Подождем заниматься?

Как известно, различные структуры мозга, их взаимодействие и, следовательно, разные психические функции достигают полного развития в разном возрасте (Гальперин, Запорожец, Карпова, 1978; Глозман, 2009; Лебединский, 1998; Микадзе, 2002; Симерницкая, 1985; Фарбер, Бетелева, Дубровинская, Мачинская, 1998; Gottlieb, 1992). На этот фактор генетически обусловленной гетерохронии развития накладываются индивидуальные (средовые) особенности развития и воспитания каждого ребенка, индивидуальные черты внутри– и межполушарного взаимодействия мозговых структур в организации психических процессов, когнитивных стратегий и эмоциональной сферы ребенка.

Все эти особенности могут обусловить неравномерность развития ребенка, когда «парциальное отставание одних функций недостаточно компенсируется другими функциями с более высоким уровнем развития» (Ахутина, Пылаева, 2003, с. 182).
Дети, имеющие этот «нижненормативный тип развития», составляют группу риска формирования последующей патологии и появления трудностей обучения (Корсакова, Микадзе, Балашова, 2001; Потанина, Соболева, 2004; Сантана, 1991; Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Rourke, Bakker, Fiske, Strang, 1983). В основе школьной неуспешности могут лежать как когнитивный и моторный дефицит, так и слабость регуляторных функций и, в первую очередь, вербальной регуляции произвольного действия (Лурия, 1950, 1958; Лубовский, 1978), а также трудности общения ребенка со взрослыми и сверстниками (Глозман, 2002; Глозман, Потанина, 2001, 2004).
При этом особое значение имеет несформированность тех психических функций, навыков и умений, которые наиболее востребованы социальной ситуацией развития ребенка.
Луриевский нейропсихологический анализ (Лурия, 1969, 1973) позволяет дифференцировать трудности обучения и поведения, обусловленные индивидуальными особенностями функционирования мозговых структур, от проблем, связанных с неправильным педагогическим воздействием или с патохарактерологическими особенностями личности ребенка. Дифференцированное описание качественных особенностей, сильных и слабых звеньев психического функционирования каждого конкретного ребенка является главным условием эффективной помощи детям с проблемами развития и обучения.

Предыдущая запись Портрет левши в интерьере
Следующая запись Кормление ребенка твердой пищей
Яндекс.Метрика