Приучение к горшку становится очередной важной вехой на пути взросления ребенка. В один прекрасный день, часто под действием разговоров с другими родителями, мама решает, что пора переводить ребенка на «взрослый» способ мочеиспускания и дефекации. Причем принять это решение и начать на нем настаивать могут родители как 8—9-месячного, так и 3—4-летнего малыша. И, несмотря на такой серьезный возрастной лаг, поведение и отношение родителей к ребенку, который «никак не поймет» или «никак не хочет» делать то, что от него ожидают, будут похожими. Когда попытки уговорить, показать на игрушках, возможно, увлечь собственным примером не дают результата, родители могут начать раздражаться, ругать ребенка, даже наказывать его.
На это давление чаще всего ребенок реагирует отказом подчиняться родителям. При этом ребенок может настаивать на старом привычном способе мочеиспускания, например, в памперс, или «делать свои дела» в штанишки, рядом с горшком, но только не в горшок.
Например:
И смех, и грех – мой ребенок (1 год 5 месяцев) взял за правило писать и какать на ковер. Сегодня вообще вынул вещи из комода, выдвинул полку и пописал туда. Что с ним делать – ума не приложу! Говорили с ним и по-доброму, и ругали, и даже шлепали – он только смеется в ответ. На горшок он ходить отказывается: сидит на нем подолгу в штанах, кряхтит, но потом встает и писает в штаны. Купили ему детское сиденье на унитаз – он один раз пописал, сидя на нем, мимо – теперь тоже залезает только, чтобы «поиграть в ка-ка» и покряхтеть. Мокрые штанишки ему, правда, не нравятся – сам снимает и относит в стирку. А если покакает в штанишки – еще одна проблема: пачкает в какашках ручку и показывает мне или бабушке! Ну что с ним делать?
Ольга
В самом худшем случае ребенок вообще отказывается писать или какать. У него начинаются запоры, справиться с которыми помогает только клизма, да и то не всегда. Приучение ребенка к горшку становится серьезной проблемой. Причем чем больше усилий предпринимают родители, чтобы добиться ее решения, тем хуже и хуже становится результат.
Еще один пример:
Моему сыну 2 года 6 месяцев. Отучать от памперсов начали в два года. По-маленькому ходит без проблем в туалет, на травку, – везде. А вот по-большому – проблема. Он ходит в д/с, и там говорят, что он какает на горшок, но не похоже, т. к. ребенок мучается и дома согласен ходить только в памперс и какать стоя. Пытаемся приучить его к горшку или туалету, но это вызывает только отрицательную реакцию и запор! Как вести себя в этой ситуации?
Анна
Как правило, сопротивление ребенка является сюрпризом для родителей. Они совершено не понимают его природы. Им кажется, что ребенок специально, нарочно не подчиняется. Они считают, что он может сделать это, что от него хотят, но «из вредности» поступает по-своему. Именно поэтому чаще всего родители и прибегают к наказаниям, чувствуя при этом свою беспомощность, оттого что не могут справиться с малышом.
Почему же ребенок сопротивляется?
Во-первых, он просто может быть недостаточно взрослым, чтобы сознательно контролировать свои органы мочеиспускания и дефекации. Ведь использование горшка требует от ребенка довольно высокой степени самоконтроля. Во-вторых, помимо физиологических, есть и психологические причины. Проще говоря, ребенок должен и мочь, и хотеть пользоваться горшком. Ведь то, что раньше происходило само и без каких-либо усилий с его стороны, должно подвергнуться полной перестройке. Малыш должен научиться управлять сложным внутренним процессом. Если разложить этот процесс на составляющие, то получится, что ребенок должен научиться:
– распознавать сигнал к мочеиспусканию, то есть понимать, чего именно ему хочется;
– сдерживать первичный импульс;
– осознанно и добровольно искать «подходящие» для этого условия;
– сознательно «приступать к делу», оказавшись в нужных условиях.
Определить, в каком точно возрасте ребенок становится способен на это, довольно сложно. Здесь могут быть значительные индивидуальные различия. Ясно, что к этому моменту ребенок должен уже достаточно хорошо уметь ходить и управлять своим телом. Чтобы хоть как-то обозначить возрастные рамки, будем считать, что это происходит ближе к двум годам.
Есть примеры, когда мамам удается приучить детей к горшку и в более раннем возрасте[2]. Но чаще всего это происходит благодаря усилиям мамы, когда она распознает желание ребенка пописать или покакать и вовремя подставляет ему горшок. Ловкость мамы в подобных случаях, конечно, похвальна, но это еще не означает, что ребенок освоил горшок и умеет самостоятельно им пользоваться. Маме еще предстоит «передать ему ответственность» за отправление своих естественных потребностей и, быть может, также столкнуться при этом с некоторыми трудностями.
Таким образом, мы видим, что перед ребенком стоит довольно сложная задача, требующая от него высокой концентрации внимания и сил. При этом, прежде чем научиться пользоваться горшком, ребенку скорее всего придется пережить опыт неудачи. Он, например, может или не распознать призыв к мочеиспусканию, или не успеть добежать до горшка вовремя, даже если будет сильно стараться сделать все «как надо». Его разочарование в себе и своих способностях в этом случае грозит отказом от приобретения нового навыка, это психологически для него проще, чем испытывать по этому поводу сильные негативные эмоции.
А теперь представим, что ко всем этим переживаниям добавляется критика родителей, а то и наказания. И неизвестно, что «бьет» его больнее. Иногда ребенку гораздо проще выдержать шлепки по попе, чем видеть, как расстроены мама и папа его неуспехами. И тогда в лучшем случае он начнет писать не туда или не тогда, когда это требуется. В худшем решит, что с ним, когда он писает или какает, что-то не в порядке и что его все равно будут ругать и стыдить. Чтобы избежать этого, он не станет это делать вообще, во всяком случае, на глазах родителей. Он либо сделает дело втихаря и потом опять же «получит» за это от родителей (а значит, убедится в том, что его опасения были не напрасны), либо будет терпеть до последнего. А это – запор, слабительные, иногда попытки мамы помочь ребенку надавливанием на животик и т. п. Вся эта суета вокруг горшка еще больше пугает и нервирует ребенка.
Таким образом, чаще всего (если ребенку исполнилось 2 года и больше) проблема с приучением к горшку возникает не на уровне физиологии, а на уровне психологии. Ребенок вполне в состоянии распознавать и сдерживать первичный импульс, но вот дальше наступает сбой. Негативные эмоции «убивают» само стремление освоить этот непростой процесс.
Родители должны понимать, что главное – не заставить ребенка пользоваться горшком, чем быстрее, тем лучше, а стимулировать его заинтересованность в результате, добиться его добровольного сотрудничества в этом процессе.
Для этого необходимо:
1. забыть про критику, действовать только похвалой, неудачи не замечать;
2. создавать мотивацию у ребенка, поощрять его похвалой и даже «призами», причем не только за результат, но и за любую попытку достичь его;
3. можно разбить процесс на несколько этапов: первое – научить ребенка предупреждать о своих намерениях (пусть при этом он писает туда, куда ему удобно); второе – научить делать это в одном специальном месте; и только третье – использовать для этого горшок или туалет.
Важно, чтобы начало приучения было наиболее комфортным для ребенка. Не обязательно добиваться использования исключительно горшка. Кто-то из детей сразу отдаст предпочтение туалету (например, с мягким удобным сиденьем), кому-то подойдет тазик или даже коврик в ванной (с которого легко убрать), в крайнем случае памперс (если надевать его на ребенка по его просьбе непосредственно перед мочеиспусканием или дефекацией).
Часто родители считают такой промежуточный этап в процессе приучения ребенка к горшку не своим достижением, а ненужной «уступкой» ребенку. Это ошибочная позиция. Ребенку легче научиться управлять собой постепенно. Каждый маленький успех будет стимулировать его на дальнейшее учение, подталкивать к освоению более сложных «ступеней мастерства». Тем самым нервная система ребенка и его родителей будет защищена от серьезных потрясений, а процесс приучения к горшку будет идти максимально быстро.
Несколько полезных советов-комментариев.
• Приучать ребенка к горшку/туалету стоит днем, когда он в сознании и силах. И не приучать, если ребенок болен или возбужден, испытывает какой-то стресс.
• Хорошо, если ребенок играет с горшком, сажает туда игрушки, хотя и не пользуется им сам. Это говорит о том, что он находится в процессе освоения горшка (а вовсе не о том, что он «издевается над родителями»).
• Если ребенок использует горшок/туалет только по какой-то одной надобности – или писает туда, или какает, – это не повод для беспокойства. Надо продолжать поощрять его попытки и спокойно ждать, пока он решится на большее.
• Не огорчайтесь, если ребенок, научившись пользоваться горшком в течение дня, продолжает писаться по ночам в постель. Ночью детям сложнее контролировать свои позывы. Иногда сон столь глубок, что у малыша просто не получается проснуться, чтобы пописать. И эту ситуацию стоит отличать от энуреза и энкопреза – заболеваний, о которых речь пойдет ниже.
Бывает так, что ребенок, освоив «правильные навыки», вдруг теряет их, «разучивается». Это уже неблагоприятный симптом, который свидетельствует о том, что в психике ребенка происходят какие-то изменения, мешающие ему нормально контролировать процесс мочеиспускания и дефекации. Однако это еще не свидетельствует о наличии болезни. Когда же родителям стоит начинать беспокоиться?
Существует несколько определений энуреза. Наиболее простым и понятным можно считать следующее: энурез – ненамеренное мочеиспускание днем и/или ночью ребенком в возрасте шести (!) лет и старше, при отсутствии врожденных или приобретенных дефектов нервной системы или мочевого тракта, происходящее на систематической основе.
Если не брать в расчет чисто медицинские факторы (такие, как заболевания центральной нервной и мочевыводящей систем, а также тяжелые инфекции), то на появление энуреза оказывают влияние следующие неблагоприятные психологические факторы:
1. Психотравма
Травму чаще всего наносят ссоры и конфликты в семье, которые происходят на глазах ребенка. Болезненно переживаются также изменение состава семьи (например, рождение ее нового члена или смерть близкого родственника), резкое изменение условий жизни ребенка (период адаптации в детском саду или школе, переезд на новое место жительства, длительная разлука с родителями, вызванная, например, тем, что ребенку пришлось лечь в больницу).
2. Наказания за мокрую постель и другие ошибки родительского поведения
Страх перед наказанием не только не способствует избавлению от недержания мочи, а, как правило, ухудшает ситуацию. Страх сам по себе становится фактором, способствующим появлению и развитию болезни. Педиатры и невропатологи, не говоря уже о детских психологах, подчеркивают, что непроизвольное мочеиспускание в постель является наказанием для ребенка просто по факту случившегося. Чтобы добиться избавления от этого заболевания, важно внушить ребенку, что его дефект носит временный характер и вскоре пройдет.
Примерно те же факторы могут сыграть свою негативную роль и в появлении у ребенка энкопреза – непроизвольной дефекации.
В детской психологии существуют различные методики немедикаментозного лечения энуреза и энкопреза, хорошо зарекомендовавшие себя на практике. Например, методы игровой терапии и арттерапии. Рисуя и играя в игры на тему своих переживаний, ребенок избавляется от внутреннего напряжения, интуитивно ищет пути разрешения своих трудностей.
При этом самый важный компонент лечения – создание для ребенка благоприятных внешних условий. Опыт показывает, что после хорошего отдыха, если нет новых стрессов, энурез и энкопрез (когда нет медицинских осложнений) проходят бесследно.
* * *
Обобщим сказанное.
Типичная ошибка, которую обычно совершают родители, – стремление к соблюдению жестких временных норм при приучении ребенка к горшку. Причины: нормативы, оставшиеся от старой советской медицинской школы.
Плохие советчики: врачи «старой закалки» и родственники, воспитывавшие своих детей по их предписаниям; их неготовность пересмотреть свои взгляды.
Неблагоприятные внешние условия, толкающие маму к совершению ошибок: ощущение, что ее ребенок «отстает» от детей знакомых.
Ошибочные действия: высаживание ребенка на горшок, невзирая на его нежелание, давление на ребенка, обвинения и наказания его за неправильное использование горшка, за грязные штанишки.
Последствия: запоры, страх ребенка перед мочеиспусканием, дефекацией, переживание ребенком своей несостоятельности, неполноценности (особенно если мама ставит ему в пример знакомого ему «хорошего» ребенка, который уже делает то, что у него не получается); испытываемый стресс может влиять на аппетит, сон, давать агрессивные проявления или, наоборот, способствовать замкнутости ребенка.
Правильные действия:
– принцип добровольности: ребенку предоставляется выбор – использовать горшок или нет;
– спокойное отношение к проблеме использования горшка: поощрение за попытки пользования горшком (похвала, призы) при полном отсутствии критики за «неправильные» действия;
– длительный срок приучения к горшку: каждый ребенок индивидуален, у каждого собственная «скорость» и степень готовности к контролю за своими испражнениями (условием успеха является физиологическая и психологическая готовность ребенка к контролю за процессами отправления своих потребностей).
* * *
Ответы на письма родителей по данной теме.
Моей дочери 2 года 1 месяц. В 1,5 года она стала просыпаться ночью и плакать и кричать, как в фильме ужасов. Перед этим у нее был запор, клизмы не помогли, мы возили ее в больницу и прочищали кишечник. После этого стул у нее прекратился, только с клизмами или свечками. Ночью, когда она просыпается (а это обычно часа в 2 ночи или около этого), глаза как стеклянные и кричит, в руки не дается и извивается. Мы пытаемся отвлечь, успокоить, но это начинает действовать минут через 40 беспрерывного истерического крика, мы уже сами сходим с ума. Днем она ведет себя как очень спокойный обычный ребенок. Развитие абсолютно нормальное. Показывали невропатологу, но в результате одноминутного обследования нам было сказано, что это интоксикация после запора, ничего страшного нет и все скоро пройдет. Был выписан сонопакс, который она принимала 1 месяц, а также купания в валерьянке и корне пиона и таблетки глицина. После ночных приступов гуляли по ночам до полного успокоения. Через 2–3 недели все стало нормально. Днем она вела себя нормально, но теперь снова начались такие приступы. Резко становится раздражительной, в эти периоды дерется, плачет, кричит и кидает все вещи, а ночью то же самое, и снова мы на сонопаксе и валерьянке. Я думала, что это из-за проблем со стулом, но теперь стул стал стабилен. Ребенок питается нормально и получает все необходимые витамины. После обследования у всех врачей, кроме недостатка лактобактерий, в анализах все было в норме. Я не знаю, что делать. Может, необходимо какое-нибудь серьезное обследование головы, мозга? Может быть, это серьезная болезнь или отклонения?
Ольга
По-видимому, пребывание в больнице и сама процедура прочистки кишечника стали для девочки психической травмой. Возобновление приступов говорит о том, что эта реакция «закрепилась» в психике: стоит чему-то взволновать или испугать малышку, как ее психика воспроизводит эту реакцию. К тому же у нее сейчас возраст капризов и истерик. Я бы посоветовала вам не очень уповать на лекарства и не увлекаться визитами к всевозможным врачам, ведь это тоже волнует, тревожит ребенка. Равно как и ваши переживания и испуг могут негативно отражаться на ее эмоциональном состоянии. Желательно пойти вместе с дочерью на консультацию к психологу. Возможно, девочке станет лучше после нескольких сеансов игровой терапии. К тому же это поможет определить истинную причину состояния ребенка.
Мы задыхаемся от запаха мочи в доме. Дело в том, что наш сын (ему 1 год 8 месяцев) никак не хочет писать в горшок. Какать в горшок – никаких проблем! Мы с мужем уже и уговаривали, и объясняли, и по попе шлепали, а он – ни в какую. Очень редко, правда, бывает, что писает в горшок, в остальное время – то в какую-нибудь коробку, то (чаще) на ковер. Что делать?
Надя
Возможно, вы чересчур «давите» на ребенка. Часто у детей отказ писать в нужное место оказывается своего рода бунтом против давления родителей. Вот почему наказывать и шлепать за эти проступки бесполезно и даже вредно. Проще всего выйти из этой ситуации, предоставив ребенку специальное «место» (в вашем случае специальную коробку или коврик) для мочеиспускания. Хочешь писать в коробку – писай. Только постарайся писать все-таки в одно место. Об этом надо просить, но не требовать. Не наказывая и даже как бы не замечая, что ребенок опять пописал куда-то не туда. В следующий раз повторите свою просьбу и опять не ругайте, если ребенок ей не внял. Действуйте не мытьем, так катаньем. Не нравится коробка на тебе резиновый коврик в ванной (там и убирать легче). Попробуйте приобщить его к использованию туалета или в крайнем случае ванны. Многим детям туалет нравится больше, чем горшок. Это ведь так по-взрослому – писать в туалет! Пусть папа ему пример покажет. В общем, ищите подход. И не переживайте, что это случилось с вами и вашим ребенком. Это не говорит ни о каких отклонениях у малыша. Просто это очередной этап в его развитии. Подрастет, и все встанет на свои места.
Моему малышу 2 года 1 месяц. Егор может проснуться рано утром от того, что хочет писать, но при этом он категорически отказывается идти в туалет. Если я его несу в туалет или на горшок и ласково говорю ему, что надо пописать, он весь извивается, бьет меня, закатывает истерику, но писать не хочет. Как только я ставлю его на пол, на который он тут же падает, он начинает писать. То есть он писает, валяясь на полу, тут же успокаивается и даже может еще поспать. Если Егор высыпается или просыпается в хорошем настроении, ничего вышеописанного не происходит, ребенок сам просится в туалет и не закатывает истерик.
Наташа
Возможно, ребенок испытывает определенный дискомфорт от давления на мочевой пузырь. Ваши уговоры пописать он тоже может воспринимать как попытки заставить его сделать что-то неприятное, принудить к какой-то болезненной процедуре. Он как бы протестует не столько против ваших уговоров, сколько против болезненных ощущений от переполненного мочевого пузыря. Попробуйте провести эксперимент: не предлагайте ему писать, если он проснулся в плохом настроении. И посмотрите, что он будет делать. Вам просто надо приспособиться к этой особенности своего сына. Я думаю, что это временное явление.
Моему ребенку 10 месяцев. Как приучить его к горшку?
Наталья
Нельзя торопиться в этих вопросах. Ребенок еще не готов пользоваться горшком. Он пока не может контролировать свое мочеиспускание и дефекацию. Можно очень постепенно приучать к горшку, просто высаживая его (держа над горшком) тогда, когда вам кажется, что ему хочется писать/какать. Пока это все, что вы можете сделать.
Подскажите, пожалуйста, в каком возрасте нужно приучать ребенка спать без памперса (хотя бы днем). Моей дочери 2 года 6 месяцев. Днем просится в туалет без проблем с двух лет, а вот спит в памперсах. Уже две недели укладываю спать без памперсов, и все никак, все время мокрая встает. И ругали ее, и по-хорошему, и в игровой форме (на примере куклы) – никак. Помогите!!!
Манима
Ругать не стоит. Ночью ребенку сложнее контролировать мочеиспускание, чем днем. Руганью вы можете только ухудшить ситуацию. Ребенок будет бояться описаться, а поскольку контроль над ночными отправлениями еще толком не сформировался, то переживания по поводу «казусов» только отнимут у него силы. Кладите ее без памперсов днем. На ночь можно укладывать без памперсов, а под утро (когда сон самый крепкий) на два-три часа надевать их. Если увидите, что девочка уже не мочится в постель, отмените памперсы вообще. Отучать от памперсов можно постепенно. И не надо подгадывать под определенный возраст. Приспособьтесь к своему ребенку, и тогда отучение будет наиболее комфортным для дочери.
Моему сыну 3 года 1 месяц и он категорически отказывается писать и какать в горшок или унитаз. Он, как и все современные дети, вырос в памперсах. Я где-то читала, что приучать к горшку нужно после того, как ребенок начнет ходить. Он начал ходить в 1 год 2 месяца, и с этого момента мы стали приучать его к горшку. Но все безрезультатно. Чтобы как-то заинтересовать его, я покупала разные очень красивые горшки, но он на них садился один или два раза (при этом делал свои дела) и все! После этого горшок превращался в игрушку. Делала перерывы, потом опять начинала учить, но ничего не менялось. По мере того как он рос, отношение к горшку становилось все более негативным. Причем по-большому он тоже делает в штаны и стоя. Пробовала все, посылала его смотреть, как это делает папа, показывала, как другие дети ходят на горшок, но у него никогда не бывает желания повторить это за ними.
Сейчас мы дошли до такой стадии, что он, если на нем нет памперса, долго терпит и не писает (иногда по 12–16 часов!). Хотя я никогда не была слишком суровой к нему, но, видимо, он понимает, что писать в штаны нехорошо. При этом может намочить штаны чуть-чуть, капельно. Потом подходит и говорит: «Хочу пи-пи». Я подношу к нему горшок или иду с ним к унитазу, и он подолгу стоит, но писать не может. Такое впечатление, что он не может расслабить сфинктер. В лучшем случае может выйти капелька. В итоге он говорит, что не хочет, и просит его одеть. Все заканчивается тем, что он либо просит надеть памперс и сразу же в него писает, либо уходит в другую комнату и писает там. И что самое интересное, если мне удается поймать момент, когда он писает в штаны, и я тут же подношу к нему горшок, чтобы моча полилась туда, он очень резко реагирует: отталкивает горшок, скрещивает ноги, а иногда даже перестает писать. Я в полном отчаянии! Вижу, что ребенок мучается, это уже стало для него большой проблемой, стал очень нервозным. Вывод один: он настолько привык делать это в памперс или в одежду, что у него уже выработался рефлекс и он не может расслабиться. И очень негативное отношение к горшку – пыталась заменить горшок кружкой, банкой и другими сосудами – не помогло! Мне ясно, что в 3 года это уже серьезно, но, с другой стороны, умом понимаю, что рано или поздно должен научиться, но когда и как? Пожалуйста, помогите.
Афа
Вам надо срочно создать своему ребенку самые комфортные условия для мочеиспускания и дефекации. Если он нормально писает в памперс, договоритесь с ним, чтобы он предупреждал вас о том, что хочет писать, а вы тут же будете надевать на него памперс, и пусть он писает и какает туда. Ситуация, при которой ребенок часами терпит и не может расслабить сфинктер, чревата серьезными психологическими проблемами. Дайте себе слово, что в течение ближайших месяцев трех вы не будете предпринимать никаких других действий по приучению ребенка к горшку и туалету. Наоборот, хвалите его просто за сам факт, что он пописал/покакал. Если он пописает в штаны, не предупредив вас, скажите ему: «Ничего страшного, ты все равно молодец, ведь ты предупредишь меня в следующий раз, правда?» Ребенок должен полностью успокоиться – мочеиспускание должно перестать быть для него источником негативных переживаний. Когда вы увидите, что ребенок совершенно спокоен, предложите ему, помимо памперса, на выбор несколько «приборов», куда он может пописать, – горшок, баночку, тазик и пр. Причем подчеркните, что он может выбрать тот, который ему больше понравится. Если ребенку легче сделать это в своей комнате, пусть так и будет. Пообещайте ему какой-то приз, если выбор будет сделан не в пользу памперса, и сами не присутствуйте при акте мочеиспускания (это условие очень важно!). Если после этого вашего предложения он все равно выберет памперс, не показывайте своего разочарования. Значит, он еще не забыл о своих переживаниях и ему нужно больше времени. Скажите ему только, что он может пользоваться памперсом столько, сколько ему захочется, но если он хоть раз воспользуется горшком или баночкой, то приз (конфетка или еще что-то ценное для него) ему гарантирован. Когда ребенок все-таки пописает в горшок, торжественно вручите ему приз, расскажите (чтоб он слышал) всем знакомым, какой у вас сын молодец, и пр. Тем самым вы создадите для мальчика положительный стимул для пользования горшком.
У меня растет замечательная дочка, умница во всех отношениях. В свои 2,5 года ходит на горшок сама, уверенно и уже довольно длительное время. Но никак не могу приучить ее просыпаться ночью, чтобы сходить на горшок. Спит она с девяти вечера до семи утра, прекрасно понимает, что писать в кроватку плохо, каждый вечер обещает проснуться, чтобы сходить на горшок, но не получается… Что делать???
Анна
Анна, не настаивайте на этом. Скорее всего девочка еще просто не может достаточно контролировать процесс мочеиспускания по ночам. Ей нужно время, чтобы научиться просыпаться и проситься на горшок. Пока вы можете вставать и высаживать ее на горшок ночью или сажать ее перед сном. Даже если результата сразу не будет, не отчаивайтесь. Это не тот случай, когда надо добиваться своего любой ценой. Просто перестаньте обращать на это внимание. Иногда это дает самые лучшие результаты.
Подскажите, пожалуйста, что делать. Дочери 4 года. Полгода назад стала какать в трусы, до этого была приучена к горшку. Не слушает, упрямится, я срываюсь и шлепаю ее, но потом корю себя, ведь знаю, что силой не заставить ребенка, он еще больше замкнется в себе.
Лариса
Если ребенок неожиданно начинает какать в трусы, то это не от шалости и капризов, а чаще всего от каких-то серьезных причин – стресса, переживаний. Вот почему вам надо не срываться и шлепать ее, а, наоборот, отнестись к ней с максимальным вниманием и любовью. Вам надо почувствовать, что происходит с девочкой. Быть может, она несчастна? Что-то гнетет ее детскую душу? Старайтесь ее чем-то радовать. Поверьте, что ласковые уговоры решат вашу проблему быстрее окрика или шлепка.
Как убедить трехлетнего ребенка не мочиться ночью в постель? В таком возрасте памперсы мне кажутся не самым лучшим решением проблемы. Буду благодарен за ответ.
Alex
Трехлетние дети убеждению пока не поддаются. К сожалению. Им надо «подрасти» до этого уровня. Они физиологически должны быть способны удерживать мочу в течение всей ночи. Или контролировать позыв мочеиспускания настолько, чтобы проснуться и попроситься на горшок. У разных детей эта способность формируется в разное время. Кроме того, определенную негативную роль может сыграть и привычка к памперсам. Тут вы совершенно правы. Чтобы решить проблему ночных мочеиспусканий, родители могут вставать ночью в определенное время и предлагать ребенку пописать, вырабатывая у него тем самым привычку писать на горшок. Здесь только надо быть очень аккуратным – не давить на ребенка, чтобы не вызвать у него негативную реакцию на всю эту процедуру. Или же можно просто подождать какое-то время, вставать к ребенку ночью и менять, если это нужно, белье. В этом случае есть надежда, что малышу скоро самому не захочется спать на мокром и он начнет проситься на горшок.
Дочери 6 лет. С детских лет мы много гуляли, росли без памперсов, так как она хорошо просилась в туалет. Я водила ее в кустики. Но теперь она уже большая, отказывается терпеть до дома или до туалета, а писает или какает где приспичит (посреди улицы, в лифте и т. д.). Просто не знаю, как быть, все соседи в бешенстве, и понять их можно. Я уже и объясняла ей, и наказывала сильно – не помогает. Хуже того, ей абсолютно не стыдно, когда ее видят другие люди, и она не чувствует вины. Как отучить от этого? Ведь ей скоро в школу!
Марина
Такое прилюдное и отчасти демонстративное «каканье» больше похоже на знак протеста, чем на неумение сдержаться и перетерпеть позыв к дефекации. Хотя привести девочку на консультацию к детскому психологу, а возможно, что и к невропатологу, все-таки стоит. Надо убедиться в том, что у вашей дочери нет никаких физиологических проблем, вызывающих этот «отказ потерпеть». Не объясняйте происходящее только капризами и вредностью. Таким образом ребенок сигнализирует вам о каких-то своих переживаниях. Возможно, ей не хватает вашего внимания; возможно, вы в последнее время излишне строги с ней, давите на нее и т. п. Наказания в этом случае только «подливают масла в огонь». Наказывая девочку, вы тем самым подтверждаете, что ее потребности вам не важны и что понимать ее вы не намерены. Вот она и продолжает протестовать. Вам надо перестать обвинять свою дочь, забыв на время о реакции соседей, – восстановление вашего взаимопонимания с ней в данный момент гораздо важнее, чем мнение окружающих. «Победить» эту «дурную привычку» можно только по-хорошему, на позитиве. Сулить ей какие-то подарки за сдерживание позывов к дефекации, хвалить за ее терпение в случае использования туалета, не замечать неудач.
В каком возрасте нужно исключать горшок из пользования ребенка и приучать к унитазу? Дочке 4,5 года, на унитазе ей не нравится, говорит, что неудобно, а горшок за собой не хочет выливать, бывает, оставляет посреди туалета или посреди коридора. Муж ругается, говорит, что она уже большая для горшка. Как правильно поступить?
Шура
Пробовали ли вы купить ей удобную насадку на туалет? Какую-нибудь розовую! Хоть в цветочек! Как у принцесс! Отведите ее в магазин, пусть она сама выберет себе ту, которая ей понравится. Расскажите ей какую-нибудь историю, как принц пришел к принцессе в гости и случайно увидел ее полный ночной горшок. Ну и, конечно, развернулся и ушел к другой принцессе. Приучение ребенка к туалету надо как-то обыграть. Но настаивать, силой заставлять ее пользоваться туалетом нельзя. Будет противоположный эффект. Старайтесь действовать хитростью и методом убеждений.
У меня двое детей, мальчик Вася (2 года 8 месяцев) и девочка Алиса (8 месяцев). В течение последней недели Вася несколько раз в день делает свои дела в штанишки. Вначале его кроватка стала мокрой после дневного сна, затем он три дня подряд какал в штаны, затем стал еще и писать в штаны. Я его спрашиваю: «В чем дело?», а он только твердит «Прости, прости». Обещает, что больше так не будет, но ситуация не меняется, даже становится хуже. Вася очень развитый мальчик, проблем с походом на горшок не было очень давно. Гуляем, ходим дома без памперса. Только ночью кроватка всегда мокрая. Из-за того, что высаживаю ночью на горшок или он просыпается в мокром – приходится перестилать кровать, – никто из нас не высыпается. Однажды решила надеть на него памперс, думала, что хоть одну-две ночи поспим нормально. Спали все, и утром у всех было хорошее настроение. А потом начались проблемы. Может быть, просто совпадение, а может, у него в голове образовалась цепочка: памперс на ночь – значит, маленький; пока был маленький, спал в памперсе и пачкал днем штанишки. Когда ходим на прогулки, тоже все в порядке, а дома – просто беда. Еще в последние дни он все время играет в игру «Я маленький». Просит покатать его в коляске, понянчиться с ним, взять на ручки. Я все это делаю. Результат пока нулевой. Чувствую, что моего малыша что-то мучает, но никак не могу понять – что. Посоветуйте, как сохранить штанишки сухими и успокоить малыша?
Аня
Когда в семье рождается второй ребенок, поведение старшего, как правило, ухудшается, чаще всего в нем начинают просматриваться черты более младшего возраста. Так старшие дети привлекают к себе внимание родителей, которое теперь в большей степени направлено на младшего ребенка. «Тогда мне тоже надо стать маленьким, – думают старшие, – и мама с папой опять будут мной заниматься». На этом фоне ребенок может снова начать пачкать штанишки. Пусть мама его лишний раз переоденет, позанимается им. Вам не стоит расстраиваться из-за этого. Это временное явление, которое пройдет тем быстрее, чем меньше вы будете волноваться из-за этого. Вы правы, что поддерживаете эту игру в маленького. Для того чтобы утешить маленького, комментируйте его чувства: «Я вижу, что тебе грустно сейчас, ты переживаешь, тебе одиноко». Мальчик чувствует себя немного в стороне от вас с малышкой. Говорите ему больше о том, как вы счастливы с папой, что он ваш первый сын, как вы радовались его появлению на свет, что он по-прежнему ваш самый любимый мальчик. Он должен поверить вам. И тогда его переживания, связанные с потерей места единственного ребенка в семье, должны уйти.
У нас серьезная проблема. Мальчику 5,5 лет; с двух лет у него возникли проблемы со стулом (запоры), вроде бы удалось этот вопрос разрешить. Уже 1,5 года ходит в садик и почти постоянно какает в штаны. Этот процесс у него может произойти утром (тогда весь день будет ходить грязный), во время дневного сна или в любое другое время суток. В туалете у него не получается, даже если долго сидит. Если даем ему компотики или другие смягчающие средства, то ходит в штаны. Посоветуйте, пожалуйста, что делать, ведь через год в школу, да и в садике уже жалуются.
Галина
Здесь нужна помощь детского психолога. Надо разбираться в вашем случае более подробно. Скорее всего дефекация превратилась для мальчика в психологическую проблему. Причем давнюю, судя по времени ее возникновения. Вот почему просто советами здесь не обойдешься. Нужна коррекционная работа с ребенком.