Ревность – чувство, знакомое каждому: и взрослому, и ребенку. Каждый может дать ему свое описание. Здесь может быть и обида на несправедливость судьбы («мной пренебрегают»), и злость на соперника/соперницу («все из-за него/нее»), и мучения по поводу своей несостоятельности («может, я вообще не достоин, может, я хуже других?»). У разных людей чувство ревности может проявляться с разной силой. Кого-то она будет подталкивать к действиям – укорить «изменника», отомстить сопернику/сопернице, кого-то надолго повергнет в уныние и тоску. Обычно человеку, которому предпочли другого, сочувствуют и сопереживают, поскольку можно легко поставить себя на его место и представить свои чувства в подобной ситуации.
А теперь представьте себе, что этот соперник (или соперница) навсегда поселился в вашей квартире и претендует на абсолютно равные с вами права. От вас безоговорочно требуется поделиться с чужаком тем, что раньше было безраздельно ваше. К тому же вы обязаны «полюбить его». И никакого понимания ваших переживаний! При малейшем проявлении негативных эмоций в адрес соперника все родные и близкие, в чьих любви и понимании вы были совершенно уверены, осуждают и обвиняют вас!
Что, легко это? Конечно, нет. А ведь именно так выглядит ситуация при появлении младшего ребенка в семье, с точки зрения старшего. Получается парадоксальная картина. Взрослые готовы допустить проявления ревности в своем кругу – у своих знакомых и друзей, найдя для нее какие-то оправдания. Но чувства своих собственных детей в аналогичной ситуации они понять не могут!
Ревность у ребенка однозначно расценивается как признак эгоизма, как свидетельство неблагополучия ребенка или его неправильного воспитания. Всегда найдется «плохой советчик», который расскажет, что в их семье дети были «горой друг за друга», «водой не разольешь» и пр. Вот и остается маме переживать и гадать, почему у нее такие «неидеальные» дети и что она упустила в воспитании первенца. А ошибка-то кроется в изначальной установке на то что ревности быть не должно, что она «ненормальна».
В обществе принято осуждать ревность внутри семьи, по отношению к родственникам. Причин тому много. Одна из них – страх людей перед внутрисемейными конфликтами, которые, как мы знаем еще со времен Шекспира, способны расколоть ее изнутри.
Давайте разберемся в том, что же меняется в отношении родителей к своему первенцу при появлении второго ребенка в семье. Нас прежде всего интересует фон, на котором развивается ревность у старшего ребенка.
Появление младенца в доме естественным образом переключает на себя основное внимание родителей, поскольку требует от них больших затрат сил и времени. Таким образом, одной из характерных особенностей этой ситуации является реальная усталость мамы, вызванная необходимостью заботиться о своем здоровье и о потребностях новорожденного. К тому же мама может не сразу осознать себя мамой двоих детей. Ее эмоциональное состояние после родов может быть еще не очень стабильным. Она может испытывать некоторую неуверенность в себе, тревогу за будущее семьи и даже…вину перед своим старшим ребенком за то, что отныне его положение единственного ребенка в семье изменилось.
Осознанно или неосознанно мама может надеяться на то, что старший ребенок поймет, насколько ей тяжело. И, поняв это, поможет ей своим хорошим поведением. А то и участием в уходе за маленьким. Мама ждет, что он поведет себя не как ребенок, а скорее как взрослый. Чем сильнее реальная усталость мамы, чем больше проблем доставляет новорожденный, тем больше может быть недовольства «неправильным» поведением старшего.
Отец и родственники в этой ситуации скорее поддержат маму, чем разделят чувства ребенка. Это может звучать примерно так: «Ну, теперь ты старший, ты не должен огорчать маму. Надо вести себя хорошо, заботиться о братике/сестричке» и т. п. Таким образом, требования к старшему, только потому, что он старший, резко возрастают.
А ребенок может быть совсем не готов к такому повороту событий. Он совсем не хочет становиться «большим» и «взрослым». Особенно если до появления братика или сестрички его не учили заботиться о других. Что он может сделать «для защиты своих интересов»?
Например, вновь начать вести себя как маленький. Напомнив маме тем самым о своих детских потребностях.
Из письма одной мамы.
У меня два сына: старшему 3 года, младшему 9 месяцев. Старший сын, Никита, копирует все действия младшего, Максима: писает в штаны, агукает. Даже иногда ложится в его кровать, начинает изображать плач младенца и сосать его соску (которую сам не сосал в младенческом возрасте). Я испробовала много методов: и разговаривала с ним, и в угол ставила, и хвалила за «взрослые» поступки, но ничего пока не получается.
Эсмиральдина
Это типичная картина. Поведение старшего во многих семьях становится реальной проблемой. Возможен еще протест против детского сада или нежелание идти в школу, а также капризы, страхи, энурез (ночное недержание мочи) и прочие неприятности. С точки зрения детской психологии все эти нарушения в поведении являются одновременно видом протеста старшего ребенка против сложившейся ситуации и способом вернуть себе утраченное внимание родителей, пусть хоть и такой болезненной ценой.
Разные мамы ведут себя в этой непростой ситуации по-разному. Посмотрим на действия автора письма. Ребенок привлекает ее внимание, своим поведением сообщая ей: «Я тоже маленький, хочу, чтоб ты меня любила так же, как брата». Что делает в ответ мама? Уговорами и наказаниями доказывает старшему, что он уже «взрослый». Потребности ребенка остаются неудовлетворенными, и соответственно ничего не меняется. В этой ситуации проще не отучать старшего сына от такого «детского» поведения, а, наоборот, «подыграть» ему: «Ах ты мой маленький, давай я тебя на ручки возьму». Конечно, не стоит всерьез таскать старшего на руках, но покачать на коленях можно. При этом можно подчеркнуть что это всего лишь игра, что на самом деле старший сын умнее маленького, ведь он уже так много знает и умеет и т. п. Следует попробовать изменить свой стиль поведения со старшим, а не ждать от него понимания проблем, – и тогда он вернется к своему обычному поведению.
Из письма другой мамы.
У нас двое деток. Дочке 2 года 3 месяцев и сыночку 6 месяцев. Когда Анжела была в семье единственным ребенком то, была очень спокойной и ласковой. Сейчас она полная противоположность самой себе. Но неприятно то, что она «не дает прохода брату». Проходя мимо, что-нибудь обязательно ему сделает, то ударит рукой или игрушкой, то отберет у него что-то, специально пугает его – орет или шумит, когда он спит, ей надо срочно его разбудить. Она может прекрасно играть одна, но стоит мне отвернуться, как она возле него делает что-то плохое. Саша уже чувствует опасность в ее лице.
И теперь о ее реакции на происходящее.
Чувствую, что иногда сама стала раздражительной и нетерпимой по отношению к ней. Все понимаю и люблю ее, но иногда срываюсь. Когда она его обидит, я ей стараюсь объяснить, что обижать брата нельзя, заставляю, чтобы она его поцеловала. Она это делает с удовольствием, но через минуту опять обижает… Читаем с ней книжки, собираем мозаики, конструктор, стараюсь ее чем-то занимать.
Svetlana
Конечно, малышка ревнует. И это совершенно нормально. Понятно, что она доставляет много хлопот своей ревностью и агрессивностью в адрес брата. Но это во многом неизбежно, поскольку на сознательность двухлетней малышки рассчитывать вряд ли приходится. Какие комментарии можно дать в этом случае? Хорошо, что мама отдает себе отчет в своих чувствах. Здорово, что она ищет конструктивные пути преодоления конфликта в отношениях между детьми, отвлекает и развлекает старшую, уделяя ей тем самым должное внимание – есть движение в правильном направлении. Но заметна и растерянность мамы. Она пока не нашла подходящих средств, которые позволили бы ей справиться с реакцией старшей дочери на малыша.
Перед тем как обсудить конкретные приемы, с помощью которых родители могут пытаться изменить ситуацию к лучшему, сделаем промежуточный вывод. Очень важно не осуждать старшего ребенка за проявление ревности и уж тем более не отстранять его от себя в «наказание» за его поведение. Тогда старший ребенок будет чувствовать себя лишним, нелюбимым, ненужным. Как следствие, может проявиться агрессия в адрес младшего, в адрес родителей. Исправить ситуацию довольно сложно, а усугубить ее очень легко.
Ясно, что старшему ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть к перемене в своем положении, и еще больше времени, чтобы увидеть положительные стороны совместной жизни со своим «конкурентом». Вот почему очень важно, чтобы родители не торопили своего первенца и не требовали бы от него любви к младшему просто по факту их кровного родства. Чем лояльнее и терпимее будут родители к проявлениям ревности у своих детей, тем больше вероятности, что эти чувства постепенно изживут себя.
И теперь о том, что конкретно могут сделать родители, чтобы уменьшить проявления ревности у детей. Замечу, что эти рекомендации в основном относятся к критическому периоду «привыкания» старшего к изменению своего положения единственного ребенка в семье.
Во-первых, желательно не делить детей на «старшего» и «младшего». Если разница между ними не очень велика, лучше считать их обоих «маленькими». Даже если старший уже подросток, нужно помнить, что эта ситуация для него новая и что появление инфантильных черт в его поведении (особенно в первое время) естественно. Для того чтобы научить подростка «взрослому» отношению к младшему, родителям надо запастись силами и терпением. Если старший хочет «побыть» маленьким, ему нужно предоставить эту возможность. Не надо бояться «подыграть» ему. Можно начать вести себя с ним как с маленьким, но при этом немного нарочито, давая ему тем самым понять, что это только игра.
Во-вторых, стоит чаще говорить старшему о своей любви к нему, которая не стала меньше после рождения младшего. Ребенок может считать, что любить могут только кого-то одного – или его, или младшего. И что если любят младшего, то его в этот самый момент не любят. Это убеждение надо стремиться развеять. И лучше полагаться не на слова, а на действия – объятия и ласку.
В-третьих, стоит предоставлять старшему ребенку возможность признать свои негативные чувства, прокомментировав их, к примеру, следующим образом: «Я вижу, что ты злишься, сердишься; тебе кажется, что мы с папой меньше тебя любим; я представляю, как это должно быть обидно» и пр. Тем самым, не отрицая чувства ребенка, вы показываете ему, что понимаете его и не отталкиваете его из-за его переживаний.
В-четвертых, можно ставить старшего в лидерскую позицию: «Ты умный – он/она еще несмышленыш», «Ты умеешь… – он/она нет», чтобы старший гордился тем, что он взрослее, умнее. Когда старший ребенок видит, что в его старшинстве тоже есть преимущества, ему легче смириться с теми потерями, которыми оно сопровождается. Пока эти преимущества не будут отмечены взрослыми, сам ребенок не будет их замечать, а вот минусы он почувствует сразу.
В-пятых, когда младший немного подрастет, стоит предоставить детям возможность выяснять отношения между собой, не деля их каждый раз на правого и виноватого. «Вы поссорились, вы оба шалуны, наказываю вас обоих». В противном случае мама рано или поздно запутается в выяснениях, «кто первый начал», а закрепившиеся роли «обидчика» и «жертвы» будут способствовать дальнейшему разжиганию конфликтов между детьми.
Ну и последнее предостережение. Желательно, чтобы такое серьезное изменение в жизни ребенка, как рождение брата или сестры, не сопровождалось бы другими серьезными переменами в жизни. Ситуация для старшего и так очень дестабилизирована. Любой дополнительный стресс может стать для него чрезмерным. Плохо, если появление второго ребенка накладывается, например, на тот момент, когда старший начинает ходить в детский сад. Помимо переживаний, связанных с адаптацией к садику, старший может воспринять это как удаление из дома и подтверждение того, что его не любят.
Вот фрагмент еще одного письма.
У нас проблема – чересчур повышенный интерес к машинкам. В январе (старшему было 2,4 года) родилась сестренка. В апреле мальчик пошел в детский садик. И тут началось… Часами тупо катает машинки по всему, где можно и где нельзя, про себя бормочет, моделирует разные ситуации. И больше ничего… Что это? Ребенок ушел в свой мир? Когда ж мы его проглядели??? Это продолжается уже три месяца. Подскажите, как поступить? И отчего это может возникнуть?
О. В.
Ответ на письмо приведен ниже. Это случай, когда вмешательство специалиста, детского психолога более чем желательно, поскольку описанная мамой ситуация свидетельствует о том, что ее старший сын испытывает сильный эмоциональный стресс и что ему срочно нужна помощь.
* * *
Подведем итоги.
Типичные ошибки которые обычно совершают родители при появлении второго ребенка:
• повышение требований к старшему, только потому, что он старший;
• безоговорочное требование к старшему любить своего братика/сестричку.
Причины: представление о том, что ревность свидетельствует о проблемах ребенка, о его эгоизме; что ревности быть не должно, что это «неправильно».
Неблагоприятные внешние условия: усталость мамы, ее может быть неосознанные надежды на то, что старший поймет, как ей тяжело и поможет ей своим хорошим поведением.
Плохие советчики: бабушки и прочие, рассказывающие, что в их семье дети были «горой друг за друга», «водой не разольешь» и пр.
Ошибочные действия: осуждение ребенка за проявление ревности, отстранение от него в «наказание» за его поведение.
Последствия: старший ребенок чувствует себя лишним, нелюбимым, ненужным. Следствием становится появление агрессии в адрес младшего, в адрес родителей; может быть, отказ от детского сада, капризы, может быть, возврат в поведение младшего возраста (если мы говорим, например, о 5—6-летнем старшем, то не исключены энурез, требования укладывать его спать, как маленького, и т. п.).
Правильные действия:
– не противопоставлять детей как «старшего» и «младшего»; если разница между ними не очень велика, считать их обоих «маленькими»;
– давать старшему возможность побыть маленьким, не бояться вести себя с ним как с маленьким;
– говорить старшему о своей любви к нему;
– давать старшему возможность выразить свои негативные чувства, комментировать их: «Я вижу, что ты злишься, сердишься» – тем самым вы показываете старшему, что понимаете его и не отталкиваете из-за его переживаний, которые приводят к злости и агрессии;
– ставить старшего в лидерскую позицию: «Ты умный – он/она еще несмышленыш», «Ты умеешь… – он/она нет», чтобы старший гордился тем, что он взрослее, умнее; поскольку чаще всего старший ребенок чувствует минусы от своего старшинства, а не плюсы;
– когда младший немного подрастет, предоставьте детям возможность выяснять отношения самим, не деля их каждый раз на правого и виноватого: «Вы поссорились, вы оба шалуны, наказываю вас обоих, а не выбираю только одного виноватого».
* * *
И теперь ответы на письма родителей по этой теме.
У нас проблема – чересчур повышенный интерес к машинкам. В январе (старшему 2,4 года) родилась сестренка. В апреле (старшему 2,7 года) мальчик пошел в детский садик. И тут началось… Часами тупо катает машинки по всему, где можно и где нельзя, про себя бормочет, моделирует разные ситуации. И больше ничего. Предложения посмотреть мультики, которые так любил, воспринимаются со слезами, рисовать (даже те же машинки) не желает, строить (пусть машинки, благо есть из чего) не хочет, железная дорога не нужна, книжки (даже про машинки) не нужны, лепить не будем, на улице то же самое, только катание машинок. Что это? Ребенок ушел в свой мир? Когда ж мы его проглядели??? Это продолжается уже три месяца. Подскажите, как поступить? И отчего это может возникнуть?
О. В.
Причина скорее всего в детском садике, точнее, в том, что ребенка «удалили» из дома. К тому же в доме появился маленький ребенок. Жизнь мальчика кардинально изменилась – он был дома с любимой мамой любимый сын. Все было спокойно и предсказуемо. И вдруг родилась малышка – изменилась мама, отвлеклась от него, он перестал быть самым важным для нее. А потом еще и привычного родного дома он частично «лишился» – пошел в детский садик, а там все по-другому. Последняя отрада – его любимые машинки. Ребенок пережил эмоциональный стресс, замкнулся. Надо решать вопрос с садиком. Возможно, мальчика нужно будет временно забрать оттуда. Машинки отнимать нельзя, наоборот, надо стараться играть с ним, подключаться к его играм, чтобы в игре он снова начал взаимодействовать с вами и другими людьми. Пусть играет сколько хочет. Не надо специально отвлекать его, давить. И постарайтесь не «срываться» на мальчика. Это только подтвердит самые худшие его опасения, что мама его теперь меньше любит и пр. Говорите мальчику перед сном (как лекарство на ночь), как он дорог для вас, как вы любите его сильно-сильно, как жалеете о том, что теперь меньше времени проводите вместе, и пр. Не ждите быстрых результатов, но снова и снова говорите ему о своих чувствах. Может быть, он снова решится поверить вам….
Нашему сыну 2 года 2 месяца. Вообще-то он добрый, ласковый мальчик. Но мимо кризиса 2 лет (ведь есть такой?) мы не прошли. Бывали и истерики, и жуткая вредность и т. д. Но сейчас у нас родилась дочка, и все это усилилось во много раз. Он ревнует. Причем сестричку почти не обижает, но когда я прошу его вести себя потише, подходит к ней и орет дурным голосом, только начинаю укачивать – лезет на колени. Ив другое время сплошные капризы и истерики. Я понимаю причину этого и стараюсь не злиться. Но я не знаю, как правильно реагировать на все это, чтобы не навредить ему. Не обращать внимания? Объяснять? Просто говорить нельзя? И еще… Нам помогают бабушки, они предлагают брать на день к себе сына. Они его очень любят. Но я не знаю, то ли это к лучшему – дать ему отвлечься от своей ревности (он к ним ходит с удовольствием), то ли надо быстрее приучить его к тому, что он теперь не один ребенок в семье. А вдруг он думает, что мы от него избавляемся? Подскажите, пожалуйста, а то боюсь наделать ошибок.
Катафеич
Если ребенок ходит к бабушкам с удовольствием, значит, для него и для вас это может быть выходом. Главное, чтобы отъезды мальчика из дома не длились очень долго. Как только он запросится домой, пусть бабушки его приводят. Ревность и кризис 2–3 лет нормальны для ребенка. Судя по формулировке ваших вопросов, вы уже достаточно вооружены знаниями о детской психологии, чтобы не навредить своему ребенку. Что касается его демонстративного непослушания, то вы можете пенять ему не на недружелюбие к сестренке (например, в случае криков на ухо), а на факт непослушания вам, матери. Конечно, не стоит наказывать ребенка за каждый каприз, но и объяснять, и выговаривать ему за его проступки нужно. Необходимо сформулировать для него четкие правила – что и когда с сестренкой нельзя делать. Понятно, что нельзя драться, ну и, например, нельзя мешать малышке спать и есть. Вы подробно объясняете ребенку, почему нельзя, и предупреждаете, что за это будете наказывать. Не потому, что вы его меньше любите, чем сестричку, просто таковы правила.
У меня трое детей: девочка 13 лет, мальчик 7 лет и девочка 2 года. Все очень разные, не только по возрасту, но и во всем остальном. Мои девчонки – боевые и нахрапистые, а сын – мягкий, нежный и чувствительный. Сестры его просто затюкали. Сначала я в каждой стычке становилась на сторону сына, но это не выход. Он стал злоупотреблять моей к нему лояльностью: специально повышает голос, чтобы я обратила внимание. А если это не помогает, начинает… истерично выть. То ли ругать его за вой, то ли дочь (одну из…) за провокацию. Может быть, есть какие-нибудь упражнения для семилетних, не умеющих управлять своими эмоциями? Кстати, в школе мне тоже говорили, что он либо орет, либо плачет, если не может справиться с ситуацией.
Мария
Мальчика лучше всего отправить в какой-то кружок или секцию, где он может получить позитивный опыт общения с детьми. В идеале нужны групповые занятия под руководством детского психолога. Мальчику нужно повысить самооценку и самоутвердиться как личности, чтобы у него появились какие-то новые интересы, увлечения и чтобы ссоры с сестрами не были основным его времяпрепровождением. Кстати, как распределено жилое пространство между детьми в вашей квартире? Мальчик должен быть по возможности отделен от девочек. Если нет отдельной комнаты, нужно не разрешать сестрам врываться в «его» место, брать его вещи и т. п. Он должен знать, что его – это его, и взять это может кто-то только с его разрешения. Надо всячески поддерживать его чувство собственного достоинства. Учить его быть мужниной, быть выше женских перепалок и ссор. Не стыдить его за плач, а просто объяснять, как иначе он мог бы повести себя. Привлеките мужа или другого родственника мужского пола к общению с мальчиком. Ему нужна чисто мужская поддержка.
После рождения второго ребенка мой пятилетний сын часто играет в младенца. Требует, чтобы я относилась к нему так же, как к младшему брату, называла его именем, укладывала спать, кормила грудью, сюсюкалась. Следует ли мне принимать эту игру? Еще он стал нарочно картавить, говорить «детским голосом» (как будто он лялька) постоянно, даже вне игры. Мой муж на него за это сильно кричит, обижает до слез, отказывается общаться (хотя после такой реакции его инфантилизм проявляется еще сильнее, он говорит, что он маленький и его обижать нельзя). А иногда он играет в такую игру: я – это он, ребенок, а он – папа, а наша мама умерла.
Ирина
Объясните мужу, что это поведение не каприз мальчика, а особенности его реакции на рождение еще одного ребенка в семье. Сложно отвыкнуть от привилегий единственного ребенка, чтобы смириться с этим, нужно время. Дайте малышу это время и возможность немного покапризничать. В данном случае пытаться давить на него и тем более кричать бесполезно; его «детское» поведение от этого только закрепится. Подыгрывая ему в игре «в брата», можно как бы поменять детей местами. Называйте при этом младшего именем старшего, говорите, как вы его, большого и умного, любите и цените, как рады, что именно он у вас родился первым, и т. п. Пусть старший увидит и услышит, что в его старшинстве есть свои преимущества. Что касается его второй игры, то «смерть» мамы здесь явно символична. Скорее всего, он переживает потерю вашего исключительного к нему отношения, как если бы он потерял вас вообще. К тому же в этом возрасте дети осознают, что их родители когда-то умрут, и обыгрывают эту ситуацию. Посмотрите, как будет меняться сюжет этой игры дальше. Если что-то смутит вас, обратитесь за консультацией к детскому психологу.
Два года назад в нашей семье произошли сразу два события: появился второй ребенок и мы уехали в другую страну. Для моего старшего сына, которому сейчас 6 лет, это оказалось очень сильным стрессом. Я думала, что пройдет время и все наладится, но становится только хуже. Он абсолютно не слушается, очень невнимателен, его реакции иногда на грани психопатологии: безумный непонимающий взгляд и попытки спрятаться. Я понимаю, что надо что-то делать, а как, не знаю.
Ольга
Постарайтесь сделать все, чтобы ваш старший не чувствовал бы себя обделенным вниманием и участием. Понятно, что малыш требует много времени, но сейчас вам надо помочь своему старшему сыну. У него действительно двойной стресс – изменились внешние условия (все кругом чужое), да еще и мама теперь занята не им, а новорожденным. Вам надо постараться создать ему ощущение стабильности, начиная с обстановки и заканчивая отношениями с вами. Есть ли у вас привезенные с собой со старого места игрушки? Какие-то предметы быта (полотенце, занавески, лампа)? Разместите все эти предметы в комнате сына. Постарайтесь в играх с мальчиком обыграть переезд. Разрешите ему, например, от лица Мишки-эмигранта рассказать о его переживаниях: как одиноко ему, как все непривычно, как пугает. Пусть Мишка придет к какому-то своему другу, который пожалеет его: «Тебе сложно, но ты справишься, ты умный и смелый» и пр. В том же самом ключе (утешающий друг) должны разговаривать с ним и вы. Говорите ему о своей любви, заботе, о том, что он в любую минуту может прийти к вам за поддержкой, словами утешения. Чаще обнимайте его – объятия могут сказать больше слов. Вы сами должны стать для него «убежищем», у вас он должен искать успокоения, иначе со своими переживаниями он может не справиться.
Моей старшей дочери 4 года. Примерно с трех с половиной лет она стала неуправляемой. Повторить просьбу нужно раз пять, и то последний раз криком, только тогда она ее выполнит. Не слушается, хотя девочка хорошая (была). Как мне реагировать на ее поведение? Не связано ли это с рождением младшего братика (у них разница 3,5 года), хотя она его практически не обижает, ревности нет.
Ольга
Практически на 100 % это связано с рождением братика. У девочки кризис в связи с изменением ее положения единственного ребенка и любимицы в семье. Относиться к ней надо с пониманием, больше уделять ей времени. Скорее всего она не слушается «из протеста». Это проявление не ревности к брату, а обиды на вас, родителей. Например, за то, что теперь ей меньше достается внимания, что требований к ней стало больше. Это достаточно типичное поведение старшего ребенка после рождения младшего. И здесь важно не просто призывать ее к порядку, а показать ей, что вам не безразличны ее чувства, что вы дорожите ею не меньше, чем малышом, и т. п.
Старшая дочка (5,5 лет) все время говорит, что не любит младшую (3 года). Хотя они могут играть вместе, чем-то вместе заниматься и т. д. Когда спрашиваю: «А почему не любишь?», говорит «А вот». Периодически ссорятся, конечно, но в меру. А младшая, наоборот, все время всем говорит: «Я тебя очень люблю!» или спрашивает: «Ты меня любишь?» И вообще старшая как-то плохо себя ведет – не слушается, когда обижается, норовит удрать и т. п. Что стоит сделать и чего делать не стоит?
Ника
Похоже, что старшая говорит о своей нелюбви к младшей как бы ей и вам назло. Скорее всего этот протест направлен даже не столько против сестры, сколько против родителей. Это вашего внимания она тем самым добивается, на вас обижается и т. д. Возможно, ей кажется, что младшую вы любите больше, чем ее. Разубедить ее в этом не так-то просто. Последите за своим отношением к обеим дочкам. Быть может, младшая сестра действительно чаще оказывается в положении вашей любимицы? Если это так, то понятно, почему старшая может и ревновать, и завидовать. Родителям очень важно выбрать правильную линию поведения. Важно не критиковать старшую, когда это слышит младшая. И не стоит особо хвалить младшую в присутствии старшей. И наоборот. Вы не будете поощрять соперничество между сестрами, если не будете выделять кого-то одного. Если у старшей закрепится ощущение, что ее «не любят» или «любят меньше», чем младшую, то это может стать почвой для постоянных конфликтов.
У меня двое детей, мальчики 4,5 года и 6 лет. Младший – боевой, подвижный, обижает старшего. А старший– ранимый и чувствительный, не может ответить. Что это – ревность и соперничество? И что с этим можно сделать?
Елена
Конечно, есть и ревность, есть и соперничество. На то и мальчишки, на то и братья. Без этого не обходится. Старшему ребенку порой приходится сложнее, чем младшему. После рождения брата жизнь старшего изменилась на 100 %. А у младшего такого «перелома» не было. Здесь важно правильно вести себя родителям. Распределять свою любовь и внимание между детьми так, чтобы никто не был в обиде, чтобы им не казалось, что кто-то у родителей на особом положении. Если вы чувствуете, что кто-то из детей вам ближе, постарайтесь не показывать этого. Поддержите старшего, если младший не прав, и наоборот. Важно задать общие для всех правила и подчеркивать, что вы равным образом будете наказывать обоих за их нарушение, невзирая на старшинство.
У меня двое детей – мальчики четырех и пяти лет. Наша проблема состоит в том, что они не могут найти общего языка. У нас в доме происходят каждодневные бои (из-за игрушек, компьютера и т. д.). Больше всего мне не нравится их жестокость друг к другу: один другого может ударить по голове тем, что попадется под руку, если кто-то из них лежит и играет на полу, другой может подойти и наступить на него (причем на любую часть тела). Кроме меня, в доме есть еще няня, но мы, два взрослых человека, не успеваем следить за ними. Я не знаю уже, что делать и какими методами с этим бороться. Их двоих невозможно оставить одних в комнате. Подскажите, что нам делать?
Sevav
То, что дети дерутся, не так страшно. Через это проходят многие братья. Плохо, если эти драки настолько серьезны, как вы описали. Родителям нужно выстроить единую стратегию поведения и очень последовательно ее придерживаться, чтобы ситуация потихоньку начала исправляться. Вкратце вам надо действовать в определенных направлениях. 1) Ввести допустимые
правила боя – например, бить по спине, плечам; и недопустимые – нельзя бить по голове, по животу; можно бить только руками – нельзя ногами и пр. Кстати, может, купить им боксерские перчатки? 2) Строго наказывать обоих, если правила нарушены. Разводить по разным комнатам, запрещать играть вместе какое-то время. Систему наказаний вообще надо очень тщательно продумать. 3) Важно подчеркивать, что у вас, родителей, нет любимчиков и что к ним обоим у вас равные требования; объясните им, что вы их любите одинаково сильно, поэтому и наказывать будете за каждый их проступок одинаково. Кроме того, надо постоянно объяснять им, что драться можно только по установленным правилам. И что есть и другие способы разрешить противоречия, кроме драки. Обязательно учить их договариваться и обсуждать условия договора. В выстраивании взаимоотношений братьев нужно правильно организовать их жилое пространство в квартире, учесть влияние няни и многое другое. Вот почему вам лучше всего все-таки поговорить с психологом лично.
У меня проблемы в понимании с 6-летней дочерью. Она перестала меня слушаться, очень часто игнорирует мои просьбы и запреты, грубит мне, хотя постоянно говорит, что очень меня любит. Стала ленивой и неаккуратной. Раньше таких проблем не было. Это может быть связано с тем, что у нее появился брат. Сейчас ему 1 год и 2 месяца. Раньше была ревность с ее стороны, но со временем дочка успокоилась и сейчас очень любит брата. Дочь часто общается с бабушкой, которая разрешает и позволяет ей все. Стала чаще проситься к ней на ночь. У нее появились ночные страхи, к бабушке она ходит потому, что спит с ней в одной кровати, а дома у нее отдельная кровать и комната, и ее это стало пугать, но я не считаю, что таким только способом можно избавиться от ее страхов. Со свекровью я не конфликтую, но эта вседозволенность и потакание мне не нравятся. Я пыталась это обсудить со свекровью, но она обижается, а я в глазах ребенка выгляжу «нехорошей». Подскажите, пожалуйста, как мне наладить отношения со своей дочерью, я ее очень люблю, но ее поведение заставляет меня страдать и чувствовать себя ненужной для нее.
Оксана
Получилось так, что ваша свекровь отчасти заменила вашей дочери вас, ее маму. Это произошло, когда у нее появился братик, который как будто занял ее место. Если такая ситуация не закрепится надолго, ничего страшного в этом нет. Будьте уверены, что сколько бы ваша дочь ни просилась к бабушке, вы навсегда останетесь для нее самой важной, ведь вы ее мама и ваше внимание и любовь к ней для нее первичны. Чтобы наладить отношения с дочкой, проводите с ней больше времени наедине. Оставьте малыша заботам той же бабушки и пойдите с девочкой в кино или на аттракционы, куда ей захочется. Постарайтесь вернуть ее доверие своим терпением, пониманием ее сложных чувств, особенностей ее настроения. Не требуйте от нее отказаться от общения с бабушкой, пусть идет к ней, когда хочет. Но расскажите, как вам грустно без нее ночью. Возможно ли поставить ее кроватку в вашу комнату (если малыш не часто просыпается ночью)? Или разрешите, если ей становится страшно, приходить ночью к вам в постель. Я думаю, что ее желание спать с кем-то связано не столько со страхами, сколько с переживанием своего одиночества. Ей хочется больше человеческого тепла. И эта ночная близость с вами может дать ей больше, чем ночевки вместе с бабушкой. Мне кажется, что если близость между матерью и дочерью восстановится, то страхи уйдут и поведение девочки стабилизируется.