В современный век развития человечества многие молодые родители задумываются над тем, как же правильно воспитать своего ребенка? К какой методике развития и воспитания прибегнуть? Одну из таких методик разработала Мария Монтессори, итальянский педагог и врач. Ее методика довольно известна и применяется во многих дошкольных учреждениях. Стоит отметить, что она более чем эффективна в процессе реабилитации детей с отклонениями в развитии.
Содержание статьи
Впервые данный метод был использован Марией в открывшемся «Доме ребенка», где была создана особая развивающая среда, в которой главной целью было приспособление детей к умению обслужить самих себя и легко чувствовать в окружении других людей.
Спустя некоторое время был отмечен значительный прогресс в развитии интеллекта детей, они в ряде случаев опережали своих здоровых сверстников, хотя целью развить интеллект не было. Эти показатели способствовали внедрению данной системы в детские учреждения для здоровых детей, где так же себя оправдали.
Самая главная особенность теории Монтессори – помочь ребенку стать самостоятельным. Чрезмерная опека и принуждение к выполнению действий, которые ребенок делать не желает, в данной методике запрещены.
Мария считала, что каждый ребенок с рождения уникален и обладает определенным стремлением к труду и саморазвитию. Каждый малыш имеет право к самопознанию и изучению окружающего мира самостоятельно, нуждаясь в родительской помощи лишь в некоторых моментах.
В 90-е годы данная методика произвела ошеломительный эффект в сфере развития детей. Она применяется и в наши дни, но с небольшими изменениями.
В данной системе запрещается:
Эти методы применяются в обычной системе воспитания, но в данной методике они не эффективны, так как:
Каждый ребенок на подсознательном уровне знает, что ему требуется для развития. Родитель или же воспитатель должен лишь обеспечить нужную среду для саморазвития ребенка.
Из всего сказанного Мария выделила основные процессы:
Все это позволит достигнуть и понять следующие принципы воспитания:
Сама Мария считала, что начинать развитие по данной методике следует еще до появления малыша на свет. Многие родители, твердо решившие следовать данной методике, создают в доме среду для развития малыша.
В ранний период развития ребенок и мать тесно связаны и интерес к окружающему миру у малыша слишком мал, но к приближению трехмесячного возраста его интерес возрастает. Именно в этот период многие родители начинают посещать Нидо-группы, что означает «Гнездышко».
Группа для развития детей от трех месяцев до момента уверенной ходьбы. В данной группе мать и дитя располагаются в специально подготовленной и комфортной зоне, где педагоги помогают родителям лучше понять своего ребенка, обустроить развивающую среду дома, правильно ввести прикорм и многое другое. Дети учатся контролировать свои движения, развивают крупную и мелкую моторику. Пройдя обучение в данной группе, дети переходят в следующую группу – Тоддлер-группу.
Данная группа развития представлена классом для адаптации детей к детскому саду. Посещение такой группы позволяет малышу обрести опыт общения с другими взрослыми и детьми, приобрести первичные навыки самостоятельности и самообслуживания, а так же позволяет ознакомиться с предметами обихода.
Родители сами решают, как посещать данную группу: ежедневно, по нескольку часов в день или же несколько раз в неделю. Так же данная методика применяется для индивидуальных, групповых и общих занятий в детских садах.
В индивидуальных занятиях воспитатель передает свои знания лишь одному ребенку, помогая ему освоить дидактические материалы. Такие занятия проводятся до тех пор, пока ребенок не научится понимать устройство данных пособий. Затем такого ребенка привлекают в групповые занятия.
Групповые занятия проводятся для детей приблизительно одного уровня развития. Направление занятий остается прежним — развитие способности работать с дидактическим материалом и ориентация в нем, но уже группой.
Общие занятия проводятся со всей группой детей и непродолжительное время. После получения информации дети сами решают, чем заняться: продолжить изучать дидактический материал или же найти занятие более привлекательное.
Главное преимущество данной методики – самостоятельное развитие ребенка, где темп получения знаний определяет сам ученик, а взрослый является сторонним наблюдателем.
Минусы данной методики выделены следующие:
В наше время многие учреждения не применяют методику Марии Монтессори в ее первозданном виде, а применяют в воспитании детей только лучшие ее аспекты, дополняя своими наработками.