Для того чтобы отучение происходило безболезненно для ребенка, надо хорошо представлять себе специфику его тесной психологической связи с матерью. Отучение малыша от привязанности к груди и различным ее «заменителям» типа соски пройдет спокойно и безболезненно, если при этом мама сохранит в сознании ребенка свою роль защитницы и утешительницы. Маме надо полностью отдавать себе отчет в том, что она играет в жизни ребенка роль гаранта его психологической и физической безопасности.
Разрушение этой связи вследствие ошибочных действий мамы может привести к серьезным психологическим проблемам у ребенка. В частности, вызвать такие вредные привычки, как сосание пальцев и различных предметов, онанизм, выдергивание волос, расчесывание себя до крови, тики, навязчивые движения, недержание мочи и кала и т. п. Здесь надо очень четко разделять причину и следствие. Когда контакт с мамой нарушен и базовые потребности ребенка не удовлетворены, отучить от вредных привычек невозможно, это вызовет еще больший стресс у ребенка, который он постарается снять доступными ему способами. Понятно, что все усилия родителей в этом случае пойдут прахом, а напряженность в отношениях с ребенком возрастет. Причиной, рождающей те или иные отклонения в поведении ребенка, будут его неудовлетворенные психологические потребности. И прежде чем ставить себе целью изменить что-то в его поведении, надо создать комфортные, благоприятные условия.
Речь уже шла о том, что отучение ребенка от груди – закономерный этап в его взрослении, в психологическом отделении от матери. А это означает, что и ребенок, и мама должны быть готовы к этому. Длительное (больше года) грудное вскармливание создает особую психологическую атмосферу близости между ними в момент кормления, которую и ребенок, и мама будут стремиться сохранить. Нередки случаи, когда мама, начав отучать ребенка от груди, сама же неосознанно препятствует его отказу от грудного вскармливания. И тогда процесс отучения грозит превратиться во взаимное мучение для мамы и ребенка.
Таким образом, на отлучение ребенка от груди мама должна решиться, понимая, что новый этап взросления – это новые отношения с ребенком, которые возникнут только с утратой старых, а значит, принесут не только радость, но и боль потери этой самой «младенческой» связи. Вот почему маме важно принимать решение о прекращении кормления ребенка грудью, опираясь прежде всего на свои собственные потребности и представления о том, как и когда это следует сделать, а не на советы родственников и специалистов.
У родственников и врачей (в особенности в детских поликлиниках), которые нередко выступают в роли «Плохих советчиков», могут быть различные причины, заставляющие их вмешиваться и влиять на исход ситуации.
Чаще всего они «желают добра» матери и ребенку, испытывая малопонятные им самим опасения, что если мама продолжит кормление ребенка грудью после года, то тем самым она нанесет ему некий вред. В чем он будет заключаться, они обычно объяснить не могут, но сомнений в том, что правы, не испытывают. Причина этого, возможно, кроется в том, что наши бабушки в свое время слишком хорошо усвоили уроки советской педагогики и педиатрии. Нынешние молодые родители могут уже и не знать, что раньше существовали единые возрастные нормы развития ребенка, жестко определявшие, в частности, время отучения от груди, соски, приучения к горшку и т. п.
Считалось, что кормление ребенка грудным молоком до года полезно, а после года вредно. Как будто состав грудного молока мог измениться в одночасье, а вместе с ним вмиг исчезли и все преимущества грудного вскармливания. Выглядит малоубедительно.
Если принять во внимание более или менее обоснованные мнения специалистов на этот счет, то получится следующая картина. Сторонники длительного грудного вскармливания говорят о том, что современные ослабленные дети и после года продолжают нуждаться в укреплении иммунитета, который поддерживает грудное вскармливание. Кроме того, грудь продолжает служить для ребенка средством психологического утешения, помогая ему справляться с различными стрессами и поддерживая его психологическую устойчивость.
Противники же считают, что продолжение грудного вскармливания больше года поддерживает некоторую искусственность связи между матерью и младенцем. Ребенок продолжает оставаться психологически зависимым от матери, не учится справляться со стрессами самостоятельно, надеясь уже на силы исключительно собственного организма. Да, он менее защищен, но именно это отсутствие защиты становится для него дополнительным развивающим фактором.
Таким образом, единого мнения о том, в каком возрасте стоит прекращать кормление ребенка грудью, не существует. Каждая мама вправе принять собственное решение, исходя из своих желаний, убеждений и приоритетов. Самым правильным здесь будет индивидуальный подход, учитывающий особенности физического и психологического состояния ребенка: часто ли он болеет, ослаблен ли физически, насколько сильно привязан к материнской груди и т. п. Чужие советы в данном вопросе могут принести больше вреда, чем пользы, даже из уст светил медицинской и психологической наук. Мама будет права, если станет больше полагаться на собственные ощущения и искать благоприятный момент.
Поддавшись давлению извне, не чувствуя внутреннего согласия с тем, что «время пришло», мама добавит себе негативных переживаний. Эти переживания скорее всего выльются в ее чувство вины перед малышом. Мама будет раскаиваться, что затеяла все это, и испытываемый ею стресс может неблагоприятно отразиться на ее здоровье.
Если отвлечься от теории и взглянуть на вопрос с практической стороны, то можно определить признаки психологической готовности ребенка к отлучению от груди, а также физиологические признаки готовности к этому молочных желез мамы. Молочная железа уменьшается в размерах, количество вырабатываемого молока начинает отставать от возрастающих потребностей ребенка. Состав молока меняется и по содержанию антител приближается к молозиву. Происходит так называемая инволюция лактации. Есть инволюция или нет, определяется по наполняемости груди в отсутствие прикладываний ребенка. Если, например, женщина со стабильной лактацией в течение целого дня не прикладывает малыша к груди, то к вечеру грудь сильно наполняется молоком, иногда даже возможны болезненные ощущения. Если инволюция лактации уже есть, то грудь в течение дня остается мягкой.
Что касается самого ребенка, то признаки его психологической готовности к отлучению таковы:
• он способен довольно долго обходиться без матери (то есть пропускать грудные кормления, если не видит мать около себя);
• он может обойтись без грудного кормления перед сном, и его может уложить спать не только мама;
• если ребенок вспоминает о матери и требует грудь в ее отсутствие, его можно отвлечь; плач в этом случае будет скорее капризным хныканьем, а не бесконечным ором;
• его протесты против маминого отсутствия могут быть бурными, но относительно непродолжительными;
• после того как ребенок отвлекся – забыл о своем требовании материнской груди, – в его поведении не наблюдается никаких особенностей и отклонений;
• после возвращения матери он способен выдержать некоторую паузу в удовлетворении своей потребности в грудном кормлении: он не набрасывается на грудь, дрожа от нетерпения.
Что касается техники отучения от груди, вот несколько основных рекомендаций.
Ребенка стоит готовить к этому постепенно. К моменту отлучения следует оставить как можно меньшее количество кормлений. Чаще всего остаются кормления перед сном и ночные. Предполагается тем самым, что ребенок уже приспособился к отмене дневных кормлений. У него есть опыт переживания отказа от груди в течение дня, например, в неподходящих для этого местах.
Один из широко практикуемых способов отучения ребенка от груди – отъезд матери на несколько дней и предоставление малыша заботам бабушки или няни. Это достаточно резкий и болезненный для ребенка способ, так как он одновременно лишается контакта и с маминой грудью, и с самой мамой. Смысл отучения от груди состоит в том, чтобы ребенок научился получать психологическую поддержку и утешение от мамы не посредством груди, а другим, более «взрослым» способом. В случае отъезда матери он утрачивает эту возможность, испытывая двойной стресс, и от разлуки с матерью в том числе.
Каким образом тогда лучше действовать?
Возможны два варианта. Либо мама просто отказывает ребенку в груди со словами «ты уже большой» и терпит протесты и капризы ребенка, так сказать, «на силе воли». Либо надо пускаться на какие-то хитрости. Можно намазать грудь чем-то невкусным (необязательно горчицей) и дать попробовать малышу со словами «молочко испортилось». Можно заклеить сосок пластырем и примерно с теми же объяснениями продемонстрировать ребенку.
Таким образом, отвечая на вопрос о возрасте, благоприятном для отучения ребенка от груди, можно назвать промежуток между одним годом и двумя. Точное время мама может выбрать сама.
Затягивание грудного вскармливания, а также совместного сна матери и ребенка после двух лет все же считается нежелательным. Хотя повторюсь, что наличие каких-то общих психологических проблем у детей, которых кормили грудью после двух лет, никак специально не изучалось. По некоторым данным, длительное грудное вскармливание может влиять на самосознание ребенка, на его чувство границ собственного Я. Ребенок в этом случае не учится отделять свои потребности от желаний других людей, продолжая считать, что все хотят того же, что и он. Такому зависимому от матери ребенку труднее принять социальные ограничения, – он как бы не понимает их смысла. Но, повторюсь, это всего лишь гипотеза, а не подтвержденный специальными исследованиями научный факт.
Поговорим теперь о соске. Издавна люди подметили, что сосание само по себе доставляет младенцу приятные ощущения, позволяет успокоиться. Сосательный инстинкт у ребенка – врожденный и на первых порах самый для него важный. Он позволяет ребенку утолить голод, насытиться и вместе с насыщением испытать удовольствие и покой. Таким образом, соска до определенной степени является для младенца «заменителем» материнской груди и даже самой мамы.
Вот почему к вопросу отучения малыша от соски стоит отнестись со всей серьезностью и не считать это простой прихотью. Типичная ошибка родителей при отучении детей от этой вредной, по их мнению, или неуместной для данного возраста привычки, заключается как раз в игнорировании роли психологического фактора.
Привязанности ребенка к соске у нас принято «стыдиться». Вы можете услышать от врачей в поликлиниках, что «после двух лет ребенок не должен сосать соску».
В отношении соски вопрос возрастных ограничений – чистого рода условность. Это куда менее важный вопрос, чем отлучение от груди или приучение к раздельному сну. Сосание соски само по себе никакого вреда ребенку не наносит. Соска – самый простой для ребенка способ успокоиться, снять напряжение, расслабиться перед сном. Это своего рода «отдушина», которая может помочь и при отлучении от груди, и при отселении ребенка в отдельную комнату. Отняв у него это средство успокоения «к определенному возрасту», родители могут потом сильно пожалеть.
Во-первых, ребенок начнет больше нервничать: одного способа успокоения его лишили, а другого у него пока нет. Во-вторых, ребенок скорее всего начнет искать замену соске. Он станет сосать палец или какой-нибудь предмет, или решит заменить сосание какими-то манипуляциями со своим телом. И тогда возникнут другие вредные привычки: ребенок начнет грызть ногти, ковырять в пупке, манипулировать с половыми органами (см. главу 11), может возникнуть энурез/энкопрез (см. главу 3), и т. п. В более тяжелых случаях при неблагоприятном стечении обстоятельств могут появиться навязчивые движения (например, постоянное мытье рук), тики, выдергивание волос или расчесывание кожи.
Не понимая причин возникновения вредных привычек у детей, родители, как правило, начинают с ними бороться и даже наказывать ребенка, что, в свою очередь, еще больше фрустрирует его, усугубляя проблему. Родители упускают из виду, что вредная привычка важна для ребенка, поскольку удовлетворяет какую-то его потребность, чаще всего потребность в снятии тревоги и самоуспокоении. Отказаться от нее, пока не будет устранен источник стресса, ребенок не в силах.
Вот почему вредные привычки – повод для обращения к специалистам. Врачи и психологи однозначно рассматривают их как свидетельство неблагоприятного психологического состояния ребенка, признак сильного стресса. «Лечить» ребенка от этих привычек лучше не лекарствами, а с помощью психологических техник. Для начала важно определить источник или источники стресса. Ими могут быть развод родителей, недавняя операция или другое травмирующее ребенка событие. Если исключить источник стресса нельзя, тогда специалист будет «работать» с болезненными переживаниями ребенка, к примеру, в игре. Играя в свою проблему, ребенок сможет полностью или частично избавиться от переживаний, переработать их.
Специалист подскажет родителям верную стратегию поведения в особо серьезных случаях. Универсального рецепта не существует.
Как мы видим, цена расставания с соской для ребенка, который еще к этому не готов, может быть достаточно велика. Если родители не будут соблюдать «правила психологической безопасности», то последствия отучения ребенка от соски могут быть гораздо неприятнее, чем сама привычка. Хорошо, если ценой отучения ребенка от соски станет лишь временное расстройство сна и аппетита. Об этом родителям стоит знать заранее.
Для того чтобы процесс отучения прошел наименее болезненно для ребенка, нужно соблюдать определенные правила.
Первое правило: не отучать ребенка от соски слишком рано, когда его сосательный инстинкт еще ярко выражен; когда в его жизни и жизни семьи происходят какие-то серьезные изменения.
Второе правило: нежелательны резкие отказы от соски. Не надо «дарить» ее другим детям, рассказывать, что ее «похитили», и т. п. Сначала «забывайте» соску на прогулку, старайтесь по возможности отвлечь ребенка от сосания соски во время игр. Пусть соска останется только перед сном и в случаях, когда ребенок чем-то сильно огорчен. Можно попробовать затруднить для ребенка процесс сосания. Взамен старой, непригодной уже соски купить соску меньшего размера, чем требуется. Ребенку будет уже не так удобно ее сосать, вам будет проще отвлечь его. Можно придумать и какие-то другие маленькие хитрости.
Третье правило: стоит заранее подыскать для ребенка «замену» соски перед сном. Детей хорошо расслабляет массаж тельца, поглаживание по голове, личику, ручкам. Можно договориться с ребенком, что массаж вы делаете без соски. Добивайтесь того, чтобы малыш успокоился от этих поглаживаний и совершенно расслабился. Телесное удовольствие будет работать на тот же эффект, который раньше достигался с помощью соски. Быть может, не с первого раза, но вы добьетесь нужного результата – ребенок сам забудет о соске. Даже если потом он опять вспомнит о ней – не страшно. И он, и вы уже знаете другой способ успокоиться. И сможете им воспользоваться, если будет нужно.
* * *
Подведем итоги.
Типичной ошибкой родителей, желающих отучить ребенка от какой-то вредной привычки – будь то привычка к грудному вскармливанию, привычка сосать соску или любая другая вредная, по мнению родителей, привычка, – является недооценка психологической готовности ребенка. Причина тому – стремление родителей «разделаться» с этой нежелательной привычкой к определенному сроку.
Плохими советчиками могут выступать любые убежденные сторонники какой-то определенной педагогической доктрины, не учитывающие конкретные особенности ситуации (это могут быть врачи, родственники и даже чересчур ретивые специалисты по грудному вскармливанию).
Ошибочным действием будет слишком резкий отказ в удовлетворении потребности ребенка. Правильные действия родителей:
– оценить психологическую готовность ребенка к отучению, исходя из состояния его здоровья, выраженности его потребности в груди, соске на текущий момент, условий жизни семьи и т. п.;
– подготовить возможную альтернативу груди и соске;
– предварительно свести привычку к минимуму, используя методы отвлечения внимания и замещения;
– создать у ребенка соответствующий настрой: «Когда-нибудь скоро мы с тобой откажемся от груди, соски, ты станешь совсем большой, и соска тебе уже будет не нужна» (выстраивая подобную перспективу, нельзя настаивать, чтобы ребенок приступил к немедленным действиям);
– с особой тщательностью выбрать время для окончательного расставания с грудью или соской.
* * *
А теперь ответы на вопросы родителей в рамках темы главы.
Моему сыну 1 год 2 месяца. С рождения он спит вместе со мной. До года я его кормила грудью, и было удобно, что он рядом. Сейчас он все равно ест ночью, но уже из бутылочки. У меня вопрос: как отучить ребенка от ночных кормлений и приучить его при этом спать в своей кроватке? В каком возрасте лучше всего это делать?
Марина
На мой взгляд, отучать от ночных кормлений не стоит вообще. Можно попробовать давать ребенку вместо молока воду. Но если он будет против этой замены, лучше ничего не предпринимать вовсе. Пока сам не перерастет. Что касается совместного сна, здесь важен не возраст ребенка, а его индивидуальные особенности и сила его потребности (или привычки) в мамином присутствии рядом. Попробуйте укладывать его спать в детскую кроватку, а при пробуждении, если он будет проситься к вам, класть уже рядом с собой. Или поставьте его кроватку очень близко к своей, чтобы вы могли касаться его и успокаивать. Не стоит переучивать ребенка любой ценой. Если вы видите, что ребенок бунтует против «нововведения», сделайте, как он хочет. Он еще слишком мал, чтобы вы могли позволить себе не прислушиваться к его желаниям и не удовлетворять его потребности.
Я хотела бы закончить кормление грудью. Малышу уже 1 год. Как сделать это лучше для ребенка?
Натали
Во-первых, хорошо бы выяснить, готов ли к отлучению сам ребенок. Насколько легко он может обходиться без груди, может ли он засыпать без нее, можно ли его успокоить без кормления, если он просыпается ночью? Есть еще ряд признаков психологической готовности малыша к отлучению. Кроме того, желательно выяснить, готова ли ваша грудь к прекращению вскармливания. Есть физиологические параметры, указывающие, пройдет ли без ущерба для вашего здоровья прекращение выработки молока. В идеале вам стоит посоветоваться с консультантом по грудному вскармливанию.
У нас девочке 1 год 5 месяцев. Проблема следующая. Жена по настоящее время кормит ее грудью. Если раньше (до года) это было сугубо положительным фактором для малышки, то сейчас это негативно начинает влиять на здоровье мамы, а к тому же ей просто невозможно оставить девочку на кого-то еще (отдохнуть, съездить по своим личным делам и т. д.). Мы начали отучать малышку, но, естественно, это вызвало большие капризы, иногда переходящие в истерики (хотя девочка, в общем, очень спокойная). Что вы могли бы посоветовать, возможно, какие-то ступенчатые методики и т. д. Будем благодарны за любые советы, которые помогут нам решить проблему.
Игорь
Вы спрашиваете об этом по просьбе жены? Важно знать, чья это инициатива – начать отлучать девочку, – ваша или жены? Мама должна принять это решение самостоятельно, быть в нем уверенной. Это необходимо, чтобы спокойно принимать последствия – протест и капризы ребенка. Если мама сама сомневается в своем решении и, «жалея» малышку, ведет себя непоследовательно (то отказывая, то давая ребенку грудь), из отлучения ничего не выйдет.
Судя по вашему рассказу, ваша дочка еще не готова психологически к отлучению от груди. И это нормально. Не стоит думать, что до года ребенка кормить грудью полезно, а после года вредно.
Чтобы оценить негативное влияние кормления на здоровье мамы, надо узнать, что именно происходит. Это действительно какие-то физические недомогания или просто психологическая усталость от кормления и желание стать более свободной?
Более конкретные советы по отлучению я могу дать, только владея всей информацией и об уже предпринятых вами действиях, и об особенностях трудностей, с которыми вы столкнулись.
Моему сыну 4 года 4 месяца, он стал тянуть в рот все, что только попадет под руку (мелкие игрушки, завязки от рубашки, жует бумагу, даже просто пальцы тянет в рот). Причем происходит это только тогда, когда он о чем-то задумается или увлечется мультиками, книгой, то есть это происходит неосознанно. Когда он был маленький, это было понятно и объяснимо, но теперь-то почему? Я рассказывала про микробов, убеждала, что взрослые так не делают, пробовала наказывать, но результата нет. Что сделать, чтобы это прекратилось, ума не приложу.
Любовь
Сосание является средством самоуспокоения для ребенка. Это реакция на какой-то стресс, более или менее значительный. Хорошо бы устранить причину этого стресса, тогда и потребность в сосании (как некий «пережиток» младенчества) угаснет сама собой. Я бы рекомендовала вам уделять мальчику больше времени перед засыпанием. Быть с ним ласковой, говорить о том, что он ваш любимый сын и что он дорог вам. Это нужно, чтобы успокоить его, сделать засыпание и сон более комфортными. Про пальцы вообще лучше ничего не говорить. Замечания и нотации могут дать прямо противоположный эффект – привычка закрепится.
Моей дочери всего 9 месяцев, а руки у нее как у старухи: все в трещинах и красных пятнах. Это так она их иссасывает. Соски не любит. Раньше их просто выплевывала, теперь как игрушку грызет. Засыпает с пальцем во рту, что-то болит – палец успокаивает, пить хочет – опять палец, обиделась – снова он, палец. Вроде бы это нормально, если бы не эти ужасные волдыри на руках и не предложение педиатра обратиться к детскому психологу. Ее предположение – нужно в наших с дочкой отношениях что-то менять. Я стараюсь делать все для своей Майечки и очень ее люблю. Как мне помочь ей?
Ольга
Никто не сомневается в том, что вы любите свою дочь. Но многие родители часто по незнанию совершают ошибки в воспитании своих детей. Я не знаю истории вашей семьи и характера ваших взаимоотношений с дочерью. Но по-видимому, ей не хватает ощущения безопасности, которое дает мамина любовь. Все родители любят своих детей, но не все дети чувствуют, что родители их любят. Многие мамы просто не умеют выразить, дать понять ребенку, как он им дорог. Например, мама слишком сдержана в своих чувствах, холодна или ошибочно считает, что брать ребенка на руки – значит, баловать его и т. п. Палец для вашей дочки – это ее способ утешить себя. Задумайтесь, а какими способами вы сами ее утешаете? Как вы можете ее успокоить? Почему малышке приходится прибегать к сосанию своего пальца, а не к помощи мамы (как это обычно бывает) для утешения?
Наш сынок (2 года 7 месяцев) до сегодняшнего дня засыпал только с бутылочкой. Сегодня во время дневного сна он догрыз очередную соску, новую мы ему не купили. Вечером мы показали ему порванную соску, сообщили (в 100-й раз), что большие мальчики с бутылочкой не спят, и дали попить кефир из чашечки. Он не сказал ни слова, не плакал, не возмущался (как он обычно поступает, если не получает того, чего хочет) – просто сидел на кровати с чашкой кефира и смотрел на меня такими глазами… Потом сделал глоточек, лег и уснул. А у меня перед глазами до сих пор стоит этот взгляд: невыносимое страдание и немой укор. И теперь я мучаюсь: может, мы нанесли ему психологическую травму? Может, вернуть бутылочку? Может, еще рано, и его время отучения от бутылочки не пришло?
Екатерина
Тут уж вам надо выбрать: либо продолжать давать бутылку, жалея мальчика, либо смириться с тем, что вы поступаете «жестоко», лишая его привычного успокаивающего средства. Интересно, как ведет себя ребенок дальше? Видно ли по нему, что он страдает без бутылочки, не может сразу заснуть, теребит что-то? Если да, то, быть может, вы все-таки поторопились с отучением. Ведь своим пристрастием к бутылочке ребенок не вредит ни себе, ни окружающим. И это не настолько вредная привычка, чтоб от нее решительно отучать к определенному возрасту. Если все «прошло» относительно благополучно, идите дальше (раз уж вы начали отучать).
Моей дочке 3 года 10 месяцев. Грудью кормила до полутора лет. У девочки осталась сильная привязанность к груди. Она часто ее целует. Когда ложится спать, прощается с ней. Засыпает, теребя руками. Очень нежное отношение. Сейчас я беременна. Уже пошло молозиво, она это увидела и стала просить молочка. Я ей пытаюсь объяснить, что только маленькие детки кушают молочко, а взрослые нет. Меня тревожит, все ли в порядке с моей донкой. Как ее от этого отучить, ведь когда я буду кормить маленького, мне трудно будет объяснить, почему ей нельзя.
Татьяна
Привязанность вашей дочери к груди носит уже иной характер, чем в детстве. Для нее это символ безопасности, покоя, маминой любви. Пусть себе «любит», и пусть грудь ей «отвечает взаимностью». Это совершенно нормально. Эта потребность пройдет, когда девочка получит желаемое удовлетворение от близости к маминой груди. Я не уверена, что девочке нужен сам процесс сосания или поглощения молока из груди, скорее контакт с ней. «Разведите» отношение к груди и питание, объясните дочке, что есть из груди могут только малыши, а вот играть и «дружить» с ней можно всем деткам – и большим, и маленьким. Надеюсь, что этот вариант ее устроит.
Моему сыну Егору 2 года 5 месяцев. Он до сих пор засыпает и спит только с пустышкой. Перед сном требует, чтобы ему позволили теребить грудь (и не только мою). Теребит свою «писю», при этом половой орган у него может напрягаться. Иногда второе и первое он проделывает одновременно. Меня это смущает, а главное, я боюсь навредить своему ребенку и если буду запрещать ему это делать, и если разрешу. Мы просто не знаем, как поступать. Я не работала только первые 6 месяцев после родов, но грудью кормила до года. С семи месяцев до двух лет с Егором занималась няня под присмотром бабушки. Еще с ребенком часто (почти ежедневно по несколько часов) общается моя бездетная сестра. Егор называет меня «мама Эля», а мою сестру «мама Люда». Я ребенку посвящаю почти все свободное время, по два-три часа ежедневно и выходные.
Эля
Вы правы, проявляя осторожность в реакции на подобное поведение. Психика ребенка перед сном особенно уязвима. Вот почему резко менять уже сложившиеся привычки нельзя. Равно как и отучать от соски я бы пока не советовала. В принципе ни в тереблении груди, ни в прикосновениях к половому органу нет ничего опасного для ребенка. Все это средства самоуспокоения, которыми дети могут пользоваться, чтобы переключиться на сон. Другое дело, что это может быть не слишком удобно родителям.
По-видимому, мальчик нуждается в дополнительных успокаивающих средствах перед сном. Можно не подстраиваться под его потребности, а предложить ребенку свой вариант – делать ему успокаивающий массаж тельца. От прикосновений к пенису можно отвлекать, предложив спать вместе с игрушкой (чтобы мальчик держал ее руками или прятал игрушку под подушку, оставляя свои ручки там же, и пр.). Что касается обилия мам, то все-таки лучше, чтобы мама была у малыша одна. Теть и бабушек может быть сколько угодно. При этом можно смело говорить, что тетя Люда любит Егора так же сильно, как мама.
Дочери 1 год 3 месяца, в год я перестала кормить ее грудью, сейчас она просыпается ночью 2 раза, ест молоко из соски. Если не даю – кричит. Нормально ли это?
Нормально. Если вы раньше кормили ребенка ночью грудью по несколько раз, стоит ли удивляться, что девочка сохранила эту привычку? Значит, ночное кормление соответствует ее потребностям. Подождите, пока она сама откажется от этого.
Моему сыну 2,5 года. Он продолжает просыпаться по ночам. Я понимаю, что в его возрасте пора спать до утра, а он просыпается по 2–4 раза за ночь. Я это могу объяснить лишь тем, что мальчик спит вместе со мной и ночами прикладывается к груди (молока почти нет). Боюсь, что даже после отлучения от груди сын по привычке все равно будет просыпаться (своего рода рефлекс). Есть ли способ наладить здоровый сон? Не могу сказать, что наутро сын просыпается невыспавшимся.
Марина
Ситуация изменится после того, как молоко совсем кончится, или после того, как вы решитесь (что необязательно) отучить его от прикладываний к груди. Скорее всего его просыпания сейчас неудобны не ему, а прежде всего вам самой. Надо решить, готовы ли вы сейчас прекратить практику ночных прикладываний и наблюдать, что будет дальше.
Дочке 7 лет. Ребенок гиперактивный, легковозбудимый. С раннего возраста постоянно все тянет в рот. Но если в 3 года это не вызывало беспокойства, то сейчас очень настораживает. Даже в свои 7 лет может жевать нитки, бумагу. Все время грызет ногти. А в последнее время я, к своему ужасу, обнаружила, что грызет ногти даже на ногах. Пыталась и ругать, и объяснять про микробов, возможность заражения, – не помогает. На вопрос, почему она так делает, отвечает, что сама не знает. Ждать, что это пройдет само, опасаюсь из-за реальной опасности заражения какой-нибудь инфекцией.
Татьяна
Для девочки это средство успокоиться, снять напряжение. Судя по тому, что она уже задействовала и ноги, ей есть из-за чего беспокоиться. Вам надо подумать о других способах достижения расслабления, релаксации для девочки. Ванны с травами? Успокаивающая музыка перед сном? Больше нежности в отношениях? Разговоры перед сном о том, что «все в порядке; день прошел нормально, завтра будет новый хороший день, ты справишься со всеми делами, ведь ты у меня умница; а если не справишься, я обязательно помогу тебе – вместе мы сможем все». Использование этого приема в течение минимум десяти дней подряд должно дать какой-то эффект. Если нет, лучше обратиться за консультацией к детскому психологу.
Дочке 4,5 года. У нее появилась странность – она постоянно моет руки! Спрашивает у меня, мыла ли я руки, когда я прикасаюсь к ней. После того как я поговорила по телефону, она мне говорит, чтобы я шла мыть руки. Купили с ней вместе заколки на волосы, так она за неделю их ни разу не надела, притом что они ей очень нравятся – говорит, что у нее волосы грязные, хотя волосы у нее чистые. Так она относится не только к новым вещам. Носится со своими руками «как с торбой писаной», иногда не берет ничего пальцами, а как-то умудряется локтями брать игрушку. А началось все это, как мне кажется, когда ей подарили красивого игрушечного кролика; она его уронила в грязь и очень расстроилась из-за этого. Придя домой, мы его помыли и высушили, все было хорошо, но потом она никому его не давала брать в руки, наряжала его, прикалывала свои заколки и бантики. Часто сама бежала мыть руки, когда этого кролика брала. Потом, если кто-то до него дотрагивался даже случайно, она начинала нервничать, говорила, что он плохо пахнет, просила, хотя нет – требовала дезодорант, чтобы этого кроля побрызгать. Я ей много объясняла, что этого делать не надо, что кролики любят, когда их гладят, и не любят, когда их брызгают дезодорантом. Временно действовало, а потом все начиналось сначала. Это все заходило слишком далеко – я этого злополучного кролика спрятала от нее и сказала, что он убежал в лес погулять. И как ни странно, она это восприняла очень спокойно, больше о нем и не спрашивает, такое впечатление, будто ей стало легче, что этой игрушки нет. Ну а это постоянное мытье рук осталось, может, немного в меньшей степени, но довольно частое. Я слышала, что такое бывает у детей и что все это проходит с возрастом, но это так надоело, иногда аж злит. Продолжается это уже месяца два. Что это такое и как ее от этого отучить?
Татьяна
Вообще-то признак неблагоприятный. Мытье рук у девочки скорее всего носит навязчивый характер. А это признак если не нервного расстройства, то психологических проблем уж точно. Вам нужна помощь специалиста, которая, во-первых, будет заключаться в точной диагностике состояния девочки и, во-вторых, в выработке курса психотерапевтических занятий с ней. Возможно, потребуется применение лекарственных средств.
Девочке 3 года 7 месяцев. Интеллектуальное развитие – супер, физическое – удовлетворительно, психология – проблемы! Всегда была застенчива, какое-то время боялась детей, потом ей была нанесена настоящая психологическая травма в больнице. После этого не смогли продолжать посещение садика. Все вроде бы стало налаживаться, но теперь новая беда – крутит пряди на голове, каждое утро я нахожу в ее постели клоки волос. Вредные привычки были и раньше (крутила ухо, дергала губу, но совсем немного, редко, и это как-то не вызывало нашего беспокойства). Но сейчас все усугубилось. Когда играет или занимается – отвлекается, но периодически опять крутит эту прядь (днем и во сне ночью). Больше всего меня беспокоит то, что виновата в этом я (скорее всего). Может, слишком ее люблю, заласкала, слишком давлю, контролирую? И может ли это быть проблема неврологическая (во время беременности я перенесла грипп)? Через несколько месяцев предстоит переезд в Москву, что, возможно, станет для нее дополнительным стрессом.
Lamashka
Не вините себя. Этим вы не только не помогаете своему ребенку, но даже мешаете – добавляете негативных переживаний. Ваша тревога может также отрицательно влиять на дочку. Теперь, когда восстановительный период после больницы уже закончился, старайтесь разнообразить жизнь девочки положительными впечатлениями. Гуляйте с ней там, где ей нравится, больше играйте на свежем воздухе. Пусть она общается с теми детьми, которых стесняется менее всего. Ее стоит отвлечь от ее переживаний и воспоминаний. Вам и самой надо отвлечься от них. Не настраивайте себя на то, что переезд станет дополнительным стрессом. Пусть он станет приключением для вас обеих. Если вы увидите, что с ситуацией вы все же не справляетесь, обратитесь за консультацией к детскому психологу. Курс игровой терапии (например, игры в больницу) избавит девочку от негативных воспоминаний и даст ей необходимую психологическую поддержку. Как только она перестанет испытывать страхи, ее общее состояние нормализуется, выдирание волос должно прекратиться.
Моей дочери 4 года. Год назад она пошла в садик и научилась там ковырять в носу и брать это в рот. Не знаем, как ее отучить. Боясь наказаний, она начала просто прятаться от нас во время этого.
Assa
Если девочка видит перед глазами пример ровесников, слова родителей для нее значат немного. Объясняйте ей больше про то, что микробы опасны. Или расскажите, что настоящие принцессы так себя не ведут! И при этом больше информации о том, как себя ведут эти самые принцессы: как красиво ходят, какие наряды носят, какие у них поклонники и пр. Если принцессы не впечатляют, поищите какие-нибудь другие примеры для подражания. Если девочке понравится быть похожей на кого-то, кто никогда не ковыряет в носу, тогда у вас появится шанс победить вредную привычку.