Цели:
развивать чувство единства, сплоченности; учить детей действовать согласованно.
Материалы:
клубок достаточно прочных ниток.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках в кругу.
♦ Здравствуйте! Я рада вас видеть! Давайте начнем наше сегодняшнее занятие с игры «Эхо». (Цель этого упражнения – настроить детей друг на друга, дать каждому ребенку возможность почувствовать себя в центре внимания.)
Тот, кто сидит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: «Ва-ся, Ва-ся», а мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Васина соседка справа Ира, а мы снова повторяем. Таким образом все по очереди назовут и прохлопают свое имя.
Теперь, когда мы с вами проговорили наши имена, я спою песенку про то, как я рада вас видеть. «Я очень рада, что Сережа в группе есть…» В руках я держу клубочек. Когда я начну петь, то отдам его тому, про кого спою. Тот, кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него, ребенку. Когда моя песенка закончится, мы с вами будем соединены одной ниточкой. Я начинаю…
Отлично!
Клубочек ко мне вернулся. А сейчас давайте все вместе поднимем руки вверх, опустим их вниз, положим на колени. Старайтесь все делать одновременно, ведь если кто-то замешкается, наш круг разрушится. А теперь аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол.
♦ Наше следующее упражнение называется «Солнечный зайчик». (Цель – снятие эмоционального напряжения.)
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги… Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
♦ Наша следующая игра называется «Спаси птенца». (Цель игры – ознакомить детей с методами саморегуляции.)
Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.
♦ А сейчас мы разделимся на пары и будем играть в «Ладушки». (Цель – развитие межполушарного взаимодействия.)
Напомните детям потешку:
Ладушки, ладушки!
Где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Бражку.
Пусть ребята сядут друг напротив друга, образуя пары, и перекрестно хлопают в ладоши, проговаривая слова потешки.
У вас здорово получается. А вы помните потешку «Сорока-ворона»? (Цель – снятие эмоционального напряжения.)
Сорока-ворона кашу варила,
Сорока-ворона деток кормила.
Этому дала, и этому дала,
И этому дала, и этому дала.
А самому маленькому
Из большой миски
Да большой ложкой.
Всех накормила!
Дети сидят в парах, проговаривают слова потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.
Замечательно!
♦ Наше последнее упражнение называется «Клубочек». (Цель – развивать умение действовать согласованно, создать ощущение единства.)
Наша Мария Ивановна (воспитатель) будет выполнять роль «катушки», а вы все возьмитесь за руки. Тот, кто стоит первым, пусть даст руку воспитателю. У нас получилась ниточка, закрепленная на катушке. Я возьму за руку последнего из вас и буду водить всех по кругу до тех пор, пока вся нитка не «намотается» на катушку.
Теперь почувствуйте, какой у нас получился крепкий, дружный клубок. Давайте немножко поживем в нем, вместе подышим. А сейчас руки не отпускаем, я снова беру последнего ребенка за руку, и мы начинаем разматываться.
На этом наше занятие заканчивается, всем большое спасибо!