Подлежащее и сказуемое являются неотъемлемыми частями любого предложения, без которых было бы невозможно сформировать текст и донести информацию до собеседника. Для того чтобы лучше разобраться в теме, следует выяснить, что собой представляет предложение как синтаксическая единица, из чего оно состоит и каким бывает. Далее рассмотрим понятие «члены предложения», их разновидности и основные характеристики. На примерах разберем ситуации, иллюстрирующие особенности подлежащего и сказуемого, и подведем итоги. В конце статьи будет представлен список заданий для самопроверки с ответами.
Содержание статьи
Предложение – это важнейшая синтаксическая единица, без которой общение стало бы невозможным. Независимо от количества слов, из которых оно состоит (одно или несколько), в каждом случае предложение отражает какую-то часть окружающей действительности.
Данная синтаксическая единица характеризуется смысловой и интонационной завершенностью и формируется из слов, выполняющих определенную семантико-синтаксическую функцию. Такие слова называются членами предложения и связаны друг с другом грамматически и по смыслу.
Грамматическая связь слов устанавливается с помощью предлогов и окончаний.
Главные члены — это самостоятельные части речи, которые могут быть двух типов:
Первая группа включает подлежащее и сказуемое. Наличие хотя бы одного из них – это обязательное условие для построения любого предложения.
В группу второстепенных членов входят:
Предложением не будет являться:
Если в предложение присутствуют и подлежащее, и сказуемое, то его называют двусоставным. Например: Огонь горит. При наличии только одного главного члена предложение будет называться односоставным. Например: Темнеет. Рассвет.
Предложения могут состоять только из главных членов, либо включать также и второстепенные. В первом случае они будут являться нераспространенными, а во втором – распространенными предложениями.
Данную синтаксическую конструкцию составляют сказуемое и подлежащее, так как именно главные члены выражают основное значение любого предложения. Именно в грамматической основе заключается тот или иной фрагмент окружающего мира. При этом он может быть как реально существующим, так и нереальным — желательным, возможным или необходимым.
Реальный фрагмент действительности мы видим на примере: Сегодня рыба хорошо клюет.
Здесь, напротив, отражается желательный либо возможный фрагмент действительности: Я бы тоже хотела разделить этот праздник с тобой.
А в этом случае грамматическая основа выражает побуждение к действию: Спи спокойно, моя радость.
Подлежащее — это главный член предложения, обозначающий предмет речи – то, о чем или о ком говорится в предложении (например, о том, кто действует, испытывает то или иное состояние, имеет определенные характеристики). Подлежащее отвечает на вопросы кто? и что? и в большинстве случаев представлено существительным либо местоимением в форме именительного падежа.
Например: в предложении Зима была снежная подлежащим является слово «зима».
Очень часто подлежащее выступает субъектом действия, которое называет сказуемое. Последнее при этом характеризует подлежащее, то есть тот объект или субъект, который совершает действие или испытывает какое-то состояние.
Подлежащее связано со сказуемым по смыслу и грамматически.
Для выделения подлежащего на письме используется одинарное подчеркивание: Снег кружится, мерцают звезды.
Как уже было сказано, в большинстве случаев этот член предложения выражается существительным в именительном падеже. Нередко в качестве подлежащего выступают местоимения, например:
Помимо существительного в именительном падеже и местоимения, подлежащее, представленное одним словом, может выражаться:
В редких случаях подлежащее может быть выражено междометием. Например: Послышалось громкое и протяжное эй. Также встречаются предлоги (Над является предлогом), союзы (И – соединительный союз), частицы (Не – это отрицательная частица).
Подлежащее может быть выражено одним словом, либо сразу несколькими, в том числе неделимыми словосочетаниями (фразеологизмами или словами, которые обозначают определенные понятия):
Иногда подлежащее может употребляться не в именительном падеже. Важное условие – в предложение должно говориться о чем-то приблизительном. Например: Около трехсот человек собрались на площади.
Здесь также стоит детальнее рассмотреть наиболее трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим в числе. Существует несколько таких ситуаций:
Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак подлежащего. Отвечает на вопросы: что делает? каков (какой)? что такое? кто такой? что происходит?
Сказуемое обычно согласуется с подлежащим в числе, лице или роде.
Чаще всего выражается глаголом. В некоторых случаях это могут быть и имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Также могут быть и другие части речи в именных сказуемых.
Все сказуемые можно поделить на две группы:
Составные сказуемые, в свою очередь, делятся на типы:
Более подробно о типах сказуемых будет рассказано в отдельной статье.
Ранее в статье несколько раз упоминалось о таком явлении, как нулевая связка в предложении. Рассмотрим такую ситуацию подробнее, ведь именно с ней связана одна из важнейших в русском языке орфограмм – наличие тире между подлежащим и сказуемым.
Выделяют следующие случаи постановки тире между главными членами предложения:
Также необходимо знать, когда тире между подлежащим и сказуемым НЕ ставится.
Предложение обязательно включает подлежащее и сказуемое либо одно из них. Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространенными. Предложения, которые включают второстепенные члены, называются распространенными.
Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
Подлежащее – это один из главных членов предложения. Оно называет то, о чем говорится в предложении. Может быть выражено другими словами, выступающими в роли имени существительного:
Сказуемое – это второй главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак подлежащего. Выражается глаголом, существительным прилагательным и другими частями речи.
Для проверки полученных знаний предлагаем выполнить несколько заданий по рассмотренной в статье теме.
1. Соотнесите часть речи, через которую выражено подлежащее, с примером из второго столбца.
Вариант I
1. Существительное
1. Играть в шахматы – мое любимое занятие.
2. Местоимение
2. Тринадцать – таинственное число.
3. Инфинитив
3. Елена Николаевна – наш классный руководитель.
4. Числительное
4. Этот памятник был установлен в XIX веке.
5. Сочетание числительного с существительным
5. Кто-то постучал в дверь.
6. Синтаксически неделимое сочетание
6. Пятеро товарищей отправились на рыбалку.
Ответ: 1-4, 2-5, 3-1, 4-2, 5-6, 6-3.
Вариант II
1. Существительное
1. Танцевать – вот мое предназначение.
2. Местоимение
2. Пять – идеальная оценка.
3. Инфинитив
3. Река Омка впадает в Иртыш.
4. Числительное
4. Воздух буквально плавился от жары.
5. Сочетание числительного с существительным
5. Что-то случилось с этим компьютером.
6. Синтаксически неделимое сочетание
6. Три мушкетера – верные товарищи.
Ответ: 1-4, 2-5, 3-1, 4-2, 5-6, 6-3.
2. Выберете правильный вариант написания, объясните свой выбор.
Вариант I
1). Множество людей собрал(ось/ись) на площади. 2). Много звезд горел(и/о) на небе. 3). Две машины столкнул(ось/ись) на трассе. 4). В городе был(о/и) пять театров. 5). Две тысячи человек уже собрал(ось/ись) на площади. 6). Только пять учеников справил(ось/ись) с заданиями. 7). Четверо детей играл(о/и) в песочнице.
Ответ: собрались, горело, столкнулись, было, собралось, справилось, играли.
Вариант II
1). Большинство ребят устал(о/и) после тяжелого дня. 2). Мало растений зацвел(и/о) в этом году. 3). Пять ударов колокола прозвучал(о/и) вдалеке. 4). У моего дедушки был(и/о) две собаки. 5). Двести студентов сидел(и/о) в зале. 6). Всего лишь два светофора не работал(и/о) сегодня. 7). Трое друзей пошл(о/и) гулять.
Ответ: устали, зацвело, прозвучали, было, сидело, не работало, пошли.
3. Назовите тип сказуемого.
Вариант I
1). С малых лет я стал интересоваться книгами. 2). Выигрыш был значителен. 3). Дождь словно плотная стена, повисшая между небом и землей. 4). Мысли эти были неприятны. 5). Я всегда мечтала научиться кататься на коньках. 6). Боря – самый обидчивый из моих друзей. 7). В будущем он планирует стать учителем. 8). Увидев, сколько подарков ему преподнесли, брат стал бурно радоваться своему нежданному счастью.
Ответ: СГС, СИС, СИС, СИС, СГС, СИС, СГС, СГС.
Вариант II
1). Завтра он будет играть Онегина в школьном спектакле. 2). Я была очень рада оказать вам поддержку. 3). Ее руки были холодны как лед. 4). Этот праздник – главное событие уходящего года. 5). Во время урока соблюдайте тишину. 6). Моя сестра будет счастлива поддержать тебя перед соревнованием. 7). Подруга была чем-то расстроена. 8). Он уже заканчивал работать над своим проектом.
Ответ: ПГС, СГС, СИС, СИС, ПСГ, СГС, СИС, СГС.
4. Определите, где нужно ставить тире, а где нет.
Вариант I
1). Я (?) профессиональный переводчик. 2). Лондон (?) столица Великобритании. 3). Купить эту машину (?) выкинуть деньги на ветер. 4). Играть в футбол с друзьями (?) лучшее развлечение. 5). Поражение в этом соревновании (?) не конец света. 6). Ноги у нее (?) словно спички. 7). Неделя (?) это семь дней. 8). Одежда (?) мокрая и холодная.
Ответ: нет, да, да, да, нет, нет, да, нет.
Вариант II
1). Умеренное занятие спортом (?) полезная для здоровья вещь. 2). Найти себя в этом мире (?) вот что для меня смысл жизни. 3). Высшее образование (?) не показатель ума. 4). Конституция (?) это основной закон многих государств. 5). Ты (?) самое дорогое, что у меня есть. 6). Он (?) неисправимый бездельник. 7). Волосы у нее (?) как шелк. 8) Задания (?) очень сложные.
Ответ: да, да, нет, да, нет, нет, нет, нет.
5. Замените данные предложения близкими по смыслу в соответствии с образцом. Поставьте тире там, где это необходимо.
Образец: Мой отец работает на тракторе. – Мой отец – тракторист.
Вариант I
1). Старшая сестра недавно поступила в университет. 2). Мой друг играет на фортепиано. 3). Этот мужчина лечит людей. 4). Вова говорит на пяти языках. 5). Таня проводит экскурсии.
Ответ: Старшая сестра – первокурсница. Мой друг – музыкант. Этот мужчина – врач. Вова – полиглот. Таня – экскурсовод.
Вариант II
1). Моя мама занимается воспитанием малышей в детской саду. 2) Ты побывал во многих странах мира. 3). Мой брат любит поспать до обеда. 4). Этот человек не любит врать. 5). Вова создает фильмы.
Ответ: Моя мама – воспитательница. Ты путешественник. Мой брат – соня. Этот человек не лжец. Вова – режиссер.
Подлежащее и сказуемое: упражнения для самоконтроля
помеченные Подростковый возраст (12-15 лет), Русский язык