Изучая воспитание в семье и связь между родителем и ребенком, необходимо учитывать причинно-следственную закономерность между отклонениями становления психики ребенка и психологическими расстройствами в семье. Это, так называемая, диагностика семейных отношений. Для корректного заключения используют метод включенного наблюдения комплексно с клиникобиографическим и психологическим. Наряду с этими способами используются различные психологические методологии, помогающие проанализировать отклонения в воспитательном влиянии на ребенка.
Содержание статьи
Тест «Анализ семейного воспитания » разработан для определения степени воздействия родителей на воспитательный процесс детей и выявление в данном процессе нарушений. Методика помогает определять ненужное, негативное влияние детей и родителей друг на друга, отклонения при реализации ролей в семье и помехи для ее единства.
Опросник АСВ состоит из 130 утверждений о воспитании детей. Здесь вопросы, отражающие основные принципы воспитания, позволяющие получить представление о ролевых моделях в структуре семьи, демонстрирующие принципы работы системы взаимных влияний и механизмов семейной интеграции. Родителю необходимо читать утверждения из опросника и, в случае согласия, в специальном «Бланке для ответов» либо выделять соответствующую строку, либо вычеркивать ответ, в случае несогласия. В результате психолог получает решение на две задачи: по каким принципам растят ребенка и почему именно по таким.
Для анализа типов диссонансного воспитания в опроснике АСВ выделены соответствующие блоки.
Существуют два уровня протекции: гиперпротекция (блок Г+, это преувеличенная бдительность за ребенком и максимум усилий и времени на воспитание) и гипопротекция (блок Г-, минимум усилий, на воспитание тратится очень мало времени)
Важно насколько хорошо удовлетворяются различные потребности ребенка. Есть два нарушения: потворствование (блок У+, родители «ублажают» ребенка, потакают любым его «хотелкам» и перекладывают на него свои нереализованные потребности) и игнорирование потребностей (блок У-, минимальная реализация желаний детей).
В результате опросника формируются параметры запросов/обязанностей: преувеличенность (блок Т+, требования очень завышены, родители это осознают, но считают, что другого способа не существует) и минимальность (блок Т-, на воспитываемого возлагается наименьший объем).
Для запретов выделен отдельный блок отклонений и делится он также на избыточность (блок З+, когда у ребенка все под запретом, он не совершает никаких самостоятельных действий) и минимальность запретов (блок З–, здесь напротив ребенку все разрешается, родители не устанавливают никаких рамок).
Серьезность наказаний определяется в блоке санкций. Это либо максимум санкций (блок С+, строжайшие наказания даже за небольшие нарушения поведения), либо минимум санкций (блок С-, отсутствие каких-либо наказаний, из-за их нерезультативности).
Важные составляющие в воспитательном деле – запросы к ребенку (что он обязан делать), запреты (какие действия запрещены) и санкции (насколько строгим будет наказание за запрещенные действия).
Родители колеблются между одним стилем построения воспитательного процесса и другим, используют разные стили одновременно, от очень строгого до самого либерального. Часто родители это осознают, но не представляют насколько важно отсутствие таких неопределенностей.
Может быть множество вариаций смешений вышеупомянутых черт в ходе воспитания, однако шесть стабильных слияний обладают наиболее важным значением при выявлении факторов развития нервозов и изменений характера. Такие стабильные слияния являются видом диссонансного воспитания. Ниже в таблице представлено разграничение данных сочетаний вместе с видами и далее описание каждого из них.
+ показатели проявляются ярко
— недостаточно проявлены
± допускаются оба варианта
Потворствующая гиперпротекция (Г+, У+, Т-, З-, С-) –все свои ресурсы родители тратят на воспитание подростка и полное удовлетворение его желаний. Демонстративные (истероидные) и гипермитивные особенности характера возникают в ходе этого вида у воспитываемого.
Доминирующая гиперпротекция (Г+, У±, Т±, 3+, С±) – родители очень много уделяют внимания становлению характера ребенка, но воспитанник лишен свободы действий. У сверхактивных детей такие рамки предопределяют сильное эмоциональное напряжение агрессивного типа. Доминирующая гиперпротекция увеличивает нервно-психическую слабость при тревожно-боязливом, чувствительном, астеническом типах личности.
Завышенное моральное обязательство (Г+, У-, Т+) – к воспитываемому предъявляются высокие запросы, наряду с нежеланием удовлетворять его потребности. Такой тип активизирует появление свойств тревожно-боязливой акцентуации личности.
Эмоциональное отвержение (Г-, У-, Т±, 3±, С±) –возникает отдаление на уровне эмоций из-за родительского неосознанного сопоставления ребенка с негативными случаями на своем жизненном пути и установлении огромного пространства в отношениях с ним. Подросток понимает, как он мешает взрослым. У ребенка с лабильной и астенической акцентуациями формируются невротические расстройства.
Грубое обращение (Г-, У-, Т± 3±, С+) – воспитываемого истязают, применяют жестокие наказания и не удовлетворяют потребности. Так его на эмоциональном уровне отвергают.
Гипопротекция (Г-, У-, Т-, 3-, С±) – гипоопека, когда воспитывающие никак не координируют действия ребенка и не ограничивают его. Ребенок существует отдельно от отца и матери.
Поводы для возникновения диссонансного воспитания всевозможные, но часто именно психологические свойства родителей имеют важную роль в отклонениях и нарушениях в воспитании. Выделяются две наиболее важные части.
Расстройства личности родителя часто являются причиной нарушений в воспитании. Наблюдаются такие черты так минимальные требования, не удовлетворение базовых потребностей, гипопротекция. Инертно-импульсивный (эпилептоидный) тип личности и тревожная мнительность предопределяет грубое обращение с ребенком.
Противоречивое воспитание (любовь на людях и отталкивание наедине) появляется в результате демонстративногиперкомпенсаторной акцентуации личности и истероидной психопатии у родителей. Психотерапевт определяет девиацию характера у родителей, методы воспитания, отклонения личности у ребенка и связь между этими показателями.
Здесь определяющее значение играет психологическая проблема родителя, которую он не осознает и пытается в ходе воспитательного процесса решить ее. Уговаривать поменять стиль воспитания бесполезно, так как взрослый сопротивляется. Психотерапевт в данном случае должен помочь понять в чем трудность и проработать ее. Ниже приведены описания часто проявляющихся личностных трудностей.
Проворствующая или доминирующая протекция появляется в момент, когда обрываются отношения между отцом и матерью как между мужем и женой (расторжение брака, смерть) или они не устраивают одного из родителей. Часто мать, а иногда и отец на подсознательном уровне желают, чтобы ребенок удовлетворил те их потребности, которые в обычных случаях удовлетворяются супругами (привязанность и эротические потребности).
Часто наблюдается желание отдать «все эмоции» ребенку и удержать его от самостоятельности. Это можно определить по недовольству матери девушкой сына, например.
Желание сохранить у ребенка только детские качества (блок ПДК). Это желание, чтобы ребенок не взрослел. Родители провоцируют сохранение инфантильности и наивности, для них ребенок – всегда «малыш». В ходе этого уменьшается количество запросов к подростку и создается потворствующая гиперзабота.
Сомнения родителя в воспитании (блок ВН). Проблема заключается в том, что родитель осознанно занижает запросы к ребенку и уступает во многих вопросах, хотя понимает, что делать это нельзя. Такая нерешительность и мягкость родителей обусловлена страхом перед упрямством и уверенностью подростка.
Боязнь потерять ребенка (блок ФУ). Изменения в воспитании происходит из-за страха потерять ребенка. Это часто связано с перенесенными болезнями. Родитель исполняет все желания чада и дотошно заботится. В этом случае имеет место потворствующая или доминирующая гиперпротекция.
Скудность родительских чувств (блок НРЧ). Это явление проявляется в грубом обращении, отторжении ребенка и отсутствии желания заниматься им. Поводом часто становятся психологические отклонения (например, шизоидность) или отвержение его самого мамой и папой в юности.
Перекладывание на детей своих личных нежеланных качеств (блок ПНК). Все нежеланные особенности характера, которые родитель чувствует в себе, он перекладывает на подростка и как бы борется с ними. Например, зависимость от алкоголя, вспыльчивость, лень. Противостояние эти мнимым чертам характера ребенка, дает возможность родителю поверить, что у него эти же качества отсутствуют. Проявляется в грубом обращении и эмоциональном отторжении.
Перемещение ссор между родителями на воспитание (блок ВК). Споры между двумя родителями как правильно воспитывать ребенка. Один за жесткое воспитание, другой за более либеральное. Происходит смешение доминирующей гиперпротекции с потворствующей гиперпротекцией. Каждый считает, что он прав и его методы воспитания верны.
Блок предпочтения мужских качеств – ПМК и блок предпочтения женских качеств – ПЖК. Отношение к ребенку складывается из отношений к тому или иному полу в целом. То есть, родитель проецируют на ребенка типичные качества, присущие, по его мнению, конкретному полу. Например, в семье, где мать ставит выше женские качества, к мальчику формируется эмоциональное отталкивание, а к его сестре – максимальная забота, гиперпротекция.
При заполнении теста, главное – это психологический комфорт того, кого опрашивают и правдивость его ответов. Итоги обрабатывают путем учета баллов в каждом блоке. Уже выведено диагностическое значение для каждого блока и судя по тому достигают количество обведенных родителями ответов диагностического значения, определяется соответствующий тип воспитания.
помеченные Дошкольный возраст (3-7 лет), Младший школьный возраст (7-12 лет), Подростковый возраст (12-15 лет), Ранний возраст (1-3 года)