Примерная программа православного воспитания детей дошкольного возраста

«Примерная программа православного воспитания детей дошкольного возраста» (А. Алексеева) создана с учетом функционирования в ряде регионов России православных дошкольных образовательных учреждений и групп на базе государственных ДОУ. Она направлена на достижение следующих целей православного воспитания: 1) пробудить личность ребенка, направить к познанию Бога, помочь убедиться в Его реальности, сформировать религиозные чувства; 2) воспитывать чувство благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и другим людям, учить бережному отношению к миру – великому творению Господа; 3) способствовать развитию творческих способностей, умственному и физическому совершенствованию воспитанника. При этом к педагогу предъявляются жесткие требования: глубоко верующий воцерковленный человек, всегда справедливый, любящий детей и умеющий приобрести их взаимную любовь, поскольку «религиозные чувства развиваются благодаря любви и вере».

Программа построена спирально, с учетом возрастных особенностей дошкольников («по возрастному принципу») – базовые (сквозные) темы по особому рассматриваются в каждой возрастной группе (табл. 1.34).
При этом в работе со старшими дошкольниками исходят из достаточно высокого (по сравнению с предыдущими возрастными ступенями) уровня их физического и умственного развития, полноценного владения всеми видами мышечной деятельности, большой подвижности и достаточной выносливости, способности предшкольников уже управлять своим поведением, необходимого уровня речевого развития (правильной, грамотной речи, расширяющегося словарного запаса, появившегося умения составлять небольшие рассказы). Формирование у детей старшего дошкольного возраста религиозных чувств осуществляется уже не только на эмоциональном уровне, но и на определенных знаниях, правильных представлениях о добре и зле, справедливости.
Вместе с тем неизменным остается требования разнообразия практической деятельности воспитанников при проведении специальных занятий: регламентированные и нерегламентированные беседы; дидактические игры, создаваемые педагогом вместе с детьми; игры-драматизации; изобразительная деятельность, помогающая ребенку прочувствовать познаваемое, отобразить свое видение образов; прослушивание музыкальных произведений, как и постоянное музыкальное сопровождение занятий, способствующие эмоциональному вызову, усиливающие активное сопереживание персонажам, воздействующие на чувство и сознание в целом; наблюдения во время пешеходных экскурсий; разучивание молитв в процессе пения и т. д. Обязательны предварительные беседы с родителями, поскольку воспитание православной культуры нуждается в продолжении работы ДОУ и в домашних условиях.
В целом «Примерная программа православного воспитания детей дошкольного возраста» (А. Алексеева) нацелена на последовательное религиозное воспитание ребенка с акцентированием внимания на эмоционально-ценностной составляющей.
Примерная программа «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников» (Т. Г. Феоктистова, Н. П. Шитякова) знакомит ребенка с основными нравственными понятиями в опоре на аналоги из духовной практики, то есть цель курса – формирование высших нравственных чувств и норм поведения детей в процессе их ознакомления с традициями и обычаями православной культуры народов России.
Особая направленность программы определяет ее содержание и структуру, характер работы: курс выстроен в соответствии с принципом педоцентризма; интеграция изучаемого обществоведческого и литературного материала; краеведческая основа работы (упор на многонациональность России, толерантность); в процессе раскрытия темы происходит обращение как к личному опыту ребенка, так и к аналогичным образам и ситуациям из истории, теологии и культуры России.
Курс рассчитан на изучение материала в течение года (54 занятия). В тематическом планировании на каждую тему отводится от 2 до 4 часов (более углубленного, детального рассмотрения требуют разные вопросы, как-то: слово, добро и зло, щедрость и жадность и т. д.). По каждой теме подробно разработан практический материал для работы в детском саду и дома, зрительный и литературный ряд для домашнего чтения, дополнительно четко сформулированы правила жизнедеятельности (почитания и уважения старших, дружбы, доброго любящего сердца, добрых дел, вежливости, воспитания щедрости).
В целом реализация программы направлена на достижение следующих результатов: 1) формирование первоначальных представлений о Родине, семье, добре и зле, любви, милосердии, трудолюбии и т. п.; 2) воспитание нравственных потребностей, стремлений, чувств (способности к их активному проявлению); 3) выработка нравственных умений и привычек (следовать традиции празднования именин, составлять рассказ о своем имени, проявлять заботу к окружающим, дарить добрые слова и избегать дурных, анализировать собственное поведение в ситуации морального выбора, справедливо относиться к оступившимся, организованно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться и тактично выражать отказ, самостоятельной деятельности, бережное отношение к труду взрослых).

Программа «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников» сориентирована на формирование высших нравственных чувств в процессе обращения ребенка к своему опыту, анализа бытовых ситуаций в опоре на примеры, аналоги их духовной практики Православия.
Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей «Введение дошкольника в мировую культуру» (А. Михайленко)[197] исходит из того, что именно духовные традиции русской культуры определяют историческое бытие народа. Поэтому ее задачами являются:
• формирование у ребенка первоначального представления о культуре, истории и жизни русского народа, его богатстве и разнообразии, красоте и благородстве;
• возрождение православных и народных традиций, прослеживание их взаимосвязи;
• ознакомление с историей Православия; сообщение (рассказывание) знаменательных событий из истории русской церкви;
• оказание помощи родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей;
• помощь воспитанникам, их родителям и педагогам в понимании того, что без православной культуры невозможна полноценная жизнь личности и семьи, общества и российского государства в целом;
• ознакомление с достоянием предков, которое поможет детям вырасти личностями, сознающими причастность к богатейшей тысячелетней истории родного народа, впитать высокие этические законы, научиться любить и ценить духовное богатство и мудрость народа;
• повышение познавательной активности дошкольников;
• воспитание достойного человека и будущего гражданина. Это обуславливает необходимость проведения работы с каждым ребенком по разным направлениям деятельности: развитие его творческих, познавательных, интеллектуальных, художественно-эстетических способностей. То есть, представленный курс носит интегрированный характер, обеспечивающий, с точки зрения автора, взаимосвязь культурологического воспитания с основными направлениями работы с детьми дошкольного возраста: формированием экологического мышле ния, заложением основ краеведения и здорового образа жизни, развитием логического и математического мышления, родной речи, экологией межличностных отношений, художественно-эстетическим и патриотическим воспитанием.

Материал курса структурирован по блокам:
1. «Весь день поучатися правде Твоей…» (Иоанн Златоуст – основы православной культуры). Темы: «Библия – Священная книга», «Сотворение мира», «Ноев ковчег», «Десять заповедей Божиих», «Храм – дом Божий» и другие; все православные праздники (главное направление работы – познавательная деятельность).
2. «Основы духовной музыки». Темы: «Как я вижу этот мир», «Русские святые», «И у Христа есть Своя Мама»; рисование «Нарисуй примету, пословицу, поговорку, считалку и т. д.», «Нарисуй добро и зло»; лепка «Старинные предметы быта»; аппликация «Золотые купола», «Сотворение мира»; музыкальное сопровождение каждого занятия (художественно-эстетическое воспитание).
3. «История Древней Руси и государства Российского». Темы: «Сокровища русского фольклора – былинные сказания, исторические песни, физкультурные досуги и т. д.» (патриотическое воспитание).
4. «Каждый день добро творить…». Темы: «Спеши делать добро», «Только мама есть одна, всех дороже мне она», «Десять заповедей Христовых», «О добре и зле», «Отношения “человек – животные”» (нравственно-этическое воспитание, экология межличностных отношений).
5. «В гостях у природы». Темы: «Приметы, пословицы, поговорки, нити Богородицы», «Растительный мир – Божий мир», «Звери на службе у святых» и другие (формирование экологического мышления).
6. «Семейный клуб “У Камелька”»: беседы, семейные праздники, встречи в гостиной – вопросы – ответы, рекомендации родителям, наглядная информация; День открытых дверей; памятки и т. д. (педагогическое сопровождение семьи).
7. «Знакомство с православной литературой»: поэты и писатели (С. Аксаков, П. Вяземский, И. Тургенев, К. Ушинский, А. Фет, Л. Чарская, И. Шмелев, Т. Шорыгина); легенды, библейские рассказы, притчи, были, жития и т. п.
Ознакомление дошкольника с материалом осуществляется при помощи методов: рассказы о жизни предков, истории православной церкви; беседы; чтение православной литературы, сказок, преданий; прослушивание духовной музыки (аудио-, грамзаписей молитвенных песнопений) и поэзии; изучение православной живописи, житий святых, просматривание книг, иллюстраций, открыток, репродукций; наблюдения в природе, во время прогулок; практическая работа.
В курсе важно разнообразие форм организации деятельности детей: проведение не только повседневных, но и открытых занятий; посещение музеев, храмов с последующей беседой (по согласованию с родителями); встречи со священнослужителями; прогулки к святым источникам, местам; художественный труд, знакомство с народными ремеслами; досуговая деятельность; регулярное проведение игр (музыкальных, подвижных, народных, дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых); конкурсы; драматическая деятельность (настольный, кукольный театр; проигрывание сюжетов, инсценировки на православные темы); конструирование (постройки из мягких модулей, проигрывание ситуаций в них). Обязательным становится регулярное проведение методических объединений, педагогических чтений по программам мастер-класса, родительских собраний и гостиных, Дней открытых дверей, ведение устного журнал и «полезной книги» для родителей, организация и проведение совместных (воспитанники – родители – педагоги) досугов и развлечений, учреждение попечительского совета и родительского комитета, создание памяток и информационных писем «Молодая семья», «Вы спрашивали – мы отвечаем».
Таким образом, курс «Введение дошкольника в мировую культуру» (А. Михайленко) предполагает ознакомление детей с культурой и традициями русского народа в первую очередь через приятие ими православных традиций. При этом первостепенная роль отводится возрождению духовно-нравственных традиций исконного семейного воспитания на Руси.
К числу локальных курсов принадлежит непрерывная «Программа воспитания православной культуры» (В. А. Гребеньков, В. М. Меньшиков, г. Курск), предназначенная для детских садов, общеобразовательных, воскресных, православных школ, средних профессиональных и специальных учебных заведений. Она призвана дать основу содержания курса православной культуры[198] и послужить отправной точкой для преподавателей при составлении авторских программ. Ее реализация преследует задачи:
• дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях;
• познакомить детей с историей Ветхого и Нового Завета, развитием христианских церквей и главных мировых религий; раскрыть несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией;
• изучить историю Русской Православной Церкви и ее роль в жизни России, способствовать формированию интереса к истории православия, образцам личного подвига благочестия, воспитывать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре и святыням;
• приобщать ребенка к нравственным устоям православной культуры; на основе изучения текстов Святого Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства помочь ему в раскрытии для себя смысла высоких нравственных ценностей православного христианства; сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости (дать твердые ориентиры добра, истины, веры, любви; научить быть отзывчивым, развивать способность к сопереживанию, умение мирно решать конфликты);
• вести в круг основных православных праздников, показать их тесную, органическую связь с народной жизнью, искусством и творчеством.
В новой редакции «Курса православной культуры для детей дошкольного возраста»[199] эти задачи прописаны детальнее в свете достижения общей цели – целостного духовно-нравственного развития личности ребенка[200]:

I. Образовательные: ввести воспитанников в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни, познакомить с основными событиями Нового Завета; способствовать формированию интереса к истории православия, образцам личного подвига благочестия; дать представление о православной церкви и православном храме, познакомить с некоторыми образцами православного искусства (архитектуры, иконописи, музыки, литературы); расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в изобразительную, литературную и музыкальную культуру; раскрыть основные духовные, нравственные, религиозные представления Православия; приобщить воспитанников к нравственным устоям православной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц, образцов церковного православного и народного искусства.
II. Воспитательные: содействовать формированию уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним, почтения и любви к родителям и другим людям, навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадованию и адекватному проявлению этих чувств; воспитывать чувство любви и уважения к Родине, своему народу, культуре, благоговения к святыням; учить заботливому отношению к растениям и животным, бережному отношению к окружающему миру; воспитывать послушание, желание подражать благим образцам, жить по совести; формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные праздники; воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к его результатам.
III. Развивающие: оказывать помощь семье в формировании целостной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры и традиционному укладу жизни; содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога и воспитанию привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени; формировать религиозные чувства; развивать навык связной речи, обогащая словарный запас детей и образный строй; стимулировать стремление к пониманию нравственных образцов, духовных значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни; помочь в освоении навыков социальных, произвольного поведения, внимательности, терпеливости, усердия, коммуникативных навыков и взаимной помощи в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; содействовать сохранению духовного, психического и телесного здоровья ребенка.

Курс непрерывный: рассчитан на детей дошкольного возраста, школьников и учащихся профтехучилищ, – поэтому построен в соответствии с принципом процессуальности (спиральная модель, предполагающая постепенное расширение объема понятий в изучении аналогичных тем с внешних описательных сюжетов в сторону их содержательного осмысления). Так, в дошкольном возрасте воспитанникам сообщаются элементарные сведения по Библейской истории и Православию. При этом в основу изучения азов православной культуры в ДОУ и начальной школе положен православный литургический круг, в то время как в старших классах упор делается на личностное осмысление мира и человека, формирование религиозного мировоззрения. Это обуславливает структурирование программы по годовым циклам (35 занятий, 1 урок / нед.): подготовительная группа (4–6(7) лет, ДОУ); младшая (6(7)–10 лет, начальная школа); средняя (11–15 лет, 5–9 классы); старшая (16–17 лет, 10–11 классы, колледж / ПТУ).
В целом в содержании программы просматриваются следующие тематические линии:
I. Основные религиозные понятия и представления (Бог, мир и его творение; человек в православной картине мира).
II. История религий (история Ветхого Завета; история Нового Завета; история христианских церквей; история двух главных мировых религий; тоталитарные секты и их угроза человеку и обществу).
III. История православия (история Православной Церкви; жития известных святых, в том числе земли Русской; роль Православия в судьбе нашего Отечества).
IV. Церковь и храм. Искусство (понятие Церкви; церковный храм и его устройство; церковная служба, икона, песнопения и колокольный звон).
V. Православная этика (смысл и сущность православной морали; отношение к Богу, миру, людям в православии в отличие от других вероисповеданий; семья, «Домострой»; труд; Родина и защита Отечества).
VI. Основные православные праздники (главные православные праздники, их содержание и история возникновения; церковные обряды; православная и народная культура в праздниках – церковные и народные традиции, их взаимосвязь; русская культура православных праздников, культура убранств).
В редакции 2006 г. они представлены в виде тематических разделов:
I. Бог – Творец мира (линия «Основные религиозные понятия и представления»).
II. Жизнь Иисуса Христа и Богородицы (основные события земной жизни Иисуса Христа и Богоматери).
III. Храм – дом Божий (понятие о Церкви, храм и его устройство, церковная служба, икона, песнопения и колокольный звон).
IV. Главные православные праздники: средняя группа – Покров Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Вход Господня в Иерусалим, Светлое Воскресение Христово, Вознесение Господня; старшая и подготовительная группы – Рождество Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, праздник Казанской иконы Божией Матери, архистратига Михаила и всех небесных сил, Рождество Христово, Вход Господня в Иерусалим, праздник святителя Николая Чудотворца, преподобного Серафима Саровского, Светлое Воскресение Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Вознесение Господня, праздник Пресвятой Троицы.
V. Жития святых: жития (биографии) наиболее известных святых – Георгия Победоносца, святителя Николая Чудотворца, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; святых князей русской земли – Александра Невского, Димитрия Донского).
VI. Божьи заповеди (православный образ жизни; отношение к Богу, другому человеку и миру в Православии).
VII. Художественная культура (православная музыка, изобразительное искусство, художественная литература).
Возрастные особенности изучающих курс предполагают многообразие форм, методов и средств обучения: чередование урочных и внеклассных занятий (посещение храмов, экскурсии в знаменитые монастыри и к святыням, помощь нуждающимся и т. д.); словесное изложение материала с продуктивным использованием различных видов детского творчества (рисования, пения, сочинения и т. п.); разнообразная работа с литературными первоисточниками (изучение книг Ветхого и Нового Завета, исследований по истории Православия, образцов житийной литературы, изложенных в художественной форме увлекательных исторических и бытовых сюжетов); изучение православного церковного и светского искусства [архитектуры, иконописи, изобразительного и прикладного искусства (богослужебных сосудов, окладов икон, церковных облачений, традиций церковного служения); художественной литературы, преданий, сказок, образцов музыкального и поэтического творчества, в том числе литургической музыки и поэзии]; ознакомление с историей, обычаями, образом мыслей народов, населявших древнейшие культурные центры. При этом особое внимание в программе делается на «любимое чтение в Древней Руси» – житийную литературу, где в жизнеописаниях святых наблюдаются примеры моральных исканий человека и проявления его гражданской сути: защита Отечества – святые князья Александр Невский, Дмитрий Донской; просвещение – преподобный Сергий Радонежский и Феодосий Печерский; семейные добродетели – святые Петр и Феврония Муромские, родители Сергия Радонежского и т. д.
Программа построена в соответствии с четко соблюдаемым принципом амплификации, поэтому подробно оговорена технология работы в подготовительной группе ДОУ (задачи, акценты в содержании). Исходя из того, что старший дошкольный возраст – «период бурного развития сознания, системы нравственных мотивов и формирования основ волевого поведения», «закладывания и активного развития психических структур личности ребенка, определяющих систему отношений к себе и ко всему, что его окружает», суть работы с предшкольниками определяется как заложение базы, основных представлений, на которые необходимо будет опираться в дальнейшем. Поэтому основной акцент в работе должен делаться на изучение православной культуры в рамках главных религиозных праздников (православный литургический год), вводящих ребенка в светлый, радостный и праздничный мир Православия, через который по-новому открывается жизнь окружающих и природы, и их «проживание».
Все это обуславливает следующие нюансы в работе:
1) самоценность предшкольного возраста, что исключает преподавание курса в подготовительной группе только как узкую подготовку ребенка к его дальнейшему изучению в школе;
2) увязывание воедино духовного и материального, нравственно умозрительного и практического в процессе сообщения детям первичных элементарных сведений о Боге, Его творении, о Сыне Божием, святых и подвижниках Православия необходимо;
3) историческая часть предполагает изучение эпизодов библейской и церковной истории, отражающих течение истории общечеловеческой;
4) изучение храма на практике, в процессе предварительно подготовленного посещения (желательно в праздники, дни торжеств, хотя приветствуется ознакомление с его устройством и вне службы);
5) обязательное введение в программу произведений литературы и религиозного искусства, вводящих детей в мир духовно-нравственных образов, располагающих к воспитанию возвышенных чувств;
6) важно обозначить и ввести дошкольника в «координаты высших нравственных ценностей, задать алгоритмы нравственного поведения», чему будут способствовать нравственные беседы, целенаправленная организация ситуаций, проигрывая которые ребенок научился бы максимально ориентироваться на других людей, учитывая их интересы и позицию;
7) максимальная ориентация курса православной культуры на активное проживание (например, «опыт проживания» Великого поста), так как в поведении ребенка 3–5 лет произвольный элемент еще слаб, а логические составляющие весьма просты;
8) адаптированное под возрастные возможности детей содержание курса:
I. Основные религиозные понятия и представления. Бог. Его существование. Творение мира и человека.
II. История Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет. Изгнание из рая, грех людей. Потоп. Призвание Авраама. Исаак и его дети. История Иосифа. Моисей, исход из Египта. Самсон. Давид и Голиаф. Царь Соломон. Вавилонское пленение, пророк Даниил. Новый Завет. Рождество и Благовещение Пресвятой Богородицы. Рождество Христово. Детство Иисуса Христа. Крещение Господне. Нагорная проповедь. Чудесное насыщение. Благословение детей. Иисус на море. Притча о блудном сыне. Исцеление 10 прокаженных. Закхей. Иисус Христос в доме Марии и Марфы. Притча о немилосердном должнике, о милосердном самаритянине. Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Прощальная беседа с учениками (Тайная Вечеря). Предательство Иуды. Распятие и смерть Иисуса Христа. Воскрешение Христово. Вознесение Господне. Рассказы о деяниях апостолов. Проповедь апостола Петра и обращение нескольких тысяч человек. Архидиакон Стефан, его мученическая смерть. Гонитель Савл и его обращение.
III. История православия в России. Желательно представить в доступных рассказах, на примере чудесных деяний великих святых земли Русской – кн. Владимира, Феодосия Печерского, Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадтского и других.
IV. Церковь и храм. Искусство. Церковь. Храм. Зачем люди ходят в церковь. Молитва. Устройство храма. Иконостас. Иконы. Происхождение икон. Различие икон. Богородичные иконы. Церковная музыка. Пение. Колокола и колокольный звон. Священник. Понятие о церковной службе. Помощники священника (диакон, псаломщик). Дети в храме.
V. Православная этика. Отношение ребенка к родным, воспитателям, сверстникам, к природе и всему живому. Требования Православной Церкви к его поведению. Беседы о поведении ребенка на примере евангельских притч и примеров их жизни святых.
VI. Главные православные праздники и события. Рождество Богородицы (21 сентября). Воздвижение Креста Господня (27 сентября). Покров Пресвятой Богородицы (14 октября). Праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября). Собор Архистратига Михаила и всех Небесных Сил (21 ноября). Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). День памяти святителя Николая Чудотворца (19 декабря). Рождество Христово (7 января). Память преподобного Серафима Саровского (15 января). Крещение Господне (19 января). Сретение Го с подне (15 февраля). Прощеное Воскресенье (переходящий праздник). Великий пост. Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля). Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье – переходящий праздник). Воскрешение Христово (Пасха – переходящий праздник). Вознесение Господне (переходящий праздник). День Святой Троицы, Пятидесятница (переходящий праздник). Рождество Иоанна Крестителя (7 июля). Праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля). День памяти Преподобного Сергия Радонежского (18 июля). Память Казанской иконы Божией Матери (21 июля). Память равноапостольного князя Владимира (28 июля). Память преподобного Серафима Саровского (1 августа), пророка Илии (2 августа). Преображение Господне (19 августа). Успение Пресвятой Богородицы (28 августа);
9) особая технология преподавания: введение нового материала в опоре на краткие составляющие (всего 1–2 главные мысли, эпизоды из библейских повествований, которые необходимо преподносить в яркой, образной форме); простота в формулировке мысли (использование понятных, знакомых ребенку слов и оборотов); продуктивная длительность занятия – 10–12 минут, в течение которых предшкольник должен быть включен в запланированные педагогом виды деятельности, позволяющие ему усвоить главную мысль учебной темы; обязательное разучивание стихов и песен, иллюстрирование услышанной от учителя информации (рисование); целесообразное проигрывание некоторых ситуаций в ролевых играх-сценках (прием драматизации);
10) организация занятий детей 3–5 лет в форме эпизодических мероприятий: слушание коротких библейских рассказов (рассказ педагога, чтение); проведение утренников и праздничных занятий (светских), возможно в форме специально организованной игры; беседы на нравственные темы, рисование, выучивание наизусть стихотворений и песенок духовного содержания; встречи со священником и т. д. В работе с детьми 5–6 лет при наличии хорошо подготовленного воспитателя и соответствующего учебно-методического обеспечения рекомендуется более систематическое проведение занятий;
11) обязательный учет в процессе организации и проведения занятий краеведческой составляющей. Так, для предшкольников – жителей г. Курска специально оговорено посещение в августе Сергиево-Казанского собора, построенного родителями преподобного Серафима Саровского.
«Программа воспитания православной культуры» (В. А. Гребеньков, В. М. Меньшиков) предполагает теоретико-практическое, активное усвоение ребенком азов Православия (деятельностный подход) на всех образовательных ступенях, что соответствует его возрастным особенностям.

Предыдущая запись Развитие представлений о человеке в истории и культуре
Следующая запись Детский кариес
Яндекс.Метрика