Это область практической психологии, направленная на психологическую помощь людям с использованием групповых методов психологической работы. Тренинг может быть более или менее структурирован и ограничен во времени. Группа в процессе тренинга, как правило, не меняется.
Тренинг навыков – это тренинг, направленный на овладение определенными поведенческими навыками.
Жестко структурирован. Имеет четкую тематическую структуру. Ограничен во времени. Нацелен на получение определенных поведенческих результатов.
Участники – психически здоровые люди. Тренинг может вести психолог, а также профессионал в той области, которой посвящен тренинг, имеющий специальные навыки работы с группой. Например, он может вести тренинг навыков привлечения покупателей, телефонного информирования, действий в определенной ситуации (как вежливо отказать посетителю, как построить аргументированное сообщение, как противостоять провокационным действиям со стороны правонарушителей и т. п.).
В связи с тем, что, по сути, тренинг навыков является обыкновенной дрессурой, а выработке определенных навыков часто мешают внутренние причины человека, в настоящее время тренинг навыков в чистом виде применяется крайне редко.
Тренинг умений – это тренинг, направленный на формирование, актуализацию и развитие определенных психологических умений и качеств (познавательных – память, внимание и т. д.; коммуникативных, сенситивности, креативности, сенсорной наблюдательности, навыков релаксации и управления мышечным тонусом и эмоциональным состоянием в стрессовых ситуациях и т. д.).
Тренинг умений может включать в себя элементы тренинга навыков.
Жестко структурирован по тематике и ограничен во времени. Нацелен на получение определенного результата.
Участники – психически здоровые люди. Тренинг может вести психолог, а также профессионал в той области, которой посвящен тренинг, имеющий специальные навыки работы с группой.
Социально-психологический тренинг (СПТ) – это психологический тренинг, направленный на повышение коммуникативной компетенции, формирование и развитие качеств, обеспечивающих эффективное взаимодействие с социумом.
СПТ могут быть посвящены самым разным темам и при этом всегда включают в себя вопросы межличностного взаимодействия, такие как:
– развитие способности установления и поддержания психологического контакта в общении;
– познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми;
– осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих эффективной коммуникации;
– развитие способности к анализу своего и чужого поведения;
– развитие способности к пониманию, прогнозированию отношений, чувств, состояний человека в определенных ситуациях;
– развитие чувствительности к групповому процессу взаимодействия (видение целостной картины отношений и закономерностей изменений).
Разновидностью СПТ являются тренинги формирования команды и групповой коучинг.
Тренинги формирования команды нацелены на:
• сплочение коллективов;
• разрешение внутригрупповых конфликтов;
• снятие эмоционального напряжения в группе;
• облегчение процесса адаптации новичков к новым условиям деятельности;
• освоение социальных и профессиональных ролей.
Групповой коучинг нацелен на:
• осознание своих ресурсов, способностей для эффективной деятельности в определенной сфере;
• осознание и коррекцию неадаптивных социальных и личностных установок, препятствующих успешности в определенной сфере;
• развитие уверенности и других качеств личности, способствующих профессиональному росту и самореализации в определенной сфере.
Любой вид СПТ четко структурирован и ограничен во времени. Имеет определенную тематическую структуру. Может включать в себя элементы тренинга умений и тренинга навыков. Анализируются поведение и психоэмоциональные реакции участников только на тренинге, личные истории участников не затрагиваются.
Участники – психически здоровые люди. Ведущий – психолог или профессионал в той области, которой посвящен тренинг, имеющий специальные навыки работы с группой. Во втором случае ведущий непременно должен сам пройти все этапы тренинга, который он собирается транслировать будущим участникам.
СПТ нацелен на определенные результаты, и при этом большое внимание уделяется самому процессу.
При обнаружении психологических проблем глубокого характера (ригидные механизмы защиты, старые травмы и т. д.) ведущий акцентирует на них внимание участника и предлагает решить их позже в форме другого вида психологической помощи (индивидуальная психотерапия, групповая психотерапия, группы или тренинги личностного роста).
Ведущий не должен погружаться в проблематичную область личности человека глубже, чем это определяется границами данного вида психологической работы.
По длительности проведения СПТ различают:
а) трек – очень короткое тренинговое занятие, посвященное узкой теме, длится от 1,5 до 6–8 часов;
б) краткосрочный тренинг – длится от 9-10 часов до 3–5 дней;
в) пролонгированный тренинг – занятия по 1,5–3 часа проводятся регулярно (например, 1–2 раза в неделю) в течение нескольких месяцев.
Тренинг личностного роста (ТЛР) – это вид тренинга, целью которого является активизация личностного развития (см. «группа личностного роста», с. 81).
ТЛР имеет определенную гибкую тематическую структуру, позволяющую подстраиваться под возникающие групповые процессы и актуализирующиеся темы участников (изменение очередности тем, расширение или сужение времени обсуждения или количества упражнений и т. д.).
По продолжительности занятия и общему времени работы выделяют:
а) интенсивный краткосрочный тренинг (от 3 до 7–9 дней) при работе до 6 часов в день;
б) пролонгированный тренинг (например, встречи на 3 часа один раз в неделю в течение нескольких месяцев);
в) тренинг-марафон – глубокое погружение в созданную атмосферу, которое не прерывается в течение длительного времени – от суток до нескольких дней; при этом ведущие по очереди сменяют друг друга, а участники никуда не расходятся, прерываясь на предусмотренный расписанием краткосрочный сон.
ТЛР может включать в себя элементы СПТ. В то же время, при определенных обстоятельствах и в определенные отрезки времени, пролонгированный ТЛР может быть очень близок к групповой психотерапевтической работе с психически здоровыми людьми.
Основным является процесс. Каждый участник получает свои результаты, часто отсроченные во времени. Ответственность психолога ограничивается профессионально грамотным построением работы, стимулирующей личностный рост участников, т. е. адекватным применением методик и упражнений, фасилитацией групповых процессов (т. е. облегчением взаимодействия участников внутри группы) и созданием безопасной атмосферы.
Системный комплексно-комбинированный тренинг используется для подготовки тренеров и включает в себя элементы всех видов тренинга, как правило, это сочетание группового коучинга, элементов личностного роста, тренинга умений и навыков, с привлечением методической подготовки.