Психогимнастика для дошкольников

Психогимнастика для дошкольников

Самая большая ценность для человека – здоровье. Статистика свидетельствует об ухудшении состояния здоровья наших детей, и хотя в педагогической практике накоплен солидный опыт оздоровления дошкольника, поиск эффективных методик в этой области продолжается. В Уставе Всемирной организации здравоохранения, здоровье характеризуется как «состояние наибольшего физического психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов». Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задача каждого ДОУ.  Вот почему одним из путей решения проблемы является целенаправленное использование  инновационных  оздоровительных методик  и технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

Сохранение психического здоровья детей, создание эмоционального положительного фона, снятие тревожности и других эмоциональных проблем ребенка является зоной ответственности не только родителей. Такие же задачи стоят перед воспитателями и педагогами в ходе их взаимодействия с детской аудиторией. Комплекс приемов для этого предлагает психогимнастика.

2. Основные принципы и достоинства психогимнастики

3. Методика проведения психогимнастики у младших дошкольников

4. Методика проведения психогимнастики у старших дошкольников

5. Вместо заключения

Содержание статьи

Что такое психогимнастика

Психогимнастика является универсальной методикой, находящейся на стыке психотерапии, психологии и педагогики. Она включает в себя курсы занятий, наполненных играми, различными упражнениями, этюдами.  Все эти приемы помогают развитию ребенка, корректируют его поведение, личностные характеристики и эмоциональную сферу.Психогимнастика для дошкольников
В ходе игр и занятий ребенка учат общаться без слов и при этом не теряться в обществе.

Основные принципы и достоинства психогимнастики

Широкое распространение в мире психогимнастика получила благодаря несомненным достоинствам метода. Занятия дают следующие умения:

  1. Познание мира чувств и эмоций и управление ими. Одна из самых непредсказуемых сторон личности – эмоционально-чувственная, душевная – становится ближе и понятнее в других людях, а у себя – более управляемой.
  2. Легкость в общении с ровесниками и со взрослыми, изживание комплексов, тормозящих установление контактов с людьми.
  3. Владение навыками саморасслабления, снятия психического напряжения в стрессовых ситуациях. Природа редко дает такие умения человеку с рождения. Как правило, они появляются лишь во взрослой жизни и то не у всех. После курса психогимнастики можно с детских лет получить высокую стрессоустойчивость.
  4. Адекватность и раскованность языка мимики и жестов.
    На 93% люди получают информацию друг от друга невербальным языком. Язык наших жестов и мимики – самый правдивый и прямой. Тем важнее каждому человеку посылать миру адекватные, раскованные сигналы и движения и уметь управлять ими. несоответствия, если таковые имелись.
  5. Актерские способности, уникальные таланты самовыражения.
    Этюды, пантомимы и развивают в детях актерские таланты. Ребенок может найти собственный стиль самовыражения, только ему присущие жесты, движения, мимику. Благодаря быстрому подражательству, повторению дети в группе учатся друг у друга, перенимают таланты, делятся своими. Возможно из них вырастут будущие Чаплины, Полунины, Ярмольники.

Для максимального эффекта от занятий психогимнастику нужно проводить в четыре этапа:

  • развитие мимики, пантомимы, внимания и памяти;
  • работа с различными отдельными качествами человека, личностными особенностями;
  • вхождение в различные образы, умение примерять их на себя;
  • борьба с эмоциями напряжения, блокирование их.

Занятия строятся по единым правилам.

  1. По длительности они занимают от получаса до часа времени.
  2. По численности группы должны быть маленькими – не более 6 человек.
  3. Количество занятий в курсе ограничивается 20 сеансами.
  4. Регулярность занятий – один-два раза в неделю.

При проведении занятий родители, психологи, педагоги, воспитатели ориентируются на следующие принципы:

  • доброжелательность и уважение по отношению к детям;
  • создание атмосферы безопасности и свободы в отношениях между детьми и взрослыми;
  • отсутствие дидактизма, упреков и наказаний;
  • регулярная похвала, поощрения и положительные эмоциональные оценки за успехи;
  • стимулирование ребенка к самооценке;
  • поддержание постоянного интереса детей к играм и занятиям.

В курсах  психогимнастики разработаны отдельные методики и рекомендации для младших и старших дошкольников.

Методика проведения психогимнастики у младших дошкольников

Младшие дошкольники – это дети 3-4 лет. Обязательное условие для проведения занятий – фоновая музыка, лучше всего классическая, подходящая по эмоциональному заряду с проводимыми упражнениями.

Каждое занятие должно начинаться с приветствия. Детям предлагают улыбнуться такой же улыбкой, которой они приветствуют своих друзей.  Малыши любят погримасничать, покривляться и останавливать их в этом не стоит. На следующем обязательном этапе, разминке, детям показывают какую-нибудь необычную игрушку и просят описать ее жестами и мимикой. Можно сначала подсказать вопросами: «Как прыгает кенгуру?», «Как лисичка заметает хвостом свои следы?» и т.д.

В ходе занятий детей подбадривают похвалой, но не оценивают по ранжиру словами «Самый лучший», «Лучше всех».

Игры на движение:

  1. «Изобрази меня»: дети изображают разных животных – обезьянок, кошечек, собачек, зайчиков и др.
  2. «На огороде»: несколько малышей изображают садовников, рыхлят грядки, сажают семена, поливают их. Остальные дети изображают, как проклевывается из почвы, растет и развивается выбранный ими по желанию какой-либо фрукт, ягода или овощ.
  3. Инсценировка сказок «Репка», «Колобок» или других по желанию детей, которым уже читали эту сказку, и малыши знают ее содержание. Детям раздаются роли персонажей сказки. Педагог читает текст сказки, а каждый ребенок выполняет действия его персонажа.
  4. Воображаемые предметы.  Детям называется предмет, который они будут с улыбкой передавать друг другу – мячик, шарик, конфетку, пирожок и т.п.
    Размяв мышцы, дети переходят к разминке эмоций и чувств.
  5. «Почувствуй, как они». Малышам предлагают изобразить, как улыбаются, радуются, огорчаются и хмурятся, пугаются и злятся люди и животные (мама, папа, братик и сестренка, дети из садика и школьники, добрые принцессы и злые троли, собаки, тигры, продавцы, водители трамвая, врачи и др.), а также неодушевленное окружение (облака, большие тучи, волны, солнышко и т.п).
  6. Дети изображают чувства персонажей в определенной ситуации, например в сюжете сказки «Курочка Ряба». Бабка с дедкой сначала удивляются (снесла яичко золотое), потом радуются, потом злятся на мышку, которое разбила яичко, в итоге печалятся, оставшись ни с чем.

Психогимнастика для дошкольниковОценочные реакции на чувства и поступки людей.

  1. Поймай мяч.  Воспитатель предлагает определенные оценки знакомых детям персонажей:  хитрая Лиса, злой Волк, добрый Мишка. Называет сочетание вслух и бросает ребенку мячик. Если утверждение правильное, то малыш ловит мяч и показывает мимикой и жестами того персонажа, которого назвал воспитатель.
  2. Хороший-плохой. Читая знакомые младшим дошкольникам стихотворения, воспитатель предлагает отреагировать на хорошее или плохое поведение героя определенным способом. Например, похлопать в ладоши хорошему человеку из четверостишия «Я люблю свою лошадку», отреагировать топанием на строки «Зайку бросила хозяйка», а потом на строфу «Все равно его не брошу…»
  3. «Обнимашки». В конце занятий всем его маленьким участникам необходимо попрощаться под веселую музыку или под общую песенку. При этом обязательно улыбнуться и обнять друг друга.

Главной трудностью для педагога станет сохранение внимания и активности детей в течение всего занятия. Нужно постараться держать малышей в фокусе на протяжении всех игр. Только тогда будет получен эффект от упражнений. Поэтому важно разнообразить игры любыми источниками, используя сюжеты детских книг, мультфильмов, телепередач.

Психогимнастика для дошкольников

Методика проведения психогимнастики у старших дошкольников

Психогимнастика для старших дошкольников проходит по тем же принципам и с такой же тактикой, как и для малышей. Используются сюжеты и персонажи книг, мультфильмов, фильмов, соответствующих этому возрасту.
Также в начале занятий создается комфортная благожелательная атмосфера, проводится приветствие, разминка.

Детей нужно хвалить за их выполнение задания, особенно отмечая оригинальные и неожиданные версии (поздороваться рожками, хвостиками и т.д.).   Для развития эмоциональной сферы рекомендуются сказки «Дюймовочка», «Снежная королева», «Теремок», «Золушка» и др. Персонажи вызывают широкий диапазон чувств и эмоций, которые изображают дети.

Для психомышечной тренировки предлагается изобразить любопытство инопланетянина, высадившегося на Землю, виртуально помочь бабушке на огороде, изобразить радостную собачку на прогулке или кошку, которая ловит мышей, движения и эмоции Человека-Паука или Супер-Героя.

Особенное внимание стоит уделить изучению характера и особенностей поведения человека. Это важно направление занятий, так старшие дошкольники вступают в коммуникации с большим количеством людей.

Помогут в этом следующие игры:

  1.  «Угадай, кто это». Ребенок изображает мимикой и жестами знакомого всем участникам группы персонажа или героя сказок, мультфильмов, стихов, особенно ярко показывая черты характера героя. Группа угадывает, что это за персонаж.
  2. «Выбери лучшего». По заданию педагога дети изображают злых и добрых героев, а затем сами выбирают того ребенка, который справился с заданием интереснее всех.
  3. «Типичные характеры». Дети изображают самые распространенные варианты поведения людей: злюки, плаксы, весельчаки, скромники и др.

В конце занятия детей необходимо успокоить, уравновесить их эмоции. Можно полежать на полу под тихую музыку, затем дать время пообщаться между собой.

Вместо заключения

Элементы психогимнастики могут проводиться в обычной жизни между родителями и детьми, между старшими и младшими членами семьи. Уникальность методики в том, что она помогает уравновесить свое психо-эмоциональное состояние взрослым, занять интересной игрой ребенка, создать позитивную атмосферу в группе, коллективе семье. Сохранение психического здоровья детей, создание эмоционального положительного фона, снятие тревожности и других эмоциональных проблем  ребенка является зоной ответственности не только родителей. Такие же задачи стоят перед воспитателями и педагогами в ходе их взаимодействия с детской аудиторией. Комплекс приемов для этого предлагает психогимнастика.


https://blogun.ru/ultimatumeehegfg.html

Предыдущая запись Хобби для девочки 10 лет
Следующая запись Хобби для мальчика 10 лет

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Политика конфиденциальности

Яндекс.Метрика