Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста

В настоящее время существует большое количество разнообразных методик и программ раннего развития детей. В их числе такие, как методика Николая Зайцева (см. Дмитриева, 2007), в которой для развития детей применяются таблицы для обучения чтению, счету и т. д.; методика Глена Домана (1995), в которой процесс обучения ребенка становится похожим на создание компьютерной программы; методика Марии Монтессори, в центре которой стоит понятие специальной среды, которую ребенок изучает практически самостоятельно, осваивая те или иные умения в соответствии с сенситивными периодами развития (Я люблю Монтессори… 2004). Мы перечислили лишь некоторые, самые распространенные методики раннего развития детей. В психологической и педагогической практике их гораздо больше.


Наша коррекционно-развивающая работа не отметает никакие из описанных методов, но наиболее рациональным, с точки зрения результативности, способом сочетает различные методики. Сочетание производится не хаотично, а в соответствии с определенными принципами построения коррекционно-развивающей работы (Титова, Фролова, Винникова, 2010а, б). В основе всегда лежат выявленные в процессе диагностики особенности развития ребенка: актуальный уровень и зона ближайшего развития.
Приведем здесь главные принципы коррекционной работы с детьми раннего возраста (Мамайчук, Ильина, 2004).
1. Раннее начало коррекции и развития недостаточно сформированных сфер и функций в целях предотвращения вторичных задержек развития и педагогической запущенности.
2. Поэтапное развитие всех сфер с учетом последовательности их формирования в онтогенезе. При работе с ребенком учитывается не столько его календарный возраст, сколько актуальный уровень развития. Возможен возврат к более ранним этапам онтогенеза и активация тех процессов, которые были не востребованы на этих этапах.
3. Дифференцированный индивидуальный подход к занятиям с учетом особенностей ребенка.
4. Выбор заданий, которые соответствуют не столько уровню актуального развития ребенка, сколько зоне его ближайшего развития.
5. Принцип интериоризации: взрослый выступает носителем определенного способа действия, который ребенок усваивает сначала во внешнем плане, затем во внутреннем. То есть ребенок постепенно сам становится носителем этого способа и может осуществлять перенос определенных действий с одного предмета на другой, из одной ситуации в другую.
6. Организация коррекционно-развивающей работы в рамках ведущего вида деятельности ребенка (предметно-игровой).
7 Проведение занятий с учетом эмоциональных привязанностей ребенка, возможно совместно с родителем.
8. Сотрудничество с другими специалистами, работающими с ребенком, например, с педиатром, детским неврологом, логопедом и др.
Содержание коррекционно-развивающей работы на основе описанных принципов зависит от особенностей ребенка, выявленных при диагностике. В целом работа направлена на те же психические сферы, что и при обследовании. Многие диагностические методики могут выступать в качестве коррекционных и развивающих при использовании более разнообразного и постепенно усложняющегося материала. Задания усложняются поэтапно в зависимости от возраста, уровня развития и достижений ребенка в процессе занятий.
Для развития когнитивной сферы ребенка применяются разнообразные упражнения с пирамидками, с предметами разного цвета, размера, формы, длины, ширины и т. д. Можно успешно применять доски с вкладышами, формочки, палочки и т. п. Набор упражнений с этими предметами также очень разнообразен, главное, чтобы ребенок научился дифференцировать параметры предметов, объединять предметы на основании этих параметров, соотносить предметы друг с другом.
В целях развития речи ребенка педагогу следует в процессе занятий малыша называть используемые в игре предметы и действия, расширяя словарный запас малыша. Для развития активной речи просить ребенка назвать те или иные предметы и действия, охарактеризовать предмет, рассказать о событиях из жизни ребенка. Полезно чтение взрослым коротких сказок и рассказов, ответы на вопросы ребенка. Можно учить разнообразные стихи. Также используется артикуляционная и дыхательная гимнастика, в основном при наличии у ребенка логопедических нарушений и при задержках развития речи.
Очень разнообразны упражнения для развития крупной и мелкой моторики. В работе можно использовать элементы гимнастики и танца, подвижные игры с мячом, игры с преодолением препятствий и т. д. Мелкую моторику можно успешно развивать с помощью различных пальчиковых игр, рисования карандашами, красками с помощью кисти и пальчиков. Хорошо помогает развитию лепка, упражнения с бусинами, аппликации и т. д. Помимо мелкой моторики при данных видах деятельности у ребенка развиваются творческие способности, воображение и целеполагание.
Для детей раннего возраста применяются задания на конструирование по образцу. Совместно с взрослым и впоследствии самостоятельно ребенку предлагается создать несложные постройки, аналогичные постройкам из диагностического материала. Эти постройки включаются в дальнейшую игру, приобретают характер сюжетных и создают стимул для развития сюжетной игры.
Развитие игровой деятельности в наименьшей степени укладывается в рамки каких-либо методик. Игра органично сопровождает работу по коррекции и развитию всех остальных сфер. Даже слова могут выступать для ребенка в качестве игрушек. И все же специалист может особым образом повлиять на процесс развития игровой деятельности, стимулируя ребенка к созданию сюжета в игре, провоцируя ситуации, в которых перед ребенком возникает необходимость использования предметов-заместителей. Можно использовать ролевые игры («Кошки-мышки», игра во врача и т. п.)
Коррекционно-развивающая работа с ребенком раннего возраста направлена прежде всего на достижение положительной динамики в развитии ребенка, на гармонизацию развития. Поэтому для отслеживания динамики в ходе работы необходимо фиксировать достижения ребенка на каждом занятии, возникающие трудности, эмоциональные реакции. На основе анализа этих промежуточных результатов программа занятий может претерпевать необходимые по усмотрению специалиста изменения.
Немаловажную роль в работе с ребенком играют родители. Ведь именно они проводят с ним большую часть времени. Поэтому необходимо оптимальным образом привлекать родителей к сотрудничеству со специалистом для достижения ребенком наилучших результатов. В зависимости от индивидуальных особенностей родителям может быть рекомендовано проведение дома различных общеукрепляющих мероприятий (душ, ванны, массаж), дополнительная проработка материала, отработанного с ребенком на занятиях, отслеживание соблюдения ребенком определенного режима дня, дополнительная консультация другого специалиста (врача) и т. д.
Комплексный подход к диагностике развития ребенка на ранних этапах развития, четкое выявление актуальных и потенциальных возможностей ребенка, построение на основе выделенных принципов индивидуальной коррекционно-развивающей программы, заинтересованность и умение специалиста вовлечь ребенка в процесс занятия, продуктивное сотрудничество специалиста и родителя создают в совокупности базу для всестороннего гармоничного развития, которое в свою очередь является предпосылкой для успешной деятельности ребенка в будущем.

Предыдущая запись Диагностика детей раннего возраста
Следующая запись Отнимаем ребенка от груди
Яндекс.Метрика