Программа «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» (И. Ф. Мулько) носит антропоцентрический характер и предполагает проведение работы с дошкольниками по направлениям:
I. Развитие основ социального и правового сознания, что связано с решением задач:
1) ознакомление в привлекательной и соответствующей возрасту форме с популярным изложением международных документов по защите человека;
2) воспитание уважения и терпимости к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия;
3) развитие чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (права иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки; иметь личные вещи, самостоятельно использовать личное время и т. д.);
4) воспитание уважения к личности и правам другого человека (не обижать, не ущемлять его интересов и т. п.);
5) создание условий для усвоения ребенком общественных норм и правил поведения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками (организация специальных сюжетно-ролевых игр, игр с правилами, проблемных ситуаций);
6) развитие чувства ответственности (за другого человека, живое существо, данное слово и т. д.);
7) формирование у детей, начиная с дошкольного возраста, навыков безопасного поведения (обучение правильному поведению в различных опасных ситуациях; умение называть свое имя, адрес, номер телефона в случае, если ребенок потерялся; ознакомление с ПДД).
II. Развитие представлений об истории цивилизации:
1) сообщение элементарных сведений об образе жизни человека в древности;
2) ознакомление со сказками, мифами народов мира.
III. Развитие элементарных представлений о техническом прогрессе:
1) рассказ о развитии труда человека;
2) ознакомление с усовершенствованием средств передвижения;
3) рассказ об изменениях условий быта людей;
4) сообщение информации о развитии средств коммуникации.
В частности продолжение работы с детьми 5–6(7) лет в старшей и подготовительной группах предполагает изучение в рамках трех тематических блоков следующих тем:
1. Блок «Развитие основ социального и правового сознания». Тематика занятий: «Семья» (ст. гр.[185] – «Дети и родители»); «Чем люди отличаются друг от друга» (ст. гр. – «Эти дети живут на Севере»; подг. гр. – «Такие разные и такие похожие»); «Право выбора» (ст. гр. – «Что (кого) я могу выбирать»; подг. гр. – «Я выбираю сам», «Декларация прав человека», Конвенция о правах ребенка»); «Отношение к другим людям» (ст. гр. – «Будем тактичными и миролюбивыми»; подг. гр. – «Как я отношусь к другим детям»); «Правила» (ст. гр. – «Как вести себя в общественном месте»; подг. гр. – «Зачем нужны правила», «Правила безопасности»); «Чувство ответственности» (ст. гр. – «За что я умею отвечать»; подг. гр. – «Насколько я ответственный?»).
2. Блок «Развитие представлений об истории цивилизации». Темы: «Как жил человек в древности»; «Мифы Древней Греции»; «Родная страна»; «Христианство».
3. Блок «Развитие элементарных представлений о техническом прогрессе». Темы: «Развитие труда»; «Водный транспорт»; «Как передвигался человек»; «Городской транспорт»; «Где человек жил»; «Развитие связи».
Для оценки знаний, умений и навыков, полученных в процессе работы по курсу, для детей (6 лет) разработаны контрольные вопросы. Занятия рекомендуется выстраивать в традиционном ключе. Однако они могут быть дополнены элементами театральной деятельности. Их количество определяется в индивидуальном порядке для каждого ДОУ: при желании некоторые темы могут быть увеличены в объеме; можно добавить дидактические игры и т. д. В целом работа с воспитанниками различных групп предполагает активное использование качественных наглядных пособий.
Курс «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» (И. Ф. Мулько) может быть использован в качестве парциальной программы для фронтальной работы, так и для целенаправленного развития словесного творчества старших дошкольников, осуществляемого логопедом или преподавателем в рамках кружковой работы.
К программам по ознакомлению предшкольников с историей и культурой русского народа также относится курс «Весточка» (Т. Ревенюк)[186]. Цель его – зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, природе России, помочь взрослым воспитывать патриотов[187]. Ее достижение возможно только при всестороннем развитии ребенка: эстетическом, нравственном, трудовом, экологическом и патриотическом. Последнее предполагает комплексный характер работы, выстраивающейся вокруг тем:
1. «Древняя Русь» (сентябрь, 2-я неделя): мы – русские; откуда пошло название нашей Родины – Русь; знакомство с древнерусской архитектурой; рассматривание крестьянских и городских жилых построек, храмов (репродукций).
2. «Путешествуем в прошлое России» (сентябрь, 3-я нед.): на примерах легенд и былин показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев (Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки и других); чтение былин; просмотр диафильмов; рассматривание и обсуждение картины В. Васнецова «Богатыри» (доспехи, оружие).
3. «Русский народный костюм» (сентябрь, 4-я нед.): знакомство с историей народного костюма, его элементами; рассматривание соответствующих репродукций; знакомство с деталями русского костюма (понева, зипун, душегрея, сарафан, рубаха, картуз).
4. «С новым урожаем» (октябрь, 2-я нед.): знакомство и историей создания календаря (что такое календарь, для чего он нужен); подведение итогов осенних работ (богатый урожай на дачах, огородах); знакомство с приметами, загадками, пословицами об осени; подготовка к выставке «Щедрые дары Осени».
5. «Новый год на Руси. Русский Никола и Санта-Клаус» (декабрь, 4-я нед.): рассказ о праздновании Нового года на Руси; пение колядок; Санта-Клаус и Никола – чем похожи и в чем отличие (сравнение в процессе работы с игрушками и иллюстрациями); чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров».
6. «Про отцов и дедов помнить от века завещано…» (май, 2-я нед.): беседа о празднике Победы, о родственниках, погибших в годы войны; рассматривание фотографий из семейных альбомов, журналов военной поры; беседа на тему «Человек жив до тех пор, пока его помнят».
Тематика занятий свидетельствует о том, что в программе основной акцент делается на изучение народной культуры, исторические сведения даются лишь в русле ознакомления с культурой русского народа. Поэтому итогом ее изучения должна стать модель выпускника – ребенок должен владеть:
Таким образом, программа «Весточка» является региональным авторским курсом историко-культурологической направленности, предназначенным не просто для предметной подготовки детей к изучению соответствующего материала в школе. В нем важно именно «соприкосновение с народным искусством и традициями», участие в народных праздниках, что, с точки зрения автора, неизменно должно духовно обогатить ребенка, воспитывать у него гордость за свой народ, поддерживать интерес к его истории и культуре. Поэтому она может быть использована как воспитателями ДОУ, так и руководителями кружков, учителями начальных классов.
Ознакомление старших дошкольников с историей России не возможно без обращения к религиозным канонам[188], традициям и обычаям народов, населяющих страну[189] и мир в целом[190]. Это обуславливает не только обязательное соблюдение культурологического принципа, введение в содержание соответствующих тем, но и создание специальных парциальных культурологических программ.
Специализированная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д. Маханева) нацелена на формирование у детей дошкольного возраста (3–7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Ее образовательная цель – ознакомление и приобщение дошкольников ко всем видам национального искусства («от архитектуры до живописи, от пляски, сказки до музыки и театра»). Программа рекомендована к использованию МО РФ.
Основная направленность курса обозначена авторами следующим образом: программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Ее теоретическую основу составляет положение о максимально эффективном приобщении воспитанников в процессе ознакомления с родной культурой к непреходящим общечеловеческим ценностям (И. Ильин, Д. Лихачев).
В качестве приоритетных направлений работы обозначено:
• тщательный подбор предметной среды: национальный характер окружающих ребенка предметов, что помогает ему понять, что дети – часть великого русского народа;
• широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, потешки, прибаутки, заклички и т. д.): в русском народном творчестве в большей степени нашли отражение и сохранились особенности русского характера (нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде), высмеиваются недопустимые недостатки, человеческие «слабости» и одновременно восхваляются положительные качества людей, уважительное отношение к труду, выражается восхищение мастерством человеческих рук, – богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей;
• первостепенное место народным праздникам и изучению традиций, в которых нашли отражение тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением животных и растений (сельскохозяйственный календарь как определяющая труда и общественной жизни русского человека);
• ознакомление с народно-декоративной росписью (промыслами), пробуждающей интерес к национальному изобразительному искусству.
Программа состоит из трех частей, в которых содержатся: 1) конкретные рекомендации по реализации курса и организации развивающей среды в ДОУ; формы и приемы взаимодействия педагога с детьми; 2) перспективное и календарное планирование работы с воспитанниками всех возрастных групп, тематический план; подробное содержание занятий; 3) литературные, исторические, этнографические, исторические тексты; словарь старославянских слов, наиболее часто употребляемых в сказках, пословицах, поговорках, и т. д.
К числу культурологических программ относится курс «Наследие» (к.п.н. М. Ю. Новицкая, к.п.н. Е. В. Соловьева) Его цель – введение детей в традиционную русскую культуру, которая понимается авторами как «сложный сплав самых разных этнических традиций» в многонациональной России. «Это мощный слой профессиональной, авторской классической культуры, выявляющей в наиболее яркой форме основы народного миропонимания, его базовые ценностные ориентиры», которая в свою очередь «влияет на развитие национальных духовных ценностей».
То есть, в программе «традиционная отечественная культура» рассматривается не в узком смысле («крестьянская», «простонародная»), а широко – «культура страны как форма исторической памяти, самосознания и саморазвития народов, ее населяющих». Поэтому ее изучение должно строиться на объединяющем для разных культур начале, содержащемся в трех сферах: «Человек и природа», «Человек и семья, род», «Человек и история», – с учетом конкретных этнических, социокультурных, конкретно-исторических условий. Все это определяет основные задачи курса:
• приобщение детей к духовным ценностям, являющимся связующим звеном между людьми, поскольку обращение к народному наследию не предполагает обособленность в этническом замкнутом пространстве;
• помощь в познании себя, понимании своего места в мире природы, других людей, народов как необходимая первоначальная ступень в завоевании уважения окружающих;
• изучение народной культуры, традиций и обычаев, передающихся от поколения к поколению, позволяющей каждому народу сохранять свое неповторимое лицо, занимать собственное, неповторимое место в едином процессе общечеловеческого развития.
Использованные в процессе отбора и структурирования учебного материала дидактические принципы (принцип сезонности, краеведческий, культурологический и т. д.) носят универсальный характер и могут применяться при изучении традиций и обычаев любого народа России, мира. Курс по тематической подборке является интегрированным (изучение культуры ведется в рамках триады «человек – природа – общество») и имеет блоковое строение (по «кругам»), хотя при этом каждый раздел относительно самостоятелен и решает конкретные задачи:
1. «Круг событий» – блок, основополагающий при формировании у ребенка целостной картины мира (мировоззрения). Он строится на понимании единства человека и природы как важнейшей объединяющей всех людей ценности, их взаимосвязи и необходимости гармонии в отношениях. Осознанию последнего способствует построение материала в соответствии с принципом сезонности: смена времен года позволяет прочувствовать и понять происходящие природные, историко-культурные, значимые для общества и конкретного ребенка процессы в их единстве. Поэтому в основу блока положен народный календарь: 1) земледельческий, традиционный для аграрной России, отражающий ритм годовой жизни природы и связанного с нею человека; 2) православный – народно-религиозные традиции, память об истории страны, мира; 3) календарь памятных дат – различные явления и события русской классической культуры. Дни каждого месяца связаны с народными традициями и праздниками, значительными эпизодами истории, например: Дмитрий Солунский, день поминания умерших предков (8 ноября; как день поминовения усопших отмечается только со старшими детьми); Никола зимний (19 декабря); Благовещение (25 марта); июль-страдник, Аграфена-купальница (6 июля).
Конкретное содержание работы по блоку строится в зависимости от реальных условий – моно-, поликультурного населения края, что предполагает ознакомление детей с классическими, обрядовыми культурными традициями одного / нескольких народов, совместно проживающих в одной местности.
Занятия блока имеют близкую структуру, в которой можно выделить следующие условные этапы работы: 1) подготовительная беседа по возможности (например, уяснение в подготовительной группе значения и необходимости применения воды в теме «Аграфена-купальница»); 2) рассказ педагога о традициях празднования; 3) работа с иллюстрациями (иконографическими изображениями, фотографиями, репродукциями картин, иллюстрациями музейных экспонатов) – выявление особенностей одежды, быта; 4) беседа-обсуждение (в некоторых темах, например, при разговоре о птицах, желательно сравнение современного отношения к пернатым и обычаев предков; уяснение смысла связанных с темой пословиц и поговорок – «С гуся – вода, а с Иванушки – худоба» – при изучении лечебно-оздоровительных свойств воды); 5) чтение былин, сказок (с желательной выборочной инсценировкой); 6) продуктивная деятельность детей по закреплению прослушанного (рисование иллюстраций, лепка воинов, создание из бумаги крепости по образцу древнерусской). При этом сообщаемый дошкольникам материал должен быть эмоционально-окрашенным (вечера с посиделками, песнями; радостная встреча природой и людьми весны), личностно-ориентированным и ценным с практической точки зрения (рассказ о лечебных свойствах растений и воды в день Аграфены).
2. «Семейный круг» – блок, ориентированный на понимание важности гармоничного сосуществования и дружеского взаимодействия различных поколений в семье, единства общественных и семейных целей, общего блага, что способствует важному для личностного развития ребенка и взрослого формированию чувства защищенности, любви и уважения друг к другу, потребности во взаимной заботе.
Поэтому работа ведется в нескольких направлениях:
– освоение культуры воспитания и традиций, присущих семье, что предполагает нравственно и эстетически значимое «оформление» режимных моментов: начала дня, приема пищи, личной гигиены, одевания и раздевания, организации дневного отдыха, пробуждения, перехода от одной деятельности к другой, ухода домой;
– игровое освоение традиций общения в семье, отношения к детям, гостям, проведение праздников (развивающаяся многодневная игра в «дом»);
– организация значимого для дошкольников и взрослых общения, взаимодействия детей разных возрастных групп;
– организация взаимодействия в системе-коллективе «дети – родители – педагоги» (общие праздники, клубные семейные объединения, краеведческая работа).
3. «Встаем в круг» – блок, основанный на ознакомлении дошкольников с богатейшим миром традиционной народной игры и применении игровых технологий, что не только позволит в непринужденной форме расширить имеющиеся у них знания о жизни и культуре народа, углубить взгляд на окружающий мир, но и предоставит возможность для самовыражения, налаживания отношений внутригрупповых и со взрослыми, группового сотрудничества. Его содержание призвано помочь воспитателю создать условия для гармоничного психического развития каждого ребенка и предотвратить появление у него отклонений, неуверенности в себе. Основное предназначение игр – помощь дошкольнику в освоении искусства жить среди других людей, подчиняться определенным правилам: понимать и уважать других, испытывать удовольствие от контактов со сверстниками, справляться со своими желаниями, почувствовать ценность общения и овладеть его секретами. Блок исходит из значимости игр для эмоционально-личностного становления ребенка.
4. «Круг чтения» – блок, нацеленный на приобщение детей к ценностям родной культуры через художественную литературу, что предполагает в первую очередь возрождение традиций семейного чтения – важнейшей составляющей национального воспитания. При выборе технологии работы авторы исходят из того, что: в литературе отражаются модели поведения, присущие конкретной культурной традиции; происходит формирование эталонных представлений о добре и зле, служащих ориентирами в моральной оценке собственного и чужого поведения.
В процессе подбора произведений учтены возрастные особенности дошкольников. Так, для самых маленьких используются произведения пестового фольклора (колыбельные, приговоры при купании, заболевании и т. п., носящие обережный характер). Детям постарше рекомендуются потешки, неизменно сопровождающиеся действиями, контактом со взрослым.
Сказки – любимый жанр на протяжении всего дошкольного и младшего школьного периода, учащий сопереживать героям, знакомящий с различными моделями поведения и показывающий их последствия, воспитывающий эстетический вкус и любовь к родному языку.
В целом по объему и выбору содержание программы может варьироваться в зависимости от конкретного детского учреждения, местных традиций, природно-экономических, культурных условий региона. Общая направленность курса позволяет использовать его в поликультурных (полиэтнических) районах. При этом изучение своеобразного взгляда каждого народа на природу, семью, историю предполагает обязательное раскрытие единой родовой сущности Человека, выявление того «общего, что объединяет все народы Земли».
В процессе работы рекомендуется: 1) использование разнообразного типа занятий (первично-ознакомительное, углубленно-познавательное, экскурсия, прогулка, праздник, заседания семейного клуба); 2) чередование различных дидактических методов и приемов – рассказ, драматизация, работа с художественной и научно-популярной литературой и иллюстрациями, идентификация и подражание (распознавание птиц по голосам, определение видовой принадлежности), игра и т. д.
Для полноценной реализации программы необходима разнообразная предметно-развивающая среда, подразделяемая на стационарную и меняющуюся в зависимости от проводимой работы. Так, реализация блока «Встаем в круг» предполагает создание в ДОУ активно действующей игротеки. Авторами разработаны методические материалы к разным блокам, сценарии праздников, намечены примерные методы работы с детьми. В программе приводится перечень рекомендуемых для чтения младшим и старшим дошкольникам разных по содержанию и жанру произведений, народные игры («Кувшинчики», «Лиса в норе», «Казаки» и т. п.) с подробным раскрытием их правил. Воспитателям рекомендуется обратиться к сборникам народных игр В. Аникина, Е. Покровского, книге Г. Науменко. В целом курс соотносим и совместим с общеразвивающей программой «Радуга», поэтому многие направления деятельности дошкольников могут быть организованы на основе ее методических рекомендаций.
Реализация программы «Наследие» предполагает сложную многоуровневую работу: восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры, формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству на фоне взаимоуважения между людьми разных национальностей идет неразрывно с нравственно-эстетическим, интеллектуальным развитием ребенка, его физическим и трудовым воспитанием. В процессе работы выявляются важнейшие мировоззренческие идеи о глобальной взаимосвязи человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом. То есть, у дошкольников формируются представления о себе как человеке, члене современного общества и одновременно носителе культуры мировой, конкретного народа. Иными словами, помимо патриотической, историко-культурологической, этнографической направленности, курс решает в первую очередь социально-адаптационные задачи.
Целью программы «Горенка» (М. В. Хазова) является приобщение ребенка к своей национальной культуре средствами народной педагогики[191]. Этому способствует создание определенной среды: организация музея русской культуры, фольклорного ансамбля детей и педагогов, создание соответствующего интерьера групповой комнаты и всего учреждения, наличие детских и взрослых национальных костюмов, отбор репертуара, – а также взятый из жизни принцип «сквозного воспитания» (передача знаний от старших детей младшим, забота друг о друге, подражание старшим, последовательный переход от зрелища к действиям).
В процессе работы с дошкольниками решаются задачи: воспитать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа, людям труда и уважительное отношение в общении с другими людьми; учить ребенка понимать роль семьи, свое место в ней, воспитывать будущего хозяина (хозяйку), мужа (жену); развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора, специальные музыкальные способности; формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования; развивать самостоятельность, инициативу, детские импровизационные способности.
Новизна программы заложена в обрядово-праздничном цикле народного календаря, положенном в основу работы. Поэтому курс охватывает все сферы народного бытия и состоит из разделов: «Народная песня и ее режиссура», «На родная хореография», «Народные игры», «Народная музыкальные инструменты», «Народный театр», «Календарные праздники».
Курс «Оберег» (Е. Г. Боронина) предполагает комплексное изучение с детьми 2–7 лет фольклора. Его цель – воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней. Последнее достигается путем решения задач: а) формирование у дошкольников при помощи средств народной педагогики миропонимания, близких образов народной культуры; б) развитие эмоциональной сферы ребенка, его сенсорных способностей, музыкального слуха; в) создание условий для развития творческой деятельности по освоению элементов народной культуры; г) формирование целостного восприятия народной культуры. В целом в данном курсе нашла отражение динамика развития музыкальных способностей ребенка – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к целостному активному восприятию народной культуры.
Программа структурирована в соответствии с принципом горизонтальной преемственности («тематическое построение»): одна тема логически переходит в другую, затрагивая жизненно важные аспекты деятельности человека – от предметного видения мира через постепенное усложнение миропонимания к проблемам Отечества. Эффект от нее усиливается с применением технологии погружения: «интегративность» всех компонентов учебно-воспитательного процесса вокруг «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребенка; фольклорные занятия переплетаются с процессами ознакомления с окружающим миром, развития речи, изобразительной деятельностью и т. д. Налицо вертикальная преемственность в работе – программа состоит из трех подпрограмм, соответствующих возрастным категориям дошкольников:
В практике современного образования культурологические курсы призваны знакомить дошкольников не только с бытом, традициями предков – славян. Некоторые их них нацелены на заложение основ православной культуры[193], обуславливая это историко-, культуро– и смыслообразующей сутью православия как исконной религии России (В. А. Гребеньков, В. М. Меньшиков и другие)[194]. Это не умаляет достоинств иных вероучений и дает возможность изучения религиозного материала как в узко православном (для специальных православных групп дошкольных образовательных учреждений, классов, воскресных школ), так и в широком – культурологическом ключе (история цивилизаций, религии мира)[195].