Читательский дневник, 1 класс: образец оформления

Читательский дневник, 1 класс: образец оформления

Важно с детства прививать ребенку любовь к чтению. Оно помогает человеку духовно расти и развивать воображение и интеллект. Да и, к тому же, является приятным времяпрепровождением, впечатлениями и мыслями о котором хочется поделиться. И здесь на помощь приходят друзья, с которыми человек обсуждает новую книгу, или же читательский дневник. Привычка вести читательский дневник может появиться и во взрослом возрасте или же остаться с детства. И в последнем случае это, скорее всего, заслуга родителей или учителей. Тем более, что и в современной школе в продолжение советских традиций требуют завести читательский дневник с 1 класса. И ниже будут даны некоторые рекомендации и шаблоны по оформлению этого важного для школьника документа.

Смысл читательского дневника

Данная практика нужна для того, чтобы человек освежил в памяти прочитанные книги, вспомнил их героев, суть и подробности, которые могут со временем забываться. И здесь дневник может стать отличным подспорьем для школьника на уроках литературы и литературного чтения, особенно после каникул.

Читательский дневник развивает память ребенка и его способности к анализу и рассуждениям. Школьник учится осмысливать прочитанное, выбирать главное и грамотно высказывать свое мнение о произведении. А пока первоклассник этого еще не умеет, ему будут помогать учителя и родители. И с помощью дневника они могут контролировать, насколько хорошо ребенок понял произведение и сколько книг прочитал в целом.

Также ведение дневника и изучение литературы влияет на скорость чтения ребенка, которая, как и все выше перечисленные навыки, является залогом хорошего обучения на следующих ступенях образования.

Виды читательского дневника

Существует несколько видов дневников в зависимости от поставленных учителем задач:

  1. дневник-отчет о числе страниц, которые были прочитаны как самостоятельно, так и с родителями. Он состоит примерно из таких пунктов:
    • номер (каким произведение было по счету);
    • ФИО (псевдоним) автора;
    • название произведения;
    • сколько страниц было прочитано;
    • способ чтения (про себя или вслух);
    • подпись родителей.
  2. дневник с кратким анализом произведений и отзывом;
    дневник-отчет о прочитанных произведениях. Указываются:

    • ФИО (псевдоним) автора;
    • Название произведения;
    • Даты чтения (например, июль 2020 года или с 23 июня 2020 по 1 июля 2020 года).

Возможны также краткие заметки о книге, краткая биография автора с основными моментами жизни и интересными фактами.

Шаблоны читательских дневников

Бывает, что ребенок не хочет заполнять читательский дневник, потому что ему кажется это скучным и унылым занятием. И он делает это зачастую «из-под палки», что нередко влияет на качество ведения как самого дневника, так и чтения, которое может стать поверхностным. И это может стать серьезной проблемой для обучения ребенка как в начальном, так затем и в среднем звене.

Одним из способов пробудить интерес школьника к этому занятию является красивое оформление читательского дневника. Ведь даже взрослому приятнее работать со стильной и хорошей канцелярией, а ребенку – тем более. Поэтому к данному вопросу нужно подходить очень серьезно.

Да и свобода в оформлении читательского дневника обычно представляется достаточно широкая. И при выборе должны быть приоритетны желания и вкусы ребенка. Например, школьнику могут нравиться динозавры, котики, феи или машинки. И пусть взрослому это кажется странным, но принуждение, даже мягкое, в выборе оформления недопустимо. Так как именно ребенок является владельцем дневника, а не родитель.Читательский дневник, 1 класс: образец оформления

Тем более, если нет желания возиться с оформлением дневника самим, то есть много готовых шаблонов на любой вкус как в интернете, так и в магазинах. Они отличаются между собой по дизайну, структуре и, помимо, основных граф, строк или столбцов могут быть дополнительные: например, окошечко для иллюстрации.

Читательский дневник, 1 класс: образец оформления

Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?

Дело в том, что единых требований к оформлению и ведению дневника нет. Все зависит от УМК (например, «Школа России», «Гармония» и т.д.»), который выбрала школа или класс, методики преподавания учителя, решения родителей или руководства школы. Но есть некоторые общие пункты для дневника, включающего в себя анализ произведения:

  • ФИО автора книги, его псевдоним.
  • Жанр произведения (повесть, поэма, роман, сказка, рассказ и т.д.)
  • Название произведения. Год создания произведения, значение этого года в истории государства и мира. Ситуация в стране автора, которая могла бы повлиять на его творческий путь.
  • Главные герои. Помимо имен можно написать характеристику героя: возраст, работа и увлечения, характер и привычки, чувства, эмоции и переживания персонажа, его роль в произведении. Также при необходимости можно указать ссылку на страницы с авторской характеристикой героя. И написать, какому герою хочется соответствовать, а какому – нет. Объяснить причину. Указать отрицательных, нейтральны и положительных героев.
  • Второстепенные герои.
  • О чем произведение? Его сюжет и главная мысль, мораль.
  • Отзыв о произведении. Понравилось или не понравилось. Что показалось наиболее интересным, а что скучным. Чему научило это произведение?
  • Важные эпизоды со ссылкой на страницы. Завязка и развязка.
  • Эпоха, где разворачивается сюжет произведения, ее временные рамки, правитель страны. Место действия (страна, город). В случае со сказкой место действия может быть тридевятое царство.

Читательский дневник, 1 класс: образец оформленияДополнительно, при желании ребенка и наличии времени, можно сделать иллюстрацию к понравившемуся произведению, разнообразные головоломки: кроссворды, загадки, задачки, синквейн или план произведения. Или даже написать, или нарисовать в комиксах продолжение, альтернативную историю произведения, «отправить» письмо автору или героям.

Родителям важно следить за тем, как ребенок ведет читательский дневник, помогать, особенно в 1 и 2 классах, оценивать и поощрять его работу словом. Ведь в таком возрасте очень сильно важна похвала и одобрение, которые, впрочем, не должны быть чрезмерными и безосновательными, чтобы не испортить ребенка.

А учителю рекомендуется своевременно проверять работы в обещанные сроки. Но самым лучшим решением будет осуществлять систематический контроль над читательским дневником. И, по возможности, хвалить ребенка. Ведь учитель для младшего школьника, после родителей, зачастую один из важных взрослых, а, значит, его мнение тоже очень важно и ценно.

Также в привитии ребенку любви к чтению важно сотрудничество учителя и родителей. Педагог будет давать знания ученику и следить за ним в школе, а родитель продолжать эту работу и, как минимум, контролировать ведение дневника, да и выполнение домашних заданий в целом. Также родные ребенка могут предложить ему почитать дополнительную литературу и потренироваться вести по ней читательский дневник. И, желательно, чтобы эти произведения выбирались самим учеником, исходя из его желаний, интересов и возраста, а не навязывались преимущественно родителями. Ибо так можно отбить, а не взрастить интерес к чтению. А разве и школа, и родители не желают наоборот, чтобы ребенок полюбил читать?

 

 

помеченные Младший школьный возраст (7-12 лет)

  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Предыдущая запись Школьникам расскажут о цифровой репутации и креативном мышлении в онлайн-лагере «Профессия мечты»
Следующая запись «Олимпиада по географии помогает справляться с самыми сложными задачами». Интервью с экспертом

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Политика конфиденциальности

Яндекс.Метрика