Вот уже несколько лет подряд в стране проводится тотальный диктант. И это, безусловно, здорово! Каждый из нас может проверить свои знания, убедиться, что еще не все знания, полученные в стенах школ, растрачены и забыты. Жаль, что некоторые граждане считают подобные мероприятия ненужными и напрасными. Наверное, поэтому часто на страницах социальных сетей можно встретить такие «перлы», что глаза начинают кровоточить. Нет необходимости заново констатировать, что уровень владения грамматическим русским языком очень низок, и уменьшается с каждым годом. Однако хуже незнания, только ложное знание. Именно поэтому, появилась идея повторить все то забытое, что может пригодиться в жизни и не позволит смешно выглядеть в собственных блогах. В то же время стоит отметить, что правильно расставлять запятые в тексте – это тоже искусство. Поэтому в материалах этой статьи мы рассмотрим самые ходовые правила русского языка, касаемые знаков препинания.
Содержание статьи
В школе нас учили, что перед словом «что» должна ставиться запятая и доля истины в этом есть. Вообще нужно заметить, что громкое слово «всегда» лучше не употреблять по отношению к правилам грамматики и пунктуации «великого и могучего». Потому щедро расставлять запятые по тексту перед каждым «что» не стоит, предварительно не раскинув мозгами.
Итак, вот несколько ключевых моментов, когда запятая перед «что» не ставится:
Когда мы говорим о сложных предложениях, кажется, что между группами его грамматических основ этот знак препинания уж точно должен быть. Но и здесь все не так просто. Запятая обязательно ставится перед союзом, соединяющим придаточные предложения. Вот пример: Солнце выглянет, когда закончится дождь. Еще один: Куда я, туда и ты. Но если в придаточном предложении, кроме союза ничего нет, то и запятой быть не должно. Пример: Сотрудник не пришел на собрание и даже не объяснил почему.
Вообще, говоря о сложных предложениях, нужно вспомнить правило. Оно гласит: главное предложение имеет одно или несколько придаточных предложений. Когда придаточные предложения отвечают на общий вопрос, и если относятся к одному и тому же главному предложению, запятая ставится. И даже когда придаточные предложения не объединены союзами, запятые тоже ставятся. Например: Не буди того, что отмечталось, не волнуй того, что не сбылось.
Неповторяющийся союз «и» меняет все правила. Если он стоит между придаточными предложениями, то запятая не ставится ни до, ни после союза. Пример: Было ясно, что заводы нуждались в сырье и что единственный способ их получить могло стать заключение горького договора.
Подытожим вышесказанное. Запятая в сложном предложении не ставится:
В сложносочиненных предложениях запятая ставится. Но снова это правило имеет исключение. Давайте разбираться, когда нужно ставить запятую.
Но существует несколько исключительных моментов, когда в сложносочиненных предложениях запятая не ставится.
Здесь тоже рассмотрим, когда запятая перед «как» нужна, а когда нет. Итак, обязательно ставим запятую перед союзом «как» в следующих случаях.
Однако если в предложении подразумевается значение «в качестве», то запятая не нужна: Ленский везде был принят как жених. Иными словами можно было бы сказать: Ленский везде был принят в качестве жениха.
Вторым исключительным моментом является случай, когда союз «как» прямо сочетается со сказуемым, и не может быть отделен от него запятой. Например: Занятия начинаются как обычно.
Простые предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа, могут с легкостью быть осложнены вводными словами, оборотами и другими грамматическим конструкциями. Чтобы узнать в каких случаях причастный и деепричастный оборот, присоединительные, уточняющие и пояснительные конструкции выделяются запятыми, нужно обращать внимание на контекст.
Единого правила тут нет, и чтобы досконально изучить этот вопрос, потребуется намного больше времени. Однако наиболее исчерпывающие правила и примеры приведены в учебнике «Правила русской орфографии и пунктуации» В.В. Лопатина.
Основное правило вводных слов – выделение их в предложении с обеих сторон запятыми: Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
Однако и это правило имеет исключения. Зависит все от обособленного оборота. Находясь в начале или в конце обособленного оборота, вводное слово не выделяется. Приведем пример: По-видимому опасаясь снежных заносов, руководитель группы отменил восхождение на вершину горы. На праздники мы решили куда-нибудь съездить, в Киев например.
В остальных случаях применяется первое правило.
В русском языке есть довольно большой список слов, запятая после которых в любых случаях ошибочна. Вот они: «буквально», «будто», «вдобавок», «ведь», «в конечном счете», «вряд ли», «вроде бы», «даже», «как будто», «как бы», «к тому же», «между тем», «наверняка».
Со словом «однако» не все так однозначно. Вот что стоит запомнить, чтобы не делать ошибок. Выступая в роли «но», находясь в начале предложения, или между его частями, оно не требует запятой после себя. Например: Все это выучить трудно, однако необходимо. Этот разговор можно продолжать буквально вечно. Однако мы должны сделать вывод.
В роли вводного слово, «однако» выступает только в середине предложения. Например: Говоришь ты, однако, красиво.
За какие пунктуационные ошибки людям должно быть точно стыдно? За добавление запятых в середине обращения. Вот серьезно: «Уважаемый, Иван Иванович!» Звучит нелепо. Даже при чтении вслух. И таких примеров полно: «Здравствуй, дорогая, мама! Дорогой, Сергей Сергеевич! Дорогая, Маша!» Люди не замечают, или не хотят замечать естественной ошибки. Или он путают со следующим правилом? Вот в таком случае ставится: «Добрый день, уважаемый Иван Иванович!» « Вечер добрый, госпожа Иваненкова!» Здесь работает правило разделения на две части одного предложения.
Почему многие не помнят этих простых правил? Просто потому, что в современной школе учебный курс рассчитан на подачу базовых знаний. В школе не готовят лингвистов и филологов. Там лишь дают фундаментальные знания. Учебная программа рассчитана так, что педагогам просто не остается времени на отработку и закрепление пройденного материала, а учащиеся (чего греха таить) не слишком горят желанием самостоятельно оттачивать полученные навыки. Кому повезет или случится учиться в филологических Вузах, это все придется выучить досконально. Поэтому не стоит винить систему образования, и тем более учителей. Реальность такова, что людям эти правила пригодятся раз или два в жизни. Если конечно они не доктора филологических наук.
помеченные 10 класс, 11 класс, 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, Подростковый возраст (12-15 лет)