Цели тренингов

– Исследование и анализ психологических, социальных затруднений участников.
– Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья.
– Изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия и создание основы для более эффективного общения.
– Стимуляция и развитие самосознания участников.
– Интенсификация процесса исследования участниками себя и других.
– Активизация творческого потенциала.


– Содействие процессу личностного роста участников.
– Выработка новых и изменение неэффективных навыков и моделей поведения.
– Коррекция и предупреждение эмоциональных нарушений, нарушений в познавательной сфере.
– Реабилитация при различных травматических нарушениях психического здоровья.
В данном пособии мы будем иметь в виду в основном функции тренинга, представленные в списке под номерами 2–8, но специфика любой групповой социально-психологической работы такова, что в той или иной степени мы можем иметь «побочную» пользу по полному списку, поскольку и коррекционный, и реабилитационный эффект может наступать в результате личностного и социального развития.
Личностный рост – это процесс развития личности, т. е.:
• получение опыта осознанного переживания;
• осознание своих ресурсов, возможностей;
• повышение уровня психологической компетенции;
• самопознание и самовыражение;
• развитие готовности к изменениям;
• рост аутентичности (умения быть собой);
• пересмотр установок и мировоззренческих позиций.
В результате этого процесса: происходят изменения в реальной жизни; поведение становится более гибким; появляется возможность разрешить конфликты, проблемы; происходит принятие себя; совершаются мировоззренческие изменения.
Социальное развитие возможно только в результате личностного развития. Без всего того, что мы называем «личностным ростом», любые попытки развить социальную адаптацию сведутся к простому заучиванию ограниченного набора фраз, реакций, нескольких моделей поведения. И они ни в коем случае не смогут оказать подростку существенную помощь во всем многообразии трудных жизненных ситуаций, которые ему придется пройти в период взросления. Вот почему любые программы, связанные с повышением качества коммуникации и общей эффективности взаимоотношений, необходимо начинать с тем и упражнений, стимулирующих личностное развитие.
Почему именно групповые психологические тренинги – наиболее эффективный инструмент для личностного и социального развития?
У каждого человека есть свои представления о себе, о других, о том, что «хорошо» и «правильно», о том, что «плохо» и «неправильно». Складывающиеся в течение жизни представления о себе нередко не совпадают с совокупностью реальных качеств человека. Кроме того, его способы самовыражения производят на окружающих определенное впечатление, которое часто не совпадает с тем, что человек на самом деле переживает и/или хотел бы выразить.
В группе происходит не только процесс самопознания, самораскрытия, но и возникает возможность получения обратной связи участников, которые непосредственно наблюдают проявления человека, слушают рассказ о его внутреннем состоянии и могут сопоставить несовпадения.
Процессы, происходящие между участником группы и группой в целом, хорошо иллюстрирует схема, придуманная Лафтом Джозефом и Гарри Инграмом, так называемое окно Джогари[7].

1. Открытая область – это поведение, чувства и мотивы, которые известны и самому человеку, и окружающим.
2. Слепая область – то, что человек сам не замечает, но другие замечают, правда, считают неуместным говорить об этом (чаще всего – особенности поведения и реакций).
3. Скрытая область – это то, что осознает субъект, но не знают другие (интимные моменты жизни, страхи, нерешенные личностные проблемы и т. п.).
4. Неизвестная область – это то, что находится за пределами сознания самого индивида и окружающих, тем не менее это «нечто» в человеке может оказывать существенное влияние на его жизнь (например, ранние травматические переживания, неосознанный конфликт потребностей и страхов и т. п.).
Работа в психологическом тренинге приводит к расширению 1-й области за счет уменьшения 2, 3, 4-й областей. При этом уменьшение «слепой области» происходит за счет получения обратной связи группы. Самораскрытие участников позволяет им «снять маски» и приводит к уменьшению «скрытой области». Совместно с ведущим группа исследует «неизвестную область», в результате участники получают новые знания и начинают лучше понимать себя и других.
Развивая метафору Олега Евтихова[8], который сравнил процесс психологического тренинга с процессом перестройки здания, мы можем сказать, что в «здании» личности есть несущие стены, есть подвалы и чердаки, где давно никто не бывал. В подвалах много темного, что может подтачивать фундамент. На чердаках много лишнего, ненужного.
На психологическом тренинге человек может:
• делать пристройки к «зданию» своей личности (осваивать новые навыки и умения, развивать новые качества);
• расчищать, проветривать подвалы, освещая их светом новых знаний и используя их сокровища для сегодняшнего дня;
• очищать чердаки, избавляясь от наносного, чуждого, ненужного;
• надстраивать новые этажи, развиваясь;
• просто приводить в порядок свое здание, познавая себя.

Предыдущая запись Пять главных результатов учения вашего ребенка
Следующая запись Психологический тренинг и другие формы психологической работы
Яндекс.Метрика