Вопросы для повторения. Какие представления о природе должны быть сформированы у детей дошкольного и младшего школьного возраста? Перечислите требования, предъявляемые к единой естественнонаучной подготовке ребенка к школе. По каким моделям структурируются программы по ознакомлению дошкольников (предшкольников) с окружающим миром?
Программы для дошкольников (предшкольников), как и для детей младшего школьного возраста, достаточно разнообразны по своей тематической направленности.
Хотя большинство из них в силу специфики мышления и целостного восприятия ребенком окружающего, неразрывного социо-природного мира носит интегрированный характер, в зависимости от основной дидактической задачи также существуют однопредметные (парциальные) естественнонаучные, экологические, по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), здоровьесберегающие и т. д. разновидности.
К числу эколого-природоведческих программ принадлежит курс «Юный эколог» (С. Н. Николаева[123]). Он подчинен идее экологического воспитания дошкольников, что нашло отражение в названии. Программа разработана на основе многолетних исследований методов ознакомления детей дошкольного возраста с природой, экологического воспитания в целом и построена с учетом результатов научных исследований в области детской психологии и педагогики (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, П. Г. Саморукова).
Решение вопросов экологического воспитания усматривается в организации работы по двум взаимосвязанным направлениям – частям программы (созвучным базовым экологическим подходам начальной школы): формирование начал экологической культуры у детей и ее развитие у взрослых. Поэтому курс включает в себя: концептуальный научно-обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников; экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы как в ДОУ, так и в семье; целенаправленную соответствующую подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экокультуры, экограмотности и эколого-педагогической готовности к работе с детьми); технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.
«Юный эколог» разработан с учетом специфики развития детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. При планировании работы в отношении последней группы важнейшим стал учет положений: 1) старшие дошкольники способны усваивать систематизированные знания о закономерных явлениях природы (взаимосвязь живых организмов со средой обитания, связь компонентов в сообществе); 2) морфофункциональные свойства растений и животных как признаки их приспособляемости к среде обитания дети понимают в процессе наблюдения за соответствующими природными объектами – обитателями живого уголка (в том числе при их демонстрации); 3) при соответствующей организации педагогического процесса во всех возрастных группах ребенок начинает понимать специфику живого организма, его отличие от предмета (неживого объекта), выделять существенные признаки; 4) средние и старшие дошкольники усваивают различные сложные представления (обобщенные, динамические) на основе комплекса сходных признаков явлений природы (например, рост и развитие растений и животных). Таким образом, программа подготавливает ребенка к работе в начальной школе не только на фактологическом, но и на причинно-следственном уровне (морфофункциональная приспособленность организма к среде обитания).
Все это обусловило следующую специфику работы, созвучной аналогичной на начальной ступени обучения.
Начинать работу по экологическому воспитанию детей в детском саду рекомендуется с правильной организации природной зоны – определенной части помещения и участка дошкольного учреждения, на которой произрастают растения, содержатся какие-либо животные, непосредственный тесный контакт и различные формы взаимодействия с которыми способствуют выработке осознанно-правильного отношения к природе в целом.
Продуманная ее организация и оборудование должны обеспечить возможность осуществлять экологическое воспитание следующими методами: а) проводить многоразовые («циклы»), ежедневные наблюдения объектов, в том числе в процессе практической деятельности (свойства песка в ходе строительных и «кулинарных» работ) [в данном курсе акцент делается на развитие сенсорных ощущений]; б) фиксировать наблюдаемые явления доступными для дошкольников способами (работа с календарем); в) обсуждать увиденное (проведение бесед, диалогов, сравнительных описаний на занятиях, экскурсиях, комплексных и целевых прогулках, акциях «Зеленая елочка – живая иголочка» и «Земля – наш дом» в процессе фронтальной и групповой работы по 3–4 челека). В этом ключе особого внимания заслуживают занятия комплексного и углубленно-познавательного типа, на которых происходит формирование у детей обобщенных представлений о явлениях природы, понимание существующих в ней взаимосвязей и закономерных процессов, восприятие произведений искусства; г) осуществлять различные виды деятельности: самостоятельный или совместный с воспитателем труд по уходу за животными и растениями, общение с ними, моделирование явлений природы, сравнение увиденного с иллюстрациями, изодеятельность (в том числе в процессе изготовления индивидуальных экземпляров книги «Экология в картинках») и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей и т. п. (Именно ее практический характер рассматривается как ключевой для эффективности реализации всего курса, что находит отражение во введении «Панорамы добрых дел: ребята хотят стать юными экологами»); д) отражать впечатления природы в разных формах художественной и игровой деятельности; в процессе работы акцент делается на различные способы творческой самореализации ребенка (конкурс на лучшую постройку)[124].
При этом все данные виды работы, по мнению автора, должны выстраиваться вокруг единого стержня – чтения книги «Экология в картинках»[125], предназначенной для детей старшего дошкольного возраста, и выполнения соответствующих заданий по работе с текстом (обычно неоднократное чтение отрывков произведения, вопросы и беседа по прочитанному, пояснение воспитателя, пересказ воспитанников). При этом работа проводится в рамках личностно-ориентированного направления: поворот в изучении материала в сторону интересов ребенка – «Если вы захотите, мы будем обозначать на глобусе те города и страны, кото рые вы знаете, которые вы назовете». Такой характер работы, по мнению автора, способствует выработке осознанно-практического отношения ребенка к природе: интереса к ее явлениям; понимания специфики живого и желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту (то есть заложению эмоционально-ценностной основы дальнейшего взаимоотношения детей с миром). Вместе с тем успешность реализации этого курса видится не только в создании в дошкольном учреждении зеленой зоны, но и заинтересованности педагогического коллектива в усвоении и передаче основ экологической культуры, в воспитании экологической грамотности у родителей и приобщении их к целенаправленной работе с детьми.
В целом данная программа состоит из пяти разделов, отвечающих трем содержательным линиям стержневого произведения – ознакомление детей: 1) с явлениями приспособленности животных и растений к среде обитания («Почему белые медведи не живут в лесу?»); 2) с взаимосвязями живых организмов внутри биоценозов («Цепочки в лесу»); 3) с различными аспектами взаимодействия человека с природой («Морские коровы и Красная книга»). Так, первый и второй разделы посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; третий прослеживает их роль в процессе онтогенеза – роста организмов; в четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут непосредственно наблюдать; последний (раздел 5) показывает разные формы взаимодействия с природой.