Дружные ребята

Дружные ребята (Р. С. Буре, М. В. Воробьева, В. Н. Давидович и др.) смещены акценты с индивидо-центрической работы на формирование чувства коллективизма (доминирование социально-адаптационных задач), что важно для последующего обучения детей в школе и жизни в обществе. Ее содержание выстраивается вокруг развития эмоционально-нравственной сферы ребенка[156], воспитания гуманных чувств и отношений между детьми в группе в процессе в первую очередь их совместной продуктивной деятельности.

Это предполагает решение ряда задач: а) создание в группе обстановки эмоционального комфорта для каждого ребенка; б) обеспечение достаточно полного удовлетворения потребностей каждого воспитанника в общении с воспитателем; в) способствование формированию активности при вступлении ребенка в общение с педагогом, достижению открытости во взаимоотношениях со взрослыми; г) помощь в преодолении ситуации эмоционального дискомфорта, причинами которого могут быть отсутствие успеха в деятельности, оплошность, разлад во взаимоотношениях со сверстниками, «неудовлетворенная потребность в интимно-личностных контактах со взрослым»; д) использование «вневербального» педагогического общения, позволяющего взрослому передать свое отношение к ребенку, внимание к его состоянию; е) воспитание гуманного отношения к сверстникам.

Таблица 1.25. Содержание работы по курсу «Я – Человек»
Это обуславливает первостепенную роль педагога как организатора жизни воспитанников в ДОУ и определяет направления работы: выявление индивидуальных особенностей психо-эмоционального развития ребенка; разработка личностно-ориентированных занятий по развитию и коррекции социально-значимых эмоций; формирование позиции партнерских взаимоотношений детей друг с другом через их совместную продуктивную деятельность; обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком.
В основу программы положен возрастной принцип построения, содержащий целостную систему формирования гуманных чувств у дошкольников: задачи, содержание и методика работы последовательно усложняются в соответствии с развитием практического опыта общения детей при учете обязательного индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Поэтому она состоит из следующих разделов: 1) общение педагога с ребенком и его влияние на создание положительного микроклимата в группе ДОУ; 2) формирование отзывчивого отношения к сверстникам у детей младшего дошкольного возраста; 3) развитие обобщенных представлений о проявлении сочувствия, формирование гуманистической направленности поведения у воспитанников средней группы, осознание ими моральных норм, понимание их справедливости и личной значимости; 4) формирование у старших дошкольников доброжелательного отношения к сверстникам, отзывчивого способа сотрудничества в условиях совместной деятельности; 5) формирование у детей предшкольного возраста самоконтроля в поведении; 6) формирование у предшкольников коллективистической направленности («общественной устремленности»); 7) индивидуальный подход к старшим дошкольникам в процессе воспитания гуманного отношения к окружающим, что предполагает создание условий для реализации каждым ребенком своих желаний и интересов, формирование дружеских отношений, социально-общественных качеств, основанных на уважении.
Таким образом, программа «Дружные ребята» направлена на воспитание у детей дошкольного возраста гуманных чувств и отношений с учетом постепенно накапливающегося в окружении сверстников социального опыта и овладения соответствующими представлениями.
Актуальность проблемы социально-адаптационной работы с дошкольниками подтверждается созданием многочисленных локально-территориальных программ: «Расти счастливым», «Я и Мы», «Тропинка к своему Я», «Давайте жить дружно» и т. д., – предполагающих изучение различных сторон социальной жизни.
Так, региональная программа по социально-эмоциональному развитию детей 3–7 лет «Расти здоровым»[157] направлена на решение следующих задач: формирование у них уверенности в себе, своих силах и возможностях; станов ление умений осознанно относиться к своим и чужим чувствам, желаниям и стремлениям; формирование здорового, адекватного поведения в обществе, умения ориентироваться и адаптироваться в сложном, противоречивом мире; развитие способности действовать свободно, раскрепощено, но в соответствии с нормами и правилами общества. Задачи корректируются при работе с различными возрастными группами: 3–4 года, 4–5 лет, 5–6 и 6–7 лет.
Организация социально-эмоционального развития воспитанников осуществляется в соответствии с принципами:
• установления партнерских отношений с детьми;
• интеграции, предполагающей взаимосвязь, взаимопроникновение содержания социально-эмоционального развития с другими направлениями дошкольного образования;
• использования различных способов реализации содержания;
• организации воспитательно-образовательного процесса на основе педагогической оценки актуального состояния развития ребенка, деятельности – на основе рефлексии;
• осознания того, что эффективное, полноценное развитие личности дошкольника обеспечивается в процессе ведущего вида деятельности.

Все это обуславливает следующую структуру программы:
1. Раздел «Уверенность в себе». Образовательно-воспитательные задачи: помочь ребенку осознать свои возможности; показать ему, что он уникален, как и каждый человек, что его возможности не безграничны, но он сможет завтра сделать то, что не смог сегодня.
2. «Чувства, эмоции, желания»: помочь детям осознать собственные эмоции и понимать эмоциональные состояния других людей.
3. «Социальные навыки»: обучить дошкольников социальным нормам поведения; формировать коммуникативные навыки.

При этом реализация программы не предполагает акцентирование внимания на каком-либо конкретном разделе: важно с ее помощью организовать целостное развитие детей. Поэтому этот «курс развития социальной компетенции дошкольников» следует рассматривать как программу не столько обучения, сколько воспитания: педагог должен восприниматься детьми не только как «Учитель», но и как «Человек» – носитель определенных ценностей, внимательный к детским чувствам и переживаниям; гуманно-демократический стиль общения «взрослый – ребенок», что предполагает построение воспитательно-образовательного процесса в опоре на убеждение – каждый человек (ребенок) имеет право на мнение, желание, невозможно научить детей в обязательном порядке быть доброжелательными и терпимыми по отношению друг к другу; создание наиболее благоприятного контекста условий для развития каждого воспитанника.
Таким образом, программа социально-эмоционального развития дошкольников «Расти здоровым» относится в своей основе к воспитательной и предполагает формирование у них социально-коммуникативных навыков.
Особое место в дошкольном образовании занимают программы по целенаправленному воспитанию у детей культуры поведения в обществе, основанные на многовековом педагогическом опыте. К их числу принадлежит проект «Этикет для дошкольников» (И. Н. Курочкина)[158], нацеленный на оказание помощи ребенку в понимании высшей ценности человеческого общежития – любви к людям, осознании необходимости ее проявления. Это обуславливает целенаправленное обучение дошкольника правильному, красивому поведению, формирование у него знаний об этикете. То есть, в результате целенаправленной работы ребенок с помощью близких ему людей должен приобрести: уверенность в том, что его всегда любят (в любой ситуации, при любом поступке); знание общепринятых норм и правил поведения, понимание невозможности проживать в обществе без их соблюдения; стремление к соблюдению общепринятых требований общежития. При этом от взрослых требуется: четкое понимание того, каким они хотят видеть своего воспитанника; терпение, спокойствие и любовь к нему (ненавязчивая, терпеливая работа, без нотаций, совместное переживание неудач и радости от успехов); знание и соблюдение норм этикета.
Это предполагает этапность в воспитании культуры поведения дошкольника:
1) первичное осознание взрослым сути понятий «культура поведения» и «этикет» (консультации у воспитателя для родителей, изучение соответствующей литературы);
2) осознание необходимости воспитания культуры поведения детей;
3) продумывание условий и способов воспитания, возможных для конкретного ребенка в его семье, в том числе рекомендуемого введения в жизнь дошкольника правил этикета. Это предполагает проведение с ним тематических бесед, разъяснений, чтение специально написанных под каждую проблему стихотворений, рассказов и сказок с последующими вопросами для закрепления прослушанного (например, «Сказка о матери и сыне», «Сказка о бабушке, ее внучке Ниночке и злой колдунье» при изучении семейного этикета), обязательных практических действий (упражнений, игр на отработку конкретных операций, например, пользование столовыми приборами, разговор по телефону, укладывание белья в ящик и т. п.) по следующим темам:
1. Этикет – порядок поведения. Что такое «этикет». Соблюдение этикета.
2. Этикет в создании счастливой семьи. Что такое семья? Почему нужны папа и мама? Почему сам ребенок нужен родителям? Что он лично делает для того, чтобы его семья была счастливой? Семейный этикет. Просьбу выполнять приятнее, чем требование. Семейные подарки и сюрпризы. Празднование семейных событий. Может ли быть счастливой семья, в которой нет папы или мамы? Правила семейного этикета.
3. Любовь к родному дому. «Родительский дом – начало начал». Что значит «любить дом»? Как приучать ребенка к чистоте и порядку? Бережное отношение к игрушкам как живым существам, книгам и вещам, любимым людям.
4. Предъяви себя людям. Как учить ребенка умению быть красивым. Имидж. Что такое личная гигиена и как ее прививать ребенку. Правила личной гигиены. Как научить ребенка красиво и правильно одеваться. Требования к одежде. Чувство вкуса и меры. Как научить ребенка красивым манерам поведения. Детский коллектив. Правила, помогающие привлекать к себе внимание сверстников и взрослых.
5. В застольных манерах проявляется уважение к людям. Основные правила культуры поведения за столом. Как приучать ребенка правильной сервировке стола. Как пользоваться салфеткой, столовыми приборами. Надо ли обучаться красивому поведению за столом? Что и как есть. Как провести детский чайный стол. Как ухаживать во время застолья за дамой.
6. В дом приглашают только любимых людей. Правила поведения ребенка в компании взрослых. Правила гостевого этикета ребенка, принимающего у себя в доме гостей. Когда пригласили в гости. Что подарить ребенку. Правила подарочного этикета для преподносящего подарок. Как принять подарок. Правила подарочного этикета для получающего подарок. Надо ли брать с собой в гости сменную обувь. Как вести себя в гостях. Правила гостевого этикета идущего в гости. Старинные игры.
7. Любовь, проявленная в слове. Установление добрых отношений. Слова приветствия: «Здравствуйте!», «Доброе утро (день, вечер)», «Привет» и т. д. Что надо обязательно делать, говоря приветствие. Правила этикета при встрече. Слова, сказанные при расставании. Расширение круга друзей и знакомых. Правила этикета при представлении взрослых и детей. Добрые слова. Комплимент.
8. Общение со сверстниками. Дружба детей. Как помочь ребенку в общении со сверстниками. Дружба мальчиков и девочек.
9. Ребенок в общественных местах. Что такое «общественные места». Почему в них следует соблюдать определенные правила поведения. Правила поведения на улице. Прогулка с друзьями. Игры. Правила дорожного движения. Правила поведения в общественном транспорте (в автобусе, троллейбусе, трамвае, метро, на эскалаторе, поезде, теплоходе, самолете – норма поведения, одежда, коллективный проезд, длительная поездка). Игры и упражнения в транспорте. Правила поведения в магазине, кафе, в театре, музее.
Последовательность занятий свидетельствует о необходимости педоцентрического структурирования курса: от изучения эмоционально близких объектов (семьи, родного дома) к отдаленным (чужие люди в доме, сверстники, посетители общественных мест). В результате работы старшие дошкольники должны усвоить 19 правил хорошего тона: «Не ставь человека в неудобное положение и старайся не огорчать его»; «Старайся всегда быть вежливым с другими людьми»; «При встрече со знакомыми людьми надо здороваться»; «К человеку надо обращаться по имени или по имени – отчеству»; «Старайся чаще говорить людям добрые слова»; «Разговор по телефону начинается со слова “здравствуйте”»; «Старайся всегда одеваться опрятно и к месту»; «Соблюдай правила личной гигиены»; «Дом, в котором ты живешь, должен быть чистым, уютным, светлым и красивым»; «Береги игрушки и книжки, относись к ним как к друзьям»; «Старайся всегда и везде вести себя правильно»; «Проявляй гостеприимство при встрече гостей»; «Будь приятным и веселым гостем»; «Старайся дарить друзьям и близким такие подарки, которые доставят им радость»; «Во время застолья на столе должно быть чисто и красиво»; «Старайся правильно пользоваться столовыми приборами – ложкой, ножом и вилкой»; «Пользуйся во время еды салфеткой»; «Не забывай о хороших манерах, когда общаешься с самыми близкими людьми»; «Береги своих друзей – помогай им, не забывай о них, делись с ними игрушками, говори им добрые слова»[159].
Большая роль в воспитании культуры поведения отводится конкретной практической работе. Поэтому в пособиях для взрослых приводится четкая методика ее организации и проведения, например: как подготовиться и отпраздновать день рождения ребенка, формировать навыки личной гигиены, провести детский чайный стол, организовывать детский праздник; как проводить старинные игры, которые помогут объединить и развеселить ребенка («Каравай», «Садовник», «Туалет») и т. д. При этом в силу возрастных особенностей детей рекомендуется превращать некоторые не всегда приятные процедуры в веселую игровую ситуацию, например, подстригание ногтей, причесывание и т. п., проводимые с параллельным проговариванием: «Что мы делаем расческой? Тане делаем прическу. // Волос к волосу – коса, каждой девочке краса! // Что мы делаем расческой? Вите делаем прическу. // Витя в зеркало глядит: нет вихров – приятный вид!». В процессе работы желательно использовать проблемные ситуации, предлагать дошкольнику приводить примеры из собственной практики, решать «этикетные задачки», например, с целью усвоения правил поведения на улице: «Чтобы не опоздать в детский сад на зарядку, Сережа вместе с папой не стали спускаться в подземный переход, а побежали прямо через дорогу: машин все равно не было. Правильно ли они поступили?». При этом особое внимание взрослых обращается на постоянную необходимость соблюдения ими требуемых от ребенка знаний в повседневной жизни, так как воспитанник – «великий наблюдатель, подражатель». Это требует создания специальной учебно-воспитательной среды, в частности: постоянное пополнение детской библиотеки, наличие оборудования для уборки помещения детьми и т. п.
В целом проект «Этикет для дошкольников» (И. Н. Курочкина) предоставляет возможность проведения работы по воспитанию у ребенка культуры общения как специально подготовленным педагогам, так и в семье.
Воспитание культуры поведения является одним из актуальных направлений работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, что обуславливает создание не только парциальных курсов, но и отдельных авторских пособий. Так, Т. З. Адамьянц в «Доброй книге» выстраивает работу на стыке этикета, здоровьесберегающих технологий [темы «Не болей», «Огонь», «Прощайте», «Гости», «Кто сильнее», «Спасибо», «О грязи»] и литературного чтения (тематическая подборка стихотворений и рассказов). При этом последнее предполагает заложение у ребенка основ культуры читателя – обязательная отработка после ознакомления с каждым произведением «горки понимания»: 1) заданные уровни мотивационно-целевой структуры (авторские цели; тезисы; аргументы; события, факты; детали; художественные образы-константы); 2) уровни отражения конкретного произведения в детском сознании[160].
Вместе с тем в работе со старшими дошкольниками используются не только парциальные обществоведческие программы, направленные на их эмоционально-личностное развитие, заложение основ коллективизма, но и предметные курсы, предполагающие ознакомление с различными областями социального знания. Так, обязательность изучения в современной начальной школе экономики в рамках интегрированного курса «Окружающий мир» или самостоятельной программы «Экономика» (Е. Н. Землянская, Т. Н. Проснякова, И. А. Сасо-ва, Т. В. Смирнова) обусловила разработку соответствующих пособий для дошкольников и программно-методических материалов для воспитателей: «Экономическое воспитание дошкольников. Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий» Е. А. Курак и др., «Экономическое воспитание дошкольников с использованием элементов ТРИЗ» И. Ю. Орловой, «Экономическое воспитание детей в семье» И. А. Сасовой, «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников» А. А. Смоленцевой и т. д.
Курс «Дошкольник и…экономика» (А. Д. Шатова[161]) рассчитан на работу с детьми 5–6 лет и предполагает их приобщение к экономической действительности как условие становления ценностных ориентации и установок. Его общая направленность определяет задачи программы в целом, исходящие из значения экономического образования для развития личности предшкольника: 1) научить понимать и ценить окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей); уважать людей, умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги; 2) помочь осознать взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги», понять, что стоимость продукта зависит от его качества; научиться видеть красоту человеческого творения; 3) уяснить авторитетность качеств человека-хозяина, утративших сегодня свою этическую и экономическую значимость: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, щедрость, благородство, честность, сочувствие, жалость; 4) усвоить с раннего возраста формы разумного поведения; научиться правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях; сформировать разумные потребности.
Программа состоит из четырех тематических блоков-разделов, связанных между собой задачами и содержанием (последнее включает краткие сведения по каждой теме, перечень основных понятий, которые могут усвоить дошкольники, педагогические задачи):
1. Раздел «Труд – продукт». Содержание работы: ознакомление детей с тем, что труд – основная деятельность человека, источник его существования; с традиционными (врач, строитель, педагог и т. д.) и новыми современными профессиями (бизнесмен, банкир, менеджер, рекламодатель, рекламный агент, посредник). При этом рекомендуется акцентировать внимание на продуктах труда представителей каждой профессии, результатах работы и их ценности для людей.

2. «Деньги»: закрепление знаний о современных деньгах, их назначении и происхождении; рассмотрение понятий «бюджет», «Сбербанк», «проценты» и т. п.
3. «Реклама»: ознакомление с особенностями этого нового «социального явления».
4. «Полезные навыки и привычки в быту»: выработка бережного отношения ко всему, что окружает ребенка: игрушкам, воде, свету, вещам и т. д.
Вместе с тем каждый из них может быть реализован автономно, в виде самостоятельного мини-курса.
Содержание программы может быть реализовано двумя путями: через его включение в различные виды детской деятельности; локально, в виде парциального курса, дополняющего содержание любой иной программы и требующего определенного времени в педагогическом процессе ДОУ.
Курс снабжен указателем учебной и методической литературы по экономическому воспитанию детей и взрослых: учебные пособия, программы, книги, статьи из периодических изданий и сборников, отражающие современные тенденции в экономическом образовании, опыт работы ДОУ и школьных учреждений.
В целом программа «Дошкольник и… экономика» (А. Д. Шатова) построена на принципе комплексного подхода к развитию личности ребенка предшкольного возраста, предусматривающем тесную связь этического, трудового и экономического воспитания.
К такого рода парциальным курсам относится план-программа по развитию экономического сознания у детей старшего дошкольного возраста (О. Дыбина, Е. Сидякина, Н. Паленова, Н. Кузнецова)[162]. Основная идея раннего экономического обучения, реализуемая в ней, состоит в том, что чем раньше произойдет первое знакомство ребенка с содержанием объективных экономических законов и определенным инструментарием, тем активнее пойдет процесс его общего развития.
Программа включает в себя пять больших разделов: «Как много разных потребностей», «Сколько стоит мамин труд?», «Почему профессий много?», «Ресурсы», «Где, как и на что люди покупают то, что им необходимо?», – для каждого из которых разработан примерный перспективный план работы и очерчен круг приложений (перечень занятий по экономике, тематические игры, задания, практикумы и т. п.).
В целом план-программа носит интегрированный характер, что, с точки зрения авторов, позволяет использовать ее в качестве дополнения и уточнения к содержанию базовой образовательной программы обучения и воспитания детей в ДОУ, как особую технологию, реализуемую либо в виде специальных занятий, либо через обогащение экономическим содержанием некоторых разделов курса (ознакомление с окружающей действительностью, игра, трудовая деятельность, математика).
Среди социальных программ особое место занимают курсы, предполагающие многоаспектное изучение места человека в окружающем его мире. К ним относится «Программа социального развития детей дошкольного возраста» (Л. В. Коломийченко)[163], обозначенная одновременно как «целостная программа и технология социального развития дошкольников», компилятивная (объединяющая различные разделы воспитательно-образовательного процесса), парциальная (по отношению к комплексным программам) и открытая (допускающая возможность авторских технологий в ее реализации).
Цель курса – своевременное (соответствующее возрастным, половым, этническим особенностям детей дошкольного возраста) и качественное (обеспечивающее достижение оптимального уровня) социальное развитие дошкольников. Поэтому его содержание ориентировано на развитие любознательности как основы познавательной активности детей 3–7 лет, становление коммуникативных способностей, как на общечеловеческую культуру, так и на российские культурные традиции, включая региональные аспекты культуры Прикамья. Использование программы обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, эмоциональное благополучие каждого ребенка, его интеллектуальное развитие, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Отбор содержания обучения осуществлен в соответствии с принципами:
1) научности, предполагающим: отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развитие соци альных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений; стимулирование познавательного интереса детей к сфере социальных отношений; формирование основ научного мировоззрения;
2) доступности, обеспечивающим адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, национальных, этнических особенностей личностного развития дошкольника;
3) прогнозтичности, ориентирующим на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения;
4) последовательности и концентричности, обеспечивающими постепенное обогащение содержания различных сфер социальной культуры по темам (блокам, разделам), возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний (от элементарных представлений по отдельным признакам к обобщенным по системе существенных признаков), познание объектов социального мира в процессе их исторического развития;
5) системности, предполагающим формирование у воспитанников обобщенного представления о социальном мире как системе систем, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности;
6) интегративности, предусматривающим возможность использования содержания социальной культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т. д.), и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);
7) культуросообразности и регионализма, обеспечивающими становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной действительности своего региона;
8) «диалога культур», ориентирующим на понимание детьми временной и исторической последовательности развития материальных и духовных ценностей, взаимопроникновения, дополняемости культур разных народов.
В целом программа построена по принципу процессуальности (спиральная модель – сохранение тематики основных разделов и внутренних блоков в процессе работы с младшими, средними и старшими дошкольниками):
1. Раздел «Человек среди людей». Внутренние блоки: «Я – человек», «Я – мальчик, я – девочка», «Мужчина и женщина», «Моя семья», «Детский сад – мой второй дом».
2. «Человек в истории». Блоки: «Появление и развитие человека на Земле», «История семьи», «История детского сада», «Родной город», «Родная страна», «Моя Земля».
3. «Человек в культуре». Блоки: «Русская традиционная культура», «Культура других народов».
4. «Человек в своем крае»[164]. Блок «Родной край».
При этом соотношение блоков по различным возрастным группам определяется доминирующими основаниями социальной идентификации, особенностями психического и личностного развития детей. Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения дошкольников к социальной культуре. Поскольку последнее не возможно без формирования эмоционально-ценностного отношения к культуре, задачи работы представлены с учетом особенностей возраста по направлениям: познавательные сведения; развитие чувств, эмоций; становление поведения.
Эффективность реализации данной программы зависит от соблюдения следующих условий: разнообразие форм организации воспитательно-образовательного процесса; оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности; создание развивающей среды, обеспечивающей оптимальную нагрузку на ребенка (в том числе использование специально разработанных дидактических настольно-печатных игр и пособий, тематических альбомов, подбор картин, иллюстраций, стимульного диагностического материала); учет уровней социального развития дошкольника; использования диагностического инструментария.
«Программа социального развития детей дошкольного возраста» (Л. В. Коломийченко) предусматривает не только половую идентификацию ребенка, подробное освоение им знакомых объектов / общностей (детский сад, семья, город, край), но и ознакомление на детском уровне с исторической наукой через исследование изменений человека (эволюции), страны и т. п., с культурой славян и иных народов России. Ее вариативность и технологичность обеспечивает возможность использования в сочетании с комплексными программами и системами, включающими различные направления социального развития («Детство», «Истоки», «Система Марии Монтессори»), что нашло экспериментальное подтверждение.

Предыдущая запись Полоролевое воспитание детей
Следующая запись Воспитывая маленького гражданина…
Яндекс.Метрика