Методика Монтессори: суть и принципы

Методика Монтессори: суть и принципы

В современный век развития человечества многие молодые родители задумываются над тем, как же правильно воспитать своего ребенка? К какой методике развития и воспитания прибегнуть? Одну из таких методик разработала Мария Монтессори, итальянский педагог и врач. Ее методика довольно известна и применяется во многих дошкольных учреждениях. Стоит отметить, что она более чем эффективна в процессе реабилитации детей с отклонениями в развитии.

Особенности педагогической теории Марии Монтессори

Впервые данный метод был использован Марией в открывшемся «Доме ребенка», где была создана особая развивающая среда, в которой главной целью было приспособление детей к умению обслужить самих себя и легко чувствовать в окружении других людей.

Спустя некоторое время был отмечен значительный прогресс в развитии интеллекта детей, они в ряде случаев опережали своих здоровых сверстников, хотя целью развить интеллект не было. Эти показатели способствовали внедрению данной системы в детские учреждения для здоровых детей, где так же себя оправдали.

Самая главная особенность теории Монтессори – помочь ребенку стать самостоятельным. Чрезмерная опека и принуждение к выполнению действий, которые ребенок делать не желает, в данной методике запрещены.

Мария считала, что каждый ребенок с рождения уникален и обладает определенным стремлением к труду и саморазвитию. Каждый малыш имеет право к самопознанию и изучению окружающего мира самостоятельно, нуждаясь в родительской помощи лишь в некоторых моментах.

В 90-е годы данная методика произвела ошеломительный эффект в сфере развития детей. Она применяется и в наши дни, но с небольшими изменениями.

В данной системе запрещается:

  • приводить пример для сравнения детей друг с другом;
  • применять соревновательные методы развития;
  • давать оценку действий ребенка по каким-либо стандартам;
  • использовать метод «Кнут и пряник»;
  • заставлять выполнять ребенка определенные действия.

Методика Монтессори: суть и принципыЭти методы применяются в обычной системе воспитания, но в данной методике они не эффективны, так как:

  • каждый ребенок имеет цель вырасти самостоятельно и повзрослеть;
  • получение знаний и опыта является главным аспектом для малыша;
  • в саморазвитии должна быть предоставлена свобода действий, что выработает дисциплину;
  • обучение различным дисциплинам не должно быть по принуждению.

Самые главные принципы методики

Каждый ребенок на подсознательном уровне знает, что ему требуется для развития. Родитель или же воспитатель должен лишь обеспечить нужную среду для саморазвития ребенка.

Из всего сказанного Мария выделила основные процессы:

  1. Ребенок должен находиться в центре;
  2. Вокруг него должна быть подготовленная среда;
  3. Место рядом с ребенком должен занять воспитатель или родитель.

Все это позволит достигнуть и понять следующие принципы воспитания:

  • Индивидуальность. Этот принцип помогает педагогу оказать помощь в открытии потенциала обучаемого, путем саморазвития.
  • Самокоррекция. Педагог должен помочь ребенку увидеть совершенные ошибки и исправить их.
  • Личное пространство. Малыш должен уметь понять, что каждый имеет определенное место в обществе, что позволяет развить умение поддержать порядок и чистоту.
  • Социальное взаимодействие. Ребенок должен быть определен в общество детей разных возрастных категорий, где каждый помогает и поддерживает друг друга, что развивает способность позаботиться о близких.
  • Жизненный опыт. Ребенок должен быть вовлечен в домашние или иные дела и принимать в них активное участие, что помогает ребенку набираться жизненного опыта.

Области практического применения методики Монтессори

Сама Мария считала, что начинать развитие по данной методике следует еще до появления малыша на свет. Многие родители, твердо решившие следовать данной методике, создают в доме среду для развития малыша.

В ранний период развития ребенок и мать тесно связаны и интерес к окружающему миру у малыша слишком мал, но к приближению трехмесячного возраста его интерес возрастает. Именно в этот период многие родители начинают посещать Нидо-группы, что означает «Гнездышко».

Нидо-группа

Группа для развития детей от трех месяцев до момента уверенной ходьбы. В данной группе мать и дитя располагаются в специально подготовленной и комфортной зоне, где педагоги помогают родителям лучше понять своего ребенка, обустроить развивающую среду дома, правильно ввести прикорм и многое другое. Дети учатся контролировать свои движения, развивают крупную и мелкую моторику. Пройдя обучение в данной группе, дети переходят в следующую группу – Тоддлер-группу.Методика Монтессори: суть и принципы

Тоддлер-группа

Данная группа развития представлена классом для адаптации детей к детскому саду. Посещение такой группы позволяет малышу обрести опыт общения с другими взрослыми и детьми, приобрести первичные навыки самостоятельности и самообслуживания, а так же позволяет ознакомиться с предметами обихода.

Родители сами решают, как посещать данную группу: ежедневно, по нескольку часов в день или же несколько раз в неделю. Так же данная методика применяется для индивидуальных, групповых и общих занятий в детских садах.

В индивидуальных занятиях воспитатель передает свои знания лишь одному ребенку, помогая ему освоить дидактические материалы. Такие занятия проводятся до тех пор, пока ребенок не научится понимать устройство данных пособий. Затем такого ребенка привлекают в групповые занятия.Методика Монтессори: суть и принципы

Групповые занятия проводятся для детей приблизительно одного уровня развития. Направление занятий остается прежним — развитие способности работать с дидактическим материалом и ориентация в нем, но уже группой.

Общие занятия проводятся со всей группой детей и непродолжительное время. После получения информации дети сами решают, чем заняться: продолжить изучать дидактический материал или же найти занятие более привлекательное.

Основные достоинства и недостатки системы воспитания Монтессори

Главное преимущество данной методики – самостоятельное развитие ребенка, где темп получения знаний определяет сам ученик, а взрослый является сторонним наблюдателем.

Минусы данной методики выделены следующие:

  1. Вспомогательная литература больше направлены на развития мышления, действий и умения выйти из какой-либо ситуации что не дает в полном объеме раскрыть творческий потенциал ребенка;
  2. Отсутствие ролевых игр тормозят развитие ребенка, затрудняют его познание окружающей действительности;
  3. Такой способ воспитания не подойдет замкнутым и стеснительным детям, так как направлен на самостоятельное обучение;
  4. Воспитываясь по системе Монтессори, ребенку будет тяжело обучаться в обычных детских садах и школах.

В наше время многие учреждения не применяют методику Марии Монтессори в ее первозданном виде, а применяют в воспитании детей только лучшие ее аспекты, дополняя своими наработками.

Предыдущая запись Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет
Следующая запись Правила езды на велосипеде по проезжей части

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Политика конфиденциальности

Яндекс.Метрика