях. Это вызвало заинтересованные отклики: сделайте и мне так же, сколько Вы возьмёте за свои услуги? Первый заказ поступил из Казахстана. Следующие – из разных городов и даже стран (чаще всего – из Германии и Канады куда уехали на ПМЖ многие наши соотечественники). Так историческое хобби стало бизнесом и делом всей жизни.
Сегодня она учредитель собственного Генеалогического центра «Связь поколений», автор книг «Сибирское казачье войско. Послужные и формулярные списки 1823-1919 гг.»; «Родословная книга Сибири» и успешная деловая женщина.
Иван и Анастасия Мастрюковы из Магнитогорска с 2005 года стали регулярно принимать участие в фестивалях исторической реконструкции, которые нередко проводятся в СНГ и за рубежом. А потом занялись изготовлением аутентичных старинных костюмов, мужских и женских. Они продают через интернет не только костюмы, но и профессиональные штампы для набойки, набивные ткани и материалы ручного ткачества. Девичья фамилия Анастасии – Булавка. Сейчас она стала уже брендом, известным многим любителям исторической реконструкции в СНГ и Европе.
Таким образом, историк – это далеко не всегда кабинетный учёный. В той или иной степени с историей связана любая гуманитарная профессия. Ведь изучение прошлого является фундаментом для анализа настоящего и прогнозирования будущего!
Автор статьи: Сергей Александрович Желонкин, преподаватель, репетитор и skype-репетитор по истории и обществознанию. (Стаж работы более 18 лет. Авторская методика. Подготовка к ЕГЭ и поступлению в вуз строго по критериям оценивания на экзаменах. Эффективное сопровождение школьной программы. Очное и дистанционное обучение). Контакты для связи с автором: E-mail: sez51@mail.ru; Viber / WhatsApp: +7 961 087 58 14.
помеченные История, Подростковый возраст (12-15 лет)