Самая большая ценность для человека – здоровье. Статистика свидетельствует об ухудшении состояния здоровья наших детей, и хотя в педагогической практике накоплен солидный опыт оздоровления дошкольника, поиск эффективных методик в этой области продолжается. В Уставе Всемирной организации здравоохранения, здоровье характеризуется как «состояние наибольшего физического психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов». Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задача каждого ДОУ. Вот почему одним из путей решения проблемы является целенаправленное использование инновационных оздоровительных методик и технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.
Сохранение психического здоровья детей, создание эмоционального положительного фона, снятие тревожности и других эмоциональных проблем ребенка является зоной ответственности не только родителей. Такие же задачи стоят перед воспитателями и педагогами в ходе их взаимодействия с детской аудиторией. Комплекс приемов для этого предлагает психогимнастика.
2. Основные принципы и достоинства психогимнастики
3. Методика проведения психогимнастики у младших дошкольников
4. Методика проведения психогимнастики у старших дошкольников
5. Вместо заключения
Содержание статьи
Психогимнастика является универсальной методикой, находящейся на стыке психотерапии, психологии и педагогики. Она включает в себя курсы занятий, наполненных играми, различными упражнениями, этюдами. Все эти приемы помогают развитию ребенка, корректируют его поведение, личностные характеристики и эмоциональную сферу.
В ходе игр и занятий ребенка учат общаться без слов и при этом не теряться в обществе.
Широкое распространение в мире психогимнастика получила благодаря несомненным достоинствам метода. Занятия дают следующие умения:
Для максимального эффекта от занятий психогимнастику нужно проводить в четыре этапа:
Занятия строятся по единым правилам.
При проведении занятий родители, психологи, педагоги, воспитатели ориентируются на следующие принципы:
В курсах психогимнастики разработаны отдельные методики и рекомендации для младших и старших дошкольников.
Младшие дошкольники – это дети 3-4 лет. Обязательное условие для проведения занятий – фоновая музыка, лучше всего классическая, подходящая по эмоциональному заряду с проводимыми упражнениями.
Каждое занятие должно начинаться с приветствия. Детям предлагают улыбнуться такой же улыбкой, которой они приветствуют своих друзей. Малыши любят погримасничать, покривляться и останавливать их в этом не стоит. На следующем обязательном этапе, разминке, детям показывают какую-нибудь необычную игрушку и просят описать ее жестами и мимикой. Можно сначала подсказать вопросами: «Как прыгает кенгуру?», «Как лисичка заметает хвостом свои следы?» и т.д.
В ходе занятий детей подбадривают похвалой, но не оценивают по ранжиру словами «Самый лучший», «Лучше всех».
Оценочные реакции на чувства и поступки людей.
Главной трудностью для педагога станет сохранение внимания и активности детей в течение всего занятия. Нужно постараться держать малышей в фокусе на протяжении всех игр. Только тогда будет получен эффект от упражнений. Поэтому важно разнообразить игры любыми источниками, используя сюжеты детских книг, мультфильмов, телепередач.
Психогимнастика для старших дошкольников проходит по тем же принципам и с такой же тактикой, как и для малышей. Используются сюжеты и персонажи книг, мультфильмов, фильмов, соответствующих этому возрасту.
Также в начале занятий создается комфортная благожелательная атмосфера, проводится приветствие, разминка.
Детей нужно хвалить за их выполнение задания, особенно отмечая оригинальные и неожиданные версии (поздороваться рожками, хвостиками и т.д.). Для развития эмоциональной сферы рекомендуются сказки «Дюймовочка», «Снежная королева», «Теремок», «Золушка» и др. Персонажи вызывают широкий диапазон чувств и эмоций, которые изображают дети.
Для психомышечной тренировки предлагается изобразить любопытство инопланетянина, высадившегося на Землю, виртуально помочь бабушке на огороде, изобразить радостную собачку на прогулке или кошку, которая ловит мышей, движения и эмоции Человека-Паука или Супер-Героя.
Особенное внимание стоит уделить изучению характера и особенностей поведения человека. Это важно направление занятий, так старшие дошкольники вступают в коммуникации с большим количеством людей.
Помогут в этом следующие игры:
В конце занятия детей необходимо успокоить, уравновесить их эмоции. Можно полежать на полу под тихую музыку, затем дать время пообщаться между собой.
Элементы психогимнастики могут проводиться в обычной жизни между родителями и детьми, между старшими и младшими членами семьи. Уникальность методики в том, что она помогает уравновесить свое психо-эмоциональное состояние взрослым, занять интересной игрой ребенка, создать позитивную атмосферу в группе, коллективе семье. Сохранение психического здоровья детей, создание эмоционального положительного фона, снятие тревожности и других эмоциональных проблем ребенка является зоной ответственности не только родителей. Такие же задачи стоят перед воспитателями и педагогами в ходе их взаимодействия с детской аудиторией. Комплекс приемов для этого предлагает психогимнастика.