Воспитывая маленького гражданина…

К авторским разработкам принадлежит экспериментальная программа «Воспитывая маленького гражданина…» (коллектив педагогов ДОУ «Белоснежка» г. Мурманска под рук. старшего воспитателя Т. А. Голиковой)[165]. Она нацелена на воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности, что предполагает решение ряда задач: 1) научить ребенка понимать зависимость своего места и роли в обществе от его выбора и активности; 2) формировать модель поведения во взаимоотношениях с другими людьми; 3) воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение к себе и окружающему миру; 4) заложить основу системных знаний, сформировать навыки работы с информацией.


Исходя из специфики возраста, работа ведется в соответствии с принципом педоцентризма, в том числе в процессе изучения тематических блоков:
1. «Я такой!»: знания о самом себе, включая сведения о здоровом образе жизни.
2. «Мир людей»: общественные отношения между людьми, сравнение себя с другими.
3. «Мир природы»: природоведение, включая основы экологии.
4. «Рукотворный мир»: представление о созданном человеком.
5. «Гражданство»: элементы географии и истории, определение особенностей России по отношению к другим государствам.
6. «Культура»: страноведение.
За основу построения курса принята концентрическая модель. В каждом блоке представлены элементы разнородного характера: рассказы о различных предметах, игровая и изобразительная деятельность, мероприятия, экскурсии, те атральные постановки. Их доминирование определяет структуру проводимых занятий, мало отличающуюся от среднестатистической в любом комплексном курсе. Выделяются три типа: 1) занятия-рассказы о чем-либо, иногда сопровождающиеся минимальными расспросами детей; 2) проблемные (в том числе занятия – дидактические игры с акцентом на игровую мотивацию); 3) художественно-изобразительные.
В целом курс «Воспитывая маленького гражданина» носит комплексный характер и исходит из всестороннего развития ребенка.
Таким образом, в современном дошкольном образовании родиноведение изучается не только в рамках традиционного интернационального (Т. И. Богомолова), нравственно-патриотического (Н. Ф. Виноградова), гражданского воспитания (Е. В. Соловьева), но и появившихся в последнее время подходов: ознакомление детей с социальной действительностью (С. А. Козлова); воспитание у них культуры межнационального общения (Э. К. Суслова), «поликультурной компетенции» (О. И. Киселева).
Одним из существенных направлений обществоведческой работы с детьми дошкольного возраста (предшкольниками) является их ознакомление со страницами истории Отечества. В силу фактологического характера информации исторические сведения традиционно сообщаются в процессе бесед, в том числе по темам:
1) великие соотечественники (ученые, изобретатели, путешественники, полководцы, поэты, писатели, художники, композиторы, артисты);
2) профессии и профессиональные праздники, расположенные по календарному принципу: январь – День российской печати; февраль – День защитника Отечества; март – День работников торговли, бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства, театра; апрель – День геолога, космонавтики, науки, работников пожарной охраны; май – День радио, музеев, библиотек, пограничника, химика, семьи; июнь – День охраны окружающей среды, работников легкой промышленности, изобретателя и рационализатора, медицинского работника; июль – День рыбака, металлурга, российской почты и т. д.;
3) государственная символика[166];
4) исторические даты и события в рамках реализации Государственной программы РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (темы «Богатыри – защитники земли Русской», «Герои 1812 года», «Детям о празднике Победы»)[167];
5) обычаи и традиции русского народа (малые формы детского фольклора, народные песни и танцы, стилизованные под народные произведения современных поэтов и композиторов) в процессе проведения календарных праздников[168];
6) место отдельного человека в истории и культуре народа, его вклад в технический прогресс, что способствует развитию у детей представлений об основах социального и правового сознания[169];
7) в процессе ознакомления с историей родного края[170] и т. д. Чаще всего в программах происходит комбинирование обозначенных выше направлений работы.
Так, в курсе по патриотическому воспитанию детей, посещающих подготовительную группу ДОУ (М. Кириллина, Л. Мельчина)[171], в рамках блока «Родная страна» происходит изучение следующих тем: сентябрь (3 нед.) – «История… Что это?»; октябрь – «Древние славяне – наши предки»; ноябрь – «Верования древних славян»; декабрь – «Великие князья Руси»; январь – «Петр Великий»; февраль, март – «Победа над Наполеоном»; апрель – «Великая Отечественная война»; май – «Защитники страны».
В частности в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы»[172] был разработан курс по озна комлению дошкольников с историей и традициями Отечества «С чего начинается Родина?» (под ред. Л. А. Кондрыкинской). Он нацелен на формирование, развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. При этом программа охватывает все перечисленные выше темы: разделы «Мой дом – моя семья», «Знакомим с русской народной культурой», «Столица нашей Родины – Москва», «Земля – наш общий дом», «Защитники Отечества» (табл.1.26).
Обязательным условием реализации такого рода программ является наличие наглядных опор. Поэтому в учебно-методический комплект по патриотическому воспитанию включены картины, флаги и гербы России и Москвы, иллюстрации с изображением основных достопримечательностей, памятников столицы, аудиозаписи гимнов и песен о России и Москве и соответствующие методические рекомендации по ведению работы.
По своей тематической направленности данному курсу близка программа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Мы живем в России» (Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова), предназначенная для работы с детьми средней, старшей и подготовительной групп ДОУ, которая может быть использована как парциальная. Она нацелена на воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Достижение данной цели предполагает решение ряда задач:
• формирование у детей чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям, близким, любви к родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
• становление представлений о России как о родной стране, Москве – столице нашей Родины;
• воспитание эстетическими средствами (музыка, ИЗО, художественное слово) гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики, уважения к культурному прошлому России;
• обеспечение необходимых кадровых, научно-методических, материально-технических условий для реализации программы.
В работе с предшкольниками отмечаются особенности ее реализации:
1. Обязательное соблюдение принципа «позитивного педоцентризма» (по Н. Ф. Виноградовой) в структурировании материала и занятий, так как патриотическое воспитание целесообразно начинать с воспитания чувств через мир положительных эмоций («научить ребенка видеть красоту вокруг себя»), обязательное приобщение к культуре.
2. Принцип тематического планирования материала, предполагающий структурирование содержания курса по логически взаимосвязанным блокам, представляющим воедино целостную картину сведений о Родине (табл. 1.27). При этом, как и в старшей группе, количество занятий, посвященных исторической тематике, увеличивается постепенно: углубляются краеведческие знания, дается фактологический материал (особое внимание расширению знаний о Великой Отечественной войне), установки на воспитание интереса к прошлому (табл. 1.28).
3. По своему охвату содержание курса максимально приближено к начальной школе, в частности в области социологии (исторические сведения в силу возрастных особенностей детей ограничены культурологической экземпляристской составляющей). Постепенно язык изложения материала становится более научным, в частности уже на 4-й неделе октября рекомендуется в названии живых организмов использовать (хотя и не всегда) бинарную номенклатуру, например, «шалфей луговой», «полярный мак».
4. Создание эмоциональной комфортной для каждого ребенка атмосферы, соответствующей предметно-развивающей среды: оформление зоны гражданско-патриотического воспитания, где дети ежедневно, в условиях свободного доступа могут пополнять знания о родном крае, городе, стране, с широким спектром иллюстративно-фотографического материала (виды родного населенного пункта, столицы, России и ее климатических зон, репродукции, произведения устного народного творчества и народных промыслов, образцы российского герба и флага). Пропедевтически рекомендуется использовать оборудование начальной школы (глобус, физическая карта России, Красная книга России, Конституция России).
5. Чередование разнообразных форм работы (при неизменном соблюдении «принципа занимательности»): а) специально организованных тематических занятий, в том числе в виде заочных путешествий (темы «Климатические зоны России», «История Московского Кремля»), спортивного соревнования – «Богатыри земли Русской»); б) экскурсий при изучении местных достопримечательностей, народных промыслов (в музей ДОУ «Русская изба»); в) целевых исследовательских прогулок (сезонных, в сообщества, систематических, биологических и т. п.); г) праздников, массовых мероприятий патриотической направленности (праздничный концерт ко Дню пожилого человека, осенняя ярмарка, новогодний утренник, рождественские колядки, «Встреча весны» – фольклорный праздник, масленичная олимпиада, викторина «Мы – патриоты» и т. д.); д) кружков по интересам (вышивания, фольклорный ансамбль, театральная студия).
6. Использование различных методов обучения: бесед, работы с иллюстрациями (рассматривание тематических альбомов, создание поясняющих рисунков), организации выставок предметов детского творчества, прослушивания музыкальных и литературных произведений и т. д., – с обязательным применением с учетом ведущей деятельности дошкольников игры как структурирующего начала (дидактической, подвижной, настольной, сюжетно-ролевой, театрализованной).

Предыдущая запись Дружные ребята
Следующая запись Разноцветные люди
Яндекс.Метрика