Все мы в той или иной степени уже успели столкнуться с понятием ментальной арифметики. Кто-то знает об этой науке больше и даже уже успел записать ребенка в кружки по ее изучению. Кто-то просто слышал название, но точного определения этому не знает. Что же это за учение, для кого оно подходит, как проходят занятия и где потом можно будет применить полученные знания? Это далеко не все вопросы, которыми интересуются родители детей, желающих осваивать ментальную арифметику. Мы тоже заинтересовались и решили узнать, что же такое ментальная арифметика.
Содержание статьи
Ментальная арифметика пришла к нам из древнейших времен, точнее из Китая и была изобретена пять тысячелетий назад. Но в нынешнюю жизнь нам ее внес турок Шеном. Как говорится, новое — это хорошо забытое старое. В данной методике используется старейший способ подсчетов — это абакус. В нашем мире мы пользуемся усовершенствованным абакусом из Японии — это калькулятор. Но, как считают эксперты, первоначальный вариант абакуса — наилучший вариант многостороннего развития ребенка.
Сами счеты абакус поспособствовали появлению новой программы «менар» или как мы успели привыкнуть «ментальная арифметика» или проще — «менталка». В первый раз программа появилась в Азии, около 1993 году. Вот дошла она до нашего времени в наилучшем своем виде. Обучение устному счету идет в 50 развитых странах нашей планеты. Одними из самых первых переняли методику школы в Соединенных Штатах Америки, Таиланда и Австралии, Австрии, Ближнего востока и Китая. А в Японии, стране восходящего солнца, ментальная арифметика входит в обязательную учебную программу.
Очень активно появляются специальные учебные заведения в России, Казахстане, Киргизии. Наивысших баллов достала ментальная арифметика в столице — Москве.
Ментальная арифметика создана для ускоренного умственного счета без бумаги и калькулятора, таким образом, развивая интеллект ребенка. Изучая программу, любой человек стимулирует логическое мышление и соображение, сосредоточенность и наблюдательность. Может научиться «щелкать как семечки» любые арифметические примеры, да и с задачами по математике проблем не будет, тренирует память, так же умение быстро считать отражается на мышлении ребенка, приходит уверенность в своих действиях.
Как все знают, у каждого человека в правом полушарии сконцентрированы механизмы, отвечающие за творчество, а в левом за логическое мышление. Когда пишет левая рука, функционирует правое полушарие мозга, когда пишет правая, то включается левое. Таким образом, тренируя два полушария можно добиться грандиозных высот развития потенциала малыша. Самая большая задача ментальной арифметики состоит из развития двух полушарий мозга. Тренируя навыки быстрого счета, родитель делает огромный вклад в успешное будущее ребенка.
Методика обучения ментальной арифметике подразумевает под собой стремительное увеличение нейронных взаимосвязей в мозгу с помощью активного мыслительного процесса. В связи с этим данный учебный процесс более подходит для ребят от четырех лет и до шестнадцати, т.е. в промежуток времени наиболее стремительного увеличения клеток мозгового вещества. После шестнадцати лет обучение может занять несколько больше времени, нежели до этого возраста.
Ментальная арифметика принесет больше пользы ребятам, не интересующимся точными науками, им будет не сложно найти творческие действия в уроках ментальной арифметики, что, безусловно, послужит помощью для усвоения программ других наук. Нестандартное умение считать столь интересным способом, будет вернее всего еще и стимулом для самореализации, т.к. придет уверенность в собственных силах и смелость. Специалисты так же отмечают, что регулярные уроки ментальной арифметики увеличивают общую успеваемость в школе и усидчивость.
Как сказано выше ценность уроков ментальной арифметики состоит в том, что она стимулирует два полушария мозга. На уроках воспитанники совершенствуют использование своего воображения. А особенно детское воображение помогает решать вопросы вне здания школы, а не только на уроках, это творческое мышление, нестандартное решение задач по жизни. Безусловно как многие говорят «побочный эффект» ментальной арифметики- быстрый счет, трудно не согласиться, т.к. большую часть времени на занятиях человек считает. Вообще ментальная арифметика помогает разработать моторику рук, полушарные связи, скорость мозговой деятельности, концентрацию внимания.
У любого учения существуют преимущества и недостатки. Есть они и у ментальной арифметики. Рассмотрим подробнее.
Плюсы ментальной арифметики
Продуктивность обучения можно пояснить самим методом, его отличительными чертами:
Минусы ментальной арифметики
Первоначальные часы занятий отданы знакомству со счетами как с вещью. Ребята осваивают функциональность, учатся выставлять правильно числа, считать на них. У детей создается образ счетов в воображении, далее счеты понемногу убираются, и ребенок старается делать арифметические операции уже в уме.
Как канон, первоначальные плоды изучения ментальной математики видны спустя 2–3 месяца уже после введения понедельных уроков и исполнения каждодневных кратких домашних задач. Для того чтобы в полном объеме усвоить технику, ребятам будет нужно приблизительно 2 года стабильных занятий.
В первый год ребенок освоит операции суммирование и вычитание чисел, а вторая большая стадия — способность перемножать и дробить. Поскольку, как правило, у ребят, приступающих к обучению с раннего возраста, процесс изучения ментальной арифметики построен в форме игры. Преподаватели стараются завлечь детей и предоставить ему мотивацию к тренировкам.
Изучение ментальной арифметики – это не просто умение складывать в уме числа. Это огромный труд. Если ребенок не очень рад математическим формулам и не обладает соответствующим складом ума, не нужно его насильно тащить на уроки по этой науке. Вряд ли это принесет какую-то пользу самому ребенку. С другой стороны, даже если ребенку хочется изучать эту науку, не стоит оказывать давление со стороны родителей на этот процесс, заставлять заниматься через силу. Это может спровоцировать переутомление детского мозга и потерю интереса к самой менталке. Если же вы – родители, дети которых с удовольствием постигают вершины этой точной науки, то можно только по-доброму завидовать вам. Ничего плохого в изучении ментальной арифметики точно не будет. Главное, относиться к этому с умом.