Рубль Петра-1 Матрос

Рубли Петра Великого. Матрос

Интересное

Рубль Петра Первого. Желанная монета для коллекционера-нумизмата, трофей мечты для поисковика-копателя, портрет в миниатюре для эстета-искусствоведа и просто живой свидетель великого прошлого России для любителя истории. Если присмотреться к рублям первогороссийского императора, то можно заметить, что зачастую монеты даже одного года выпуска несут на себе совершенно отличные друг от друга изображения. Да, действительно, в период царствования Петра 1 разнообразие типов как портретных, так и монетных в целом, было велико. На страницах альманаха я постараюсь в сжатом и лаконичном журнальном формате рассказать об основных видах и отличиях рублей Петра 1, по возможности раскрывая некоторые стороны и нюансы портретного, вензельного и гербового исполнения того или иного типа. Не ставя цель быть хронологически последовательным и точным, свой первый рассказ начну не с самого первого петровского типа, а с одного из последних рублей, портрет которого в каталогах обозначается как «в античных доспехах», а среди нумизматов получил короткое и емкое название «матрос» . И действительно, наряд Петра на этой монете напоминает матроску. Что мы знаем об этой монете, пожалуй, самом распространенном и частом рубле Великого Петра, и какие интересные особенности, разновидности и отличия встречаются в данном типе? Попробуем разобраться. Этот портрет впервые появился на рублях в 1723 году и чеканился до самой смерти Петра параллельно с остальными типами рублей, выходящих с монетных дворов Москвы и Петербурга.

Руб петра -1 матрос

Авторство портрета принадлежит талантливому русскому мастеру Осипу Калашникову, хотя ранее считалось (Уздеников В. В., Монеты России 1700-1917, М., 1986) что «ОК» инициалы немецкого медальера Отфрида Кенига. Калашников – один из выдающихся художников-граверов первой половины ХVIII века, его руке принадлежит немалое количество красивейших портретных работ, нашедших свое воплощение в памятных и наградных медалях, монетах, среди которых и «матрос» – один из самых удачных рублевых портретов императора. Портрет выполнен в лаконичной и достаточно строгой форме в полном соответствии с канонами и стилистикой, принятыми в то время в Европе, техника же исполнения самобытна и оригинальна, в ней узнаваем индивидуальный почерк, художника.

Общая композиция монеты выглядит следующим образом: аверс (а за него в данном случае мы принимаем сторону монеты, на которой изображен император) представляет собой погрудный портрет Петра, заключенный в круговую легенду-титул. Петр Алексеевич предстает перед нами довольно молодым, хотя к началу чеканки этого типа ему был 50- 51 год.

Взгляд императора на монете прям и горд. Голову самодержца украшает лавровый венок – типичный атрибут и символ власти. Правители, увенчанные лавром, изображались художниками, скульпторами и граверами еще с античных времен (да и вообще эстетика монетных изображений Европы в целом и России в частности берет свои истоки в культуре Древней Греции и Древнего Рима). Одеяние Петра выполнено в стиле античных доспехов, прикрытых складками плаща. Складки эти на разных монетах могут иметь различие в расположении и форме вследствие подгравировки штемпелей во время чеканки. На груди видны головы гербового орла. Обрез рукава короткий, под ним, в зависимости от разновидности, могут располагаться инициалы гравера – ОК. Круговая надпись-легенда вокруг портрета гласит: «ПЕТРЪ А ИМПЕРАТОРЪ I САМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОСИIСКИI».

Надпись – (и это очень важно и интересно с точки зрения нумизматики) может существенно различаться, имея разные варианты написания, вида шрифта, наличие/отсутствие точек в промежутках между словами. Это явление обусловлено тем, что на штемпеле с портретом (вензелем, гербом) надпись не вырезалась целиком, а набивалась побуквенно, пунсонами. И набивали ее подмастерья, люди зачастую малограмотные, из-за чего и возникали казусы в виде ошибок в словах, перевернутых букв и пр. Некоторые варианты надписи-легенды чрезвычайно редки и высоко оценены в нумизматических каталогах. Один из ярких примеров необычного исполнения круговой надписи — замена буквы «И» буквой «N», причём ВО ВСЕХ словах легенды.

Руб петра -1 матросРуб петра -1 матрос

Реверс этой монеты вензельный. Одни рубли Петра имеют на реверсе двуглавого орла в разных исполнениях, а другие, как этот, – царский вензель. Он представляет собой переплетение четырех букв «П», образующих крест, и расходящиеся из буквы «I» (I мераторъ) лучи. Каждая оконечность креста увенчана императорской короной, в центре расположена дата – год чеканки. Реверс также имеет круговую легенду. Она гласит: «МОНЕТА НОВАЯ ЦЕНА РУБЛЬ». И, конечно же, здесь, в этом изображении, тоже отыщется множество разновидностей, причем очень и очень различающихся между собой. К подетальным разновидностям можно отнести различие изображений корон, варианты шрифтов цифр года, круговой надписи и ошибки в них, отсутствие/наличие точек в лучах буквы «I» и другие не столь заметные, но важные для нумизмата-исследователя нюансы на монетах, изготовленных разными штемпельными парами. Глобальное и самое явное различие в исполнении вензеля этой монеты можно увидеть, сопоставив рубли 1723-1724 годов с рублём 1725 года. Этот последний год чеканки отличается исполнением букв «П» в сплетении вензельного креста. Каждая оконечность буквы в этом типе имеет фигурные барашки-завитки придающие изображению пышность и вычурность. Этот тип вензеля классифицируется как «украшенный» и выгодно отличается по красоте исполнения от предшественника, выдержанного в строгих штрихах и а кого-либо убранства. Гурт монеты имеет надпись «РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ МОВСКОГО ДВОРА» (№ 9 по классификации В.В. Узденикова). Здесь также встречаются варианты, различающиеся написанием, оформлением ошибок в словах.

Все эти крупные и мелкие разновидности аверса, реверса и гурта монеты, встречающиеся в многообразии сочетаний, дают поистине огромное количество интересных, важных и значимых вариантов коллекционеров-любителей, так и для нумизматов-профессионалов, изучающих технологию монетного дела и историю денежного обращения нашей страны.

 А в целом, если смотреть на этот рубль с точки зрения эстетической, как на красивый старинный предмет из глубокого прошлого, который можно взять в руки и ощутить дыхание Истории, то совокупность портретной стороны с гордым профилем Великого Петра, оборотного вензеля-креста и выступающего зубьями букв гурта являет собой образец, сам вид которого говорит не только о высокой художественной ценности памятника русского медальерного искусства, но и о неотъемлемой принадлежности этой монеты к славным, но канувшим в Лету временам возвеличивания России. И неудивительно, что помыслы большинства копателей и коллекционеров, увлекающихся российскими старинными монетами – о нем, ПЕТРОВСКОМ РУБЛЕ.

Алексей Шлыков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *