«Родительский всеобуч» открывает завесу взаимоотношения в семье детей и взрослых. Позиция родителей в воспитании своего ребёнка формирует стиль общения и поведения ребенка. Безмерная любовь притупляет сознание взрослого человека. Цель родительского обучения: познакомить педагогическими нюансами в воспитательном процессе. В материалах этой статьи мы поговорим о поощрениях и наказаниях для детей в семье, с которыми может столкнуться школа.
Содержание статьи
«Кнут и пряник» – самые распространенные формы работы во взаимоотношении с детьми на практике. На самом деле поощрение и наказание – это только вспомогательные методы в достижении цели. Чтобы сиюминутно добиться выполнения распоряжения взрослого человека, следует обещание вознаграждения или вызов страха за будущее наказание.
У каждого взрослого человека есть сформированная с детства модель поощрения для ребенка. Самое опасное – это материальная отвязка за выполненное задание. Выполнил поручение – получил сладости. В какой-то степени такая форма поощрения действенна. Однако таким образом воспитывается расчетливый эгоист, который за каждый жест будет требовать вознаграждения. Дети имеют привычку расти, вырастет и аппетит. Наступит время, и родители не смогут выполнить желание чада, тогда будут вычеркнуты из его жизни.
В первую очередь необходимо взрослым научиться предъявлять требования, когда дети маленькие. Нужно контролировать выполнение поручения, добиваться послушания.
Виды поощрений
Надо поощрять не до выполнения порученного дела, а после, чтобы у ребенка появилось желание повторить действие.
Поощрение должно создавать ситуацию успеха, стимулировать общественно-полезный труд, формирование инициативной, открытой личности.
Жизнь не может быть приторно-сладкой. Иногда дело доходит и до наказания. Такое действие со стороны родителей должно восприниматься наказанным, как справедливая мера. Должна быть осознанность своего проступка. Иначе возникнет обида, чувство несправедливости и потери родительской любви.
Виды наказания
Отец и мать должны быть единого мнения в выборе наказания.
Самым действующим видом наказания, по мнению психологов, является истинное огорчение родителей за проступок ребенка.
Ребенок – это полноценная личность своими генетическими задатками, который на первоначальном этапе жизни копирует поведение родителей. Работая над поведением своего чада, отец и мать выпрямляют недостатки своей жизни.
Насильственное воспитание заключается в жестких требованиях и навязывания модели поведения. Ребенок рассматривается не как личность со своими чувствами и предпочтениями, а объект формирования определённого члена общества в угоду родителей.
Яркий пример насильственного воспитания Никколо Паганини – скрипач-виртуоз, композитор. Отец заставлял его играть сутками на музыкальных инструментах, запирая в комнатушке. Талант и труд создали великого мастера на все времена.
Ненасильственное воспитание строится на основе убеждений, соблюдении элементарных правил. При этом маленькая личность должен хорошо понимать, для чего выполняются те или иные действия. Ребенок – полноценный член семьи, может высказать свои предположения, сомнения, желания. Он знает, что его выслушают, дадут дельный совет, но право выбора всегда за ним. В садик идет, потому что в доме нельзя его оставлять одного, а родителям надо идти зарабатывать на еду и одежду. Значит, он уже помогает семье.
Самое страшное, когда никто и никак не занимается воспитанием.
Культура любого поведения прививается в семье. Сколько угодно можно ругать друзей, улицу, школу, но ребенок – это кровь и плоть своих родителей. Взаимная любовь, умение проявлять материнское чувство, отцовскую ответственность за семью на глазах подрастающей личности – это и есть формирование культуры.
Культура поощрения родителей заключается в их действиях:
Надо не только научить сочувствовать беспомощным и убогим, но и радоваться успехам других людей. По примеру родителей дети должны научиться проявлять искреннюю радость за других словами и действиями. Такое поощрение поможет им приобрести друзей, найти единомышленников.
Сколько родителей, столько и приемов воспитания. Выбор пути взаимоотношений строится на некоторых факторах:
Средства и приемы, которые способствуют правильному взаимоотношению в семье:
Наказание – это форма педагогического воздействия на школьника при нарушении общепринятых правил. Самое распространенное наказание – это учебная оценка в журнале «2», как и самое эффективное поощрение «5». Слова и выражения при оценивании работы ученика могут ранить, обидеть или возвысить, обрадовать. Педагог должен давать шанс ученику стать хорошим.
Есть один очень хороший действенный метод, который в конце прошлого века промелькнул, но был забыт из-за коренных преобразований в сфере образования.
Принцип простой: не говорить, что не сделано, отмечать и поощрять хорошие поступки. Классный коллектив собирался в неделю раз на собрание. Каждый рассказывал о своем хорошем поступке. Ученики должны были хвалить докладчика. Стремление быть хорошим захлестнуло всех. Сначала это были мелкие заботы: кто-то полил цветы, чтобы смог что-то сказать перед одноклассниками. Волна активности учеников помогла поднять уровень успеваемости, так как начали друг другу помогать усваивать учебные предметы. При этом никого не наказывали. Во время отмечали любой добрый поступок.
Школу закончили сильные, самоуверенные, активные ребята. Присутствовало и пассивная форма наказания. Всех хвалят, а кого-то – нет. Он сам себя наказывает. Вот робко начинает делать первые шаги: покормил птиц. Об этом рассказывает на собрании и получает положительные эмоции от высказываний сверстников.
Единого подхода подобрать невозможно. Метод воспитания зависит даже от личностных качеств учителя. Кто-то хорошо рисует, кто-то хорошо танцует.
Если родители обращаются за педагогической помощью к специалистам, это 50% решения проблемы. Часто трудные проблемы в семье с детьми возникают тогда, когда родители не способны строить правильное взаимоотношение. Есть великая сила родительской любви, которая поможет справиться с проблемами. У педагогов есть знания и опыт работы с детьми. Надо объединить усилия, чтобы преодолеть трудности.
Главное, нельзя оставлять проблему без внимания. Каждый день идёт процесс формирования новой личности, который будет жить в будущем не с родителями, а в обществе.