Склонность к отклоняющемуся поведению является результатом «сбоя» в процессе становления личности тинейджера и решения его возрастных задач. Различают следующие виды отклоняющегося поведения.
Девиантное поведение – отдельные поступки или система поступков личности, нарушающие сложившиеся в данном обществе социально-психологические, нравственные или культурные нормы, но не противоправное поведение. К нему относятся: прогулы занятий, уходы из дома, бродяжничество, агрессивное поведение, самоагрессия, суициды, сексуальные девиации, ранняя алкоголизация и др.
Аддиктивное поведение – злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние: табак, алкоголь, наркотики. Аддиктивное поведение является разновидностью девиантного поведения.
Делинквентное поведение – поведение, проявляющееся в нарушении закона, совершении преступлений.
Любое отклоняющееся поведение классифицируется как дезадаптивное поведение.
Дезадаптация личности – неприспособленность индивида к социальной среде вследствие несоответсвия целей и ценностных ориентаций личности.
Школьная дезадаптация – самостоятельный феномен, совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социологического и психологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, в результате чего овладение школьными дисциплинами становится затруднительным или невозможным.
Причин, по которым подростки начинают «устойчиво» проявлять отклоняющееся поведение, много. О них мы будем говорить чуть позже. Однако есть факторы, которые могут приводить к формированию особой склонности к саморазрушительному поведению. Главный из них – это неблагополучная семья.
Неблагополучными семьями мы называем такие семьи, в которых присутствуют какие-либо из следующих тенденций:
– злоупотребление алкоголем и/или другими наркотиками (скрытое или явное) кого-то из членов семьи;
– физическое насилие над супругом и/или над детьми;
– неподобающее сексуальное поведение одного из родителей по отношению к ребенку, варьирующее от развращения до инцеста;
– игнорирование эмоционального состояния детей;
– суровая дисциплина, жесткий диктат без права выбора или, наоборот, отсутствие всяких правил и дисциплины в семье;
– явное предпочтение одного ребенка другому, один из детей чувствует себя отвергнутым;
– постоянные споры, скандалы, напряженность;
– родители жестко соревнуются друг с другом или с детьми, при этом нацелены не столько на достижения, сколько на унижения и отрицание ценных качеств другого;
– чрезмерно жесткие требования к религиозному воспитанию, распорядку дня, работе, слепая увлеченность сексом, телевидением, работой по дому, спортом, политикой и т. д.; одержимость любым из этих дел может разрушить близость в семье, поскольку упор делается на соблюдение правил, а не на нормальные отношения.
Если один из родителей проявляет в своем поведении пристрастие к чему-то из упомянутого выше, это вредит ребенку. Если же они оба практикуют какой-либо из опасных видов поведения, результаты могут быть еще более разрушительными: каждый из родителей фактически подталкивает ребенка к разрушительным шагам по отношению к себе.
Неблагополучным родителям, как правило, присущи черты, делающие совместное проживание с ними напряженным и даже болезненным, тяжелее всего приходится детям, которые находятся в полной зависимости от них.
Основные деструктивные модели поведения неблагополучных родителей:
– они подвергают собственных детей эмоциональному, физическому либо сексуальному насилию или же совершенно безразличны к ним и не следят за их развитием;
– они хронически недовольны собой или другими людьми;
– у них есть вредные привычки и пристрастия;
– они с пренебрежением относятся к своим потребностям, а также к потребностям окружающих;
– они рассчитывают, что их дети удовлетворят впоследствии их собственные запросы;
– они не знают, что делать со своими чувствами, поэтому стараются их не замечать;
– они непоследовательны, непредсказуемы, неорганизованны либо просто деспотичны;
– они могут быть излишне требовательны и к себе, и к другим;
– их суждения полны критики и неприязни, в них обычно присутствует порицание, желание унизить и обидеть окружающих;
– они не умеют слушать других;
– они любят обвинять («ты всегда…», «ты никогда…», «ты – идиот!»);
– они предъявляют к другим слишком много требований и при этом совершенно безразличны к их потребностям и чувствам, их поступки продиктованы страхом, гневом, страданием, а не любовью.
Каково же ребенку появиться на свет в семье, которая не знает, как разрешить возникающие трудности? Постепенно он может прийти к заключению, что его родители обращаются с ним так, как он того заслуживает. Подобное убеждение может сложиться в сознании еще прежде, чем ребенок научится выражать словами свои чувства.
И когда он вырастет, он будет придерживаться убеждений, впитанных с молоком матери, о том, что он был обузой для родителей, что нельзя говорить о своих чувствах, затруднениях или потребностях; что безоговорочной любви он не заслужил.
Взгляды и убеждения, которые формируются в самом раннем возрасте, решения, которые ребенок принимает, сказываются на всей его жизни. Человек может даже не знать, что живет под их влиянием, поскольку они были заложены в тот период, когда сознание только формировалось, и они стерлись из памяти. И все же эти первичные «суждения» о самом себе, о родителях и окружении оказывают влияние на всю жизнь.
У многих детей из неблагополучных семей начинают появляться следующие особенности характера:
1. Обостренная осторожность. Непредсказуемость и хаотичность реальной жизни заставляют детей все время быть начеку. Обостренная осторожность оборачивается постоянным нервным напряжением, при котором в организме в огромном количестве вырабатываются гормоны стресса, даже когда человек находится в покое. Эти гормоны могут стать причиной физического истощения организма.
Подросток бессознательно ищет способ разрядить стрессовое напряжение.
2. Обостренное чувство ответственности в сочетании с чувством беспомощности и вины. Дети начинают принимать все на свой счет. Они приходят к убеждению, что с ними обращаются так, как они заслуживают. Такие слова, как, например: «Ты меня доводишь» и т. п., обращенные к ним, могут привести к тому, что они совершенно неоправданно завышают свои возможности и берут на себя ответственность за эмоции и поступки других людей. Дело может дойти до того, что они начинают считать себя ответственными за все происходящее в семье. Чувства растерянности, вины и стыда растут, как на дрожжах.
Подросток бессознательно ищет способ избавиться хотя бы на время от подавляющего чувства вины.
3. Чувство недоверия. Если родители или другие значимые взрослые отстраняются от ребенка, тот может прийти к мысли, что им, самым важным людям, которых он любит больше всего на свете и от которых зависит его жизнь, нельзя доверять. Когда ему велят замолчать, прекратить фантазировать или плакать, он перестает верить собственным ощущениям, своей интуиции и самому себе. В результате оказывается в полной растерянности, между ним и окружающим миром вырастает стена. За этой стеной подросток чувствует себя одиноким.
Подросток ищет любой способ убежать от чувства одиночества.
4. Утаивание своих чувств. Младенцы и маленькие дети чисты и непосредственны. Когда они счастливы, все их тело сотрясается от радостного смеха, а если они плачут, кажется, случилось нечто непоправимое, и все понимают их состояние. Однако многие родители не знают, что им делать с собственными чувствами, поэтому они не имеют понятия, как им отнестись к переживаниям детей. В результате они принимаются поучать их, убеждая, что выражать свои чувства нехорошо. «Большие мальчики не плачут!» «Хорошие девочки не шалят!» Семьи, где проявлять свои чувства опасно, где не принято говорить о своих переживаниях или в которых с презрением относятся к выражению чувств, дети обучаются прятать, подавлять, отрицать их. Но постоянное подавление своих чувств приводит к неудовлетворенности, сниженному настроению.
Подростку хочется быть веселым, раскованным, выглядеть беззаботным и успешным. Он ищет легкий способ быстро улучшить настроение. Часто сверстники, нашедшие такой способ в разных формах отклоняющегося поведения, сообщают о своем «успешном» способе и привлекают подростка в ряды малолетних потребителей психоактивных веществ.
5. Игнорирование своих потребностей. Родители, имеющие проблемы в сфере построения отношений, не способны удовлетворить основные эмоциональные потребности собственных детей. Поэтому дети быстро начинают понимать, что иметь какие-либо потребности небезопасно, что для взрослых это бремя. У детей может появиться чувство вины за то, что они в чем-то нуждаются, и они начнут делать вид, будто это совсем не так, будто нужды ни в чем нет. Устав от постоянных разочарований, они вообще перестанут что-либо просить, хотеть, в чем-либо нуждаться. На смену придет апатия и скука.
Подросток постоянно ищет способ убежать от скуки. Поиски часто приводят к отклоняющемуся поведению.
6. Крайне низкая самооценка. В мире, где все время обманывают, а потребности умаляют или не замечают, детям трудно кому-либо довериться, осознать происходящее и поверить в себя. В результате у них рождается чувство собственной неполноценности. Им нелегко поверить, что у них есть полное право на то, чтобы к ним относились хорошо, самим определять свою судьбу, быть счастливыми. А как хочется быть счастливым! Хотя бы на время! Даже если для этого нужно притвориться совсем другим человеком, даже если для этого нужно перейти границы правил и запретов.
Подросток постоянно ищет способ почувствовать себя счастливым, порой и с помощью отклоняющегося поведения.
7. Раздражительность. Это состояние является серьезной проблемой у детей из неблагополучных семей, в том числе тех, в которых родители – алкоголики. «В своих рассказах они настойчиво указывали на то, что им запрещалось выражать свое раздражение, но в то же время один или оба родителя выражали свой гнев регулярно. Их дети… выработали способность не обращать внимания на мелкие неприятности до «последней капли», которая заставляет их взрываться без причины или объяснения, подчас нанося серьезный ущерб своим личным взаимоотношениям. Они чувствуют себя беспомощными, неспособными избавиться от этого внутреннего «огня» и нуждаются в безопасном выходе, при котором они могли бы в значительной мере «разрядить» свой гнев, накопившийся в прошлом»[5].
Подростки, переполненные гневом, осознанно и неосознанно ищут способ излить его на окружающих, и это удается им с помощью отклоняющегося поведения.
8. Пассивность и депрессия или депрессивные состояния. Это состояние является альтернативой состоянию раздражительности. Только в данном случае весь гнев направлен на себя. «Я ничтожен, я сам виноват во всех несчастьях. Я ни на что не способен» – эти мысли могут приводить к суицидальным поступкам или к саморазрушительному поведению.
Такой подросток бессознательно находит способ разрушения себя через различные формы отклоняющегося поведения.
Итак, подросткам из неблагополучных семей обычно присущи общие характерные черты:
• они приходят к убеждению, будто оставаться самими собой, быть искренними опасно;
• они не уважают себя и не ценят, нередко испытывают чувство страха и неуверенности в себе;
• не веря в собственные силы, они начинают искать кого-то, кто мог бы за них решить их проблемы, или же пытаются подчинить себе других;
• они могут научиться извлекать выгоды из царящей в доме атмосферы хаоса, из семейных драм и кризисов;
• подвергнувшись в детстве мучениям, они сами могут впоследствии мучить себя и/или других людей;
• у них налицо весь спектр отрицательных эмоций: страх, стыд, сознание своей ненужности, гнев, раздражение, чувство недоверия к окружающим, ощущение собственной беспомощности, чувство одиночества; при этом они не знают, что с этими чувствами делать.
Каждая из этих черт может приводить к повышенной склонности практиковать рискованное поведение, в том числе к склонности употребления наркотиков.
Воспитание в неблагополучной семье нельзя считать единственной причиной, приводящей подростка к отклоняющемуся поведению. Причин очень много, и они вытекают из особенностей подросткового возраста в сочетании с отдельными неблагоприятными факторами воспитания, окружения или развития личности подростка. И каждая причина требует особого внимания, когда мы продумываем направления работы по социальному и личностному развитию подростков.
В то же время практически любое жизненное затруднение подростка может быть рассмотрено как «точка отсчета» негативного вектора его развития. Таким образом, мы говорим о причинах в двух случаях:
1) когда мы хотим каким-то образом структурировать и обосновать направления и виды развивающей работы с подростками;
2) когда мы хотим показать самим подросткам, что для отклоняющегося поведения нет причин, а есть лишь способ оправдать себя.
На самом деле причина отклоняющегося поведения только в том, что подросток не знает, не умеет или почему-то не хочет решать свое затруднение другим способом. Так что далее мы будем говорить о потребностях подростков, которые они не всегда могут или умеют удовлетворить конструктивным способом.