В моей школе завуч однажды устроила своего временно безработного сына учителем физкультуры. Ни физкультурного, ни педагогического образования у него не было. Он проработал несколько месяцев. А потом на его уроке мальчик сломал руку. Дело удалось замять лишь с большим трудом. Если бы родители пострадавшего не пошли на мировую – не поздоровилось бы всем: дело-то серьёзное. Этот случай из жизни доказывает: уроки физкультуры – не игра, а дело, требующее профессионализма и правильного подхода! Подробности – далее.
Уроки по физической культуре по сути своей связаны с повышенным риском травматизма. Это обязывает учителя знать и предвидеть потенциально опасные ситуации и грамотно действовать для их предотвращения.
Содержание статьи
Практика показывает, что причинами травм на уроках всегда становятся организационные недостатки и грубые ошибки при проведении занятий.
При планировании занятий профессионал должен постоянно учитывать возрастные и половые особенности учеников, состояние их здоровья, физическую и техническую подготовленность детей. Подбирать упражнения и нагрузку нужно в соответствии с этими факторами.
Причинами травм также становятся пренебрежительное отношение к подготовительной части занятия, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки (либо неправильное её применение), применение чрезмерных для детей данного возраста нагрузок.
Учителю физкультуры нужно принимать во внимание то, что современные дети ведут малоподвижный образ жизни – много сидят за компьютером, перед телевизором, играют в игры на смартфоне. Они мало гуляют и двигаются. Из-за этого ухудшается многие основные физические качества – ребёнок становится менее выносливым, менее гибким, неловким, слабым, неповоротливым.
А вот с дисциплиной в детских коллективах сейчас дела обстоят намного хуже, чем это было при Советском Союзе. Недисциплинированность тоже может стать причиной травм учащихся на уроке. А либерализму на уроках физкультуры не место.
Нельзя просто так, попав в спортивный зал, бегать, брать мячи и скакалки, залезать на шведскую стенку, ходить по гимнастическому бревну и тому подобное. Нельзя толкать других детей, драться, обзываться, провоцировать конфликты. Учителю приходится постоянно «приводить в чувство» озорников, не давать им распоясаться и создать потенциально опасную ситуацию.
Нужно также следить за тем, чтобы у всех были завязаны шнурки. А у кого развязались – чтобы он сразу привёл свою спортивную обувь в порядок.
Если подвести итоги причинам травматизма, то можно выделить следующие группы причин:
Травмы грозят при падении на твердое покрытие или на грунт, при столкновении друг с другом, при нахождении в секторе броска, при нарушении правил спортивных игр или неверном обращении со спортивным инвентарем.
К упражнениям и спортивным играм на физической культуре нужно допускать только тех учеников, которые ведут себя управляемо и дисциплинированно. Все ребята должны быть в спортивной форме, которая находится в полном порядке, соответствует погодным условиям и упражнениям / спортивным играм, которые планируется выполнять.
Тех, кто находится явно в болезненном или психически неустойчивом состоянии, нужно либо «привести в чувство», либо «посадить на лавочку»: пусть просто присутствуют на уроке.
Нужно строго следить за тем, чтобы дети брали спортивный инвентарь и (или) выполняли упражнения только после соответствующего разрешения учителя, и немедленно пресекать все вольности в этом плане.
Перед выполнением упражнений по метанию надо каждый раз удостоверяться в отсутствии в секторе броска людей или посторонних предметов. Также нельзя, чтобы вблизи от метающего кто-то стоял, чтобы дети ходили за снарядами без разрешения преподавателя.
Во время выполнения упражнений необходимо выполнять соответствующие каждому конкретному упражнению правила техники безопасности. Прежде всего, это: соблюдать дистанцию, избегать несанкционированных падений и столкновений с другими детьми.
Необходимо объяснить детям, что нельзя при беге резко менять траекторию движения, делать опасные движения или броски предметов, выполнять упражнения на брусьях и перекладине с влажными ладонями, озорничать, мешать выполнению упражнения другими учениками.
Практически любое упражнение на гимнастических снарядах – турнике, брусьях, коне и козле, бревне, кольцах и т.д. – нуждается в подстраховке со стороны учителя.
Перед уроком нужно переодеться в спортивную форму и обувь, которая должна подходить тебе по размеру и быть удобной. В раздевалке нельзя вставать и вспрыгивать на скамейки, баловаться, толкаться, мешать другим ребятам.
Необходимо убедиться в том, что шнурки на кедах или кроссовках завязаны крепко и не висят до самой земли. При необходимости – заправить концы шнурков за края обуви. Браслеты, «фенечки» нужно снять, и в карманах спортивной формы ничего лежать не должно: потому что непременно выпадет во время упражнений или игры.
На место проведения урока надо приходить только после приглашения преподавателя, и любой спортивный инвентарь можно брать только после его разрешения.
Перед началом урока нужно построиться – чтобы учитель мог всех бегло осмотреть и убедиться в том, что ребята в полном порядке: можно их допускать к занятиям спортом.
При беге надо бежать по своей дорожке, не менять резко траекторию своего движения безо всяких причин; соблюдать дистанцию, чтобы избежать столкновений с другими ребятами. Когда добежал до финиша, нельзя тут же резко останавливаться.
При выполнении упражнений на гимнастических снарядах нужно следить за тем, чтобы ладони не были влажными; чтобы под турник, брусья, канат и т.д. был подстелен мат.
Надо не стесняться выполнять упражнения с страховкой учителя: он не помешает тебе показать свою силу и ловкость, а в случае чего – выручит, не даст получить растяжение связок или другую травму. Страховка – когда учитель стоит наготове, чтобы быстро оказать помощь занимающемуся, если что-то пойдёт не так и он начнёт неудачно исполнять упражнение.
Перед упражнением на метание нужно убедиться, что в секторе броска нет людей. Нельзя близко стоять к метающему, ходить за снарядами без разрешения и находиться в зоне броска.
При выполнении прыжков запрещается прыгать на рыхлом, неровном или скользком грунте. При падении нельзя приземляться на прямые руки.
Если почувствовал резкое ухудшение самочувствия, болезненность – необходимо сразу же сообщить об этом учителю.
В целом, необходимо просто внимательно слушать и неукоснительно выполнять все просьбы и указания учителя на уроках физкультуры.
Механизм возникновения травм разнообразен. Повреждения можно получить в совершенно безобидной ситуации, за пару секунд. Они могут быть вызваны падением, ударом и сжатием, столкновением, резкими изменениями положения тела, предельными сгибаниями, разгибаниями, растяжениями, подвертыванием (стопы), трением о канат, и так далее.
Все травмы, связанные с беспечностью, неосторожностью, лихачеством – это беда. Получить их быстро, а лечить потом приходится очень долго. Кроме того, нередко случается так, что за необузданные, необдуманные поступки одних расплачиваются другие.
Например, неправильно вырванный мяч у соперника, сильный залом руки назад. Грубая остановка соперника недозволенным приёмом. Просто поставил подножку – а в результате может получиться тяжёлый перелом ноги или бедра со смещением. Получил неожиданный удар баскетбольным мячом по голове. Смешно? Нет: может получиться сотрясение головного мозга.
Нужно не забывать о том, что на занятиях по физической культуре все школьники входят в группу риска, которая подвержена травматизму. Ведь урок физической культуры отличается от других уроков высокой двигательной активностью занимающихся, а также тем, что на нём широко используется всевозможное спортивное оборудование и специальный инвентарь.
помеченные 1 класс, 10 класс, 11 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс