Задачи и методы коррекционно-развивающего обучения

Исходя из сделанных в результате диагностики выводов, были определены следующие направления коррекционной работы с Андреем на первом этапе коррекционно-развивающего обучения:
1. Активизация ребенка для повышения нейродинамических показателей его деятельности.
2. Формирование двигательной сферы и межполушарных взаимодействий.
3. Развитие функций программирования и контроля деятельности.
4. Формирование пространственных представлений.
5. Формирование образа слова как целостного гештальта.

При проведении курса коррекционных занятий использовались следующие принципы:
1. Развивать недостаточно сформированные функции, опираясь на сильные звенья психического функционирования ребенка.
2. Использовать игровую форму занятий (так как у ребенка наблюдалось негативное отношение к обучению как следствие неуспешности в нем).
3. Начинать коррекцию с воздействия на базовые психические функции (межполушарные связи, нейродинамику психических процессов, функции контроля и произвольной регуляции), воздействуя, таким образом, опосредствованно на формирование дефицитарных психических функций ребенка.
4. Обеспечивать постепенное усложнение заданий, переходя от более простых к более сложным формам деятельности с постепенным уменьшением помощи педагога.
Для достижения поставленных задач были использованы следующие коррекционные и развивающие методы и упражнения, часть из которых являются авторскими, а часть – модификацией ранее описанных методов (Ануфриев, Костромина, 1999; Глозман, 2009; Игровые методы… 2006;Максимук, 2004; Образцова, 2005; Практическая нейропсихология, 2010; Сиротюк, 2000). Часть методов применялись на индивидуальных занятиях с Андреем, а часть – на занятиях в диадах с другим ребенком, проходящим цикл коррекционных занятий в нашем Центре, с тем чтобы лучше обеспечить игровой характер занятия.
1. Упражнения, направленные на активизацию энергетического потенциала ребенка, оптимизацию функционального состояния стволовых и глубинных образований, повышение нейродинамических показателей.
• Дыхательная гимнастика Стрельниковой.
• Двигательные упражнения по методу замещающего онтогенеза (Семенович, 2002).
• «Дутибол» – на середину стола кладется мячик для пинг-понга, двое игроков по сигналу начинают дуть на мяч, стараясь задуть его в ворота противника (Потанина, Соболева, 2004).
• Хлопки в ладоши под ритмическую музыку.
• Родителям рекомендовано проводить ребенку дома контрастный душ и ароматерапию.
2. Упражнения, направленные на активизацию межполушарных взаимодействий.
• Рисование двумя руками.
• Игра «Зеркало» – копирование поз напротив стоящего, с таким условием, что все, что один из игроков делает правой рукой, второй должен повторить тоже правой и т. д.
• «Ухо-нос» – левой рукой надо взяться за кончик носа, а правой рукой – за ухо, затем хлопнуть в ладоши и поменять положение рук с «точностью до наоборот» (Сиротюк, 2000).
• «Лезгинка» – левая рука сложена в кулак, правая рука прямой ладонью прикасается к мизинцу левой, затем положение рук одновременно меняется (там же).
3. Упражнения, направленные на развитие произвольности, самоконтроля, снятие импульсивности, развитие навыка удержания программы.
• «Парад» – маршировать на счет «раз-два-три-четыре». В первом цикле шагов хлопок руками на счет «раз», во втором – на счет «два» и т. д. (Сиротюк, 2002).
• Игра «Считаем до 100» – игрокам нужно сосчитать до ста, перекидывая друг другу мячик, но нельзя вслух называть числа, в состав которых входят «запретные» цифры, например: 2, 5, 8. Игра идет в быстром темпе, проговорившийся игрок получает штрафное очко. Побеждает игрок, набравший меньшее количество штрафных очков. Можно усложнить задание, добавляя сигнал на переключение, например, звонок колокольчика, означающий, что теперь «запретными» становятся другие цифры (Образцова, 2005).
• «Болгария». Ребенку дается инструкция: «Представь, что ты оказался в Болгарии. Здесь, чтобы ответить “нет”, нужно кивнуть головой, а чтобы сказать “да” – покачать головой из стороны в сторону. Я буду задавать тебе вопросы, а ты постарайся правильно на них отвечать».
• «Запретная буква». В обычную игру в слова (придумать слово на последнюю букву) вводится правило: нельзя говорить слова, в составе которых есть «запретная» буква. Например, не называть слова с буквой «Р». Количество «запретных» букв можно увеличить. Игра идет в быстром темпе; называя слова, игроки перебрасывают друг другу мяч.
• «Азбука Морзе» – рисование различных значков в ответ на условный сигнал, например: на один стук рисуем галочку, на два стука кружочек, на три стука палочку.
• «Кодировщик» – необходимо поднять правую руку, если услышишь название животного, левую – если это название съедобного предмета, и хлопнуть в ладоши в ответ на слово, обозначающее неодушевленное и несъедобное понятие. Как вариант игры те же движения надо воспроизвести в ответ на услышанные слова, состоящие из одного, двух и трех слогов.
• «Графический диктант» с условными обозначениями задания: на два стука рисовать линию вниз, на один вправо и т. д. (Ануфриев, Костромина, 1999).
• Корректурная проба с переключением: после условного сигнала смена зачеркиваемой буквы на другую.
• Игра «Мяу-карты» – кто быстрее покажет движение и звук на карточку с изображением животного, принадлежащего к определенной группе.
4. Задания, направленные на развитие звукового анализа слова (правильной последовательности букв) и формирование образа слова.
• «Найди общий звук». Читается ряд слов; задача ребенка услышать, какой звук есть во всех словах. Например: каша, пар, лак, март – общий звук «а».
• «Отгадай слово». Читается ряд слов, задача ребенка – запомнить (записать) первую букву каждого слова. Из полученных таким образом букв складывается «зашифрованное» слово. Например: скатерть, трава, облако, лимон – «зашифрованное» слово СТОЛ. В усложненном варианте ребенка просят запоминать вторую или третью букву каждого слова, постепенно увеличивая количество букв отгадываемого слова.
• «Игра в слова». Каждый игрок должен придумать слово на третью букву с конца слова. Например: арбуз – Буратино – иголка и т. д.
• «Поймай букву». Читается ряд слов, задача ребенка хлопнуть в ладоши, услышав слово с заданной буквой. Например, «поймать» все слова с буквой «о».
• «Слоги». Раскладываются карточки со слогами. Задача ребенка подобрать к каждой карточке по четыре картинки, в названии которых присутствует данный слог. Например: слог «со» – колесо, носорог, совок, соты.
• «Охотники за словами». На карточке нарисована схема слова, состоящая из окошечек, соответствующих количеству букв в слове. Игроки по очереди вытягивают из мешка букву и кладут ее в первое окошечко, очко получает тот игрок, который быстрее придумает слово к получившейся схеме. Например: к˽˽˽ – коза, кора и т. д. Затем буква передвигается во вторую позицию и придумывается слово к новой схеме: ˽к˽˽ – окно, скиф. И так до тех пор, пока буква не окажется в последнем окошке. Выиграет тот, кто наберет большее количество очков.
5. Упражнения, направленные на развитие пространственных функций, формирование пространственных представлений.
• «Робот» – ребенок исполняет роль робота, стараясь правильно выполнить инструкции, например: «Один шаг вправо, поворот налево, три шага назад…» и т. д. «Сломанный робот»: ребенок выполняет инструкции с точностью до наоборот.
• Упражнение «Зеркало», которое направлено также на развитие межполушарного взаимодействия (см. выше).
• «Муха» или «Футбол» – зрительное (без помощи рук) слежение за заданным инструкцией (2 клетки вправо, одна вниз и т. д.) перемещением мухи или мяча по полю 3 на 3 клетки или 5 на 5 клеток с инструкцией хлопнуть в ладоши, когда муха (мяч) вылетит за пределы поля.
• «Графический диктант» (послушный и непослушный ученик, то есть следование инструкции рисования линии (на 2 клетки вправо, три вверх и т. д.) или выполнение ее наоборот).
• Кубики Кооса (объемные кубики или плоскостные рисунки с постепенным переходом от накладывания элементов рисунка на заданный образец к выполнению задания в умственном плане).
• «Комментатор ралли» – ребенок комментирует передвижение машин по нарисованной трассе, например: «Машина № 5 ехала прямо, потом завернула налево…» и т. д.
• Рамки Монтессори или объемные буквы: угадывание на ощупь объемных букв или фигурок, зеркально отличающихся друг от друга, типа Е и Э.
• «Разрезные буквы» – все буквы разрезаны на кусочки, ребенок должен узнать букву по частям и собрать ее из данных деталей.
• Лото «Заколдованные картинки» – к схематично нарисованным человечкам подобрать картинки с изображением сказочных персонажей, стоящих в той же позе.
• «Перевернутые рисунки» – копирование рисунка с поворотом на 180°.
• «Ориентирование» – подобрать к картинкам подходящие по смыслу предлоги.
• «Фотограф» – рассадить игрушки для фотографии, следуя инструкции, например: «Котенка посади правее щенка, но левее обезьянки, перед слоном, но за цыпленком».
• «Объект Х» – найти объект на поле с символами, следуя инструкции, написанной на карточке. Например: «Справа от объекта находится цифра, слева – знак, а над и под объектом – буквы».

Предыдущая запись Парциальные дошкольные курсы естественнонаучной и валеологической направленности
Следующая запись Опыт комплексной нейропсихологической коррекции ребенка с выраженными трудностями обучения в массовой школе
Яндекс.Метрика